«Приемлемые цены и оптимальное распределение ресурсов на товарных рынках»
— Да, Надежда Николаевна, и в Белокаменной у вас вовсе не кабинетная служба…
— В ЕЭК все структуры пока находятся в стадии формирования, в том числе и наш департамент. Но командировок, конечно же, никто не отменял. По-моему, более глубоко вникнуть в суть дела легче прямо на месте. В начале августа была в Новосибирске на ежегодном «Зерновом форуме Сибири». Рассматривались актуальные вопросы состояния и перспективы производства зерна, развития инфраструктуры, логистики, экспорта. Проблем здесь еще хватает, в том числе и в плане принятия мер по регулированию зернового рынка.
— Именно проведение согласованной макроэкономической политики заявлялось и как одна из основных функций ЕЭК.
— Все нужно поставить на законодательный уровень и учесть любые моменты. Никто сегодня не говорит о единой агропромышленной политике — речь идет о согласованных направлениях. Скажем, в Подмосковье перепроизводство овощей, такая же картина с огурцами в Столинском районе. А в некоторых местах такой продукции катастрофически не хватает. Кроме того, есть и разные национальные приоритеты, особенности. Зачем сегодня в почвенно-климатических условиях Беларуси заниматься выращиванием твердых сортов пшеницы? Они у нас априори не вырастут, поскольку суммарное количество температур куда ниже, чем, например, в Казахстане. Или производство конины — это вообще национальный приоритет наших казахских партнеров. все нужно будет учесть и свести в едином соглашении.
— Перспективы, действительно, просматриваются неплохие…
— Так и будет. Проведение согласованной агропромышленной политики государств — членов ЕЭП будет способствовать расширению производства, повышению устойчивости работы агропромышленных комплексов и их эффективности. Кроме того, это сможет гарантировать обеспечение сельхозпродукцией и продовольствием нашего населения по приемлемым ценам и оптимальное распределение ресурсов на товарных рынках стран Единого экономического пространства.
— А как же развитие экспорта продовольствия?
— Это направление должно стать приоритетом аграрной политики Таможенного союза. Товарооборот между Россией, Беларусью и казахстаном постоянно растет. К тому же аграрный сектор хорошо развит. Доля сельхозпроизводства в структуре внутреннего валового продукта составляет от 5 до 10 процентов. Это преимущество позволяет в полной мере обеспечить население трех стран качественными и доступными продуктами питания и без всякого ущерба для себя продавать за рубеж.
— Надежда Николаевна, на ваш взгляд, как изменится ситуация с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию?
— Россия взяла на себя определенные обязательства при вступлении в ВТО. Самый уязвимый момент, который очень активно обсуждается, — это снижение ставок таможенных пошлин при поставках продукции и ее реализации в Россию. Но мы были к этому готовы, страны Таможенного союза и ранее работали примерно в одинаковых условиях.
Что касается каких-то разговоров о проблемах белорусской сельскохозяйственной продукции на территории России, то я в принципе отрицаю их существование. Что значит «проблемы»? Есть обычная жизнь, есть какие-то рабочие моменты и нестыковки — а где их нет? Они в одинаковой степени существуют как у нас, так и в России, Казахстане. Ведь проблемы могут возникнуть и из-за каких-то форс-мажорных ситуаций — к примеру, климатических.
— Как вы сказали, основная задача департамента — подготовка обоснованной правовой базы. А есть ли возможность влиять на прогнозы экспорта или те же квоты?
— Любая наднациональная структура работает жестко на основании принятых соглашений. Поэтому не будем рассуждать на тему можно или нельзя даже с точки зрения рекомендательного материала. Конечно, никто не исключает, что он может исходить в том числе и из нашего департамента. Но для принятия решений, их исполнения сторонами однозначно нужны конкретные международные соглашения.
Кстати, я и другие белорусы, уже работающие в ЕЭК, находимся там не для того, чтобы решать только проблемы своей страны. Это международная наднациональная организация, и руководство департаментом сельскохозяйственной политики не означает, что я буду лоббировать белорусские интересы. Наша задача — создать всем странам Таможенного союза комфортные условия для развития их аграрного сектора.
— Странам Таможенного союза, учитывая их нацеленность на экономический рост и взаимовыгодное сотрудничество, вероятно, необходимы и новые подходы к развитию агропромышленного комплекса?
— Безусловно, но это должны быть такие подходы, которые объединили бы дальнейшие достижения «тройки» в науке и агротехнике и придали бы аграрному сектору большую сопротивляемость к негативным факторам, в том числе и финансово-экономического характера.
Здесь особенно важны разработка и реализация межгосударственных программ и проектов в области развития инфраструктуры аграрно-продовольственных рынков, проведения научных исследований в области генной инженерии и селекции, энергоэффективных технических решений и новых форм организации производства. Для этих целей в Союзном государстве Беларуси и России, Евразийском экономическом сообществе и СНГ утверждены соответствующие правовые документы с регламентацией порядка разработки, реализации и их финансирования.
— Мы можем назвать некоторые из них?
— В странах Содружества реализуется Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников до 2020 года. Главный ожидаемый результат — формирование межгосударственного пространства, которое позволит создать новую зону технологического лидерства и укрепит наши позиции в архитектуре мировой хозяйственной системы. По семи межгосударственным проектам и программам ведется работа в рамках Единого экономического сообщества.
В рамках Союзного государства с 2000 года реализована 41 межгосударственная программа, 14 успешно реализуются, в том числе 3 — в сфере промышленности и агропромышленного комплекса. Это «БелРосТрансген-2», проект, направленный на повышение пищевой ценности перерабатывающих производств, а также разработка технологий и оборудования для производства комбикормов. На текущий год запланировано 27 программ, 11 из которых будут направлены на развитие промышленности и АПК.
Также добавлю, что в рамках Единого экономического пространства готовится положение о разработке и реализации межгосударственных целевых программ государств — членов Таможенного союза и ЕЭП. Сейчас этот документ проходит этап согласования. В положении содержатся основные моменты разработки и реализации проектов. Немаловажно, что предусмотрены и источники финансирования. Главное, новые проекты должны быть эффективными и учитывать цели и приоритеты социально-экономического развития государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
— Уверен, новыми программами занимается и Департамент агропромышленной политики. Какова сейчас его структура?
— Все департаменты Евразийской экономической комиссии формируются в зависимости от количества направлений, решаемых задач и курируемых соглашений. Безусловно, есть у нас и отдел по госпрограммам и проектам. Работают также отдел по субсидиям и аналитический. Как я уже говорила, департамент еще в стадии формирования. Но, думаю, у нас будут трудиться порядка тридцати специалистов.
Агропромышленная политика — это не только производство сельхозпродукции, ее переработка и реализация. Это и ценовая политика, налоговая политика, субсидии. Поэтому круг и направления работы очень серьезные, тем более что нужно это спроецировать на три страны, которые очень разные в своей отправной точке, по национальным традициям, приоритетам и так далее. Но, учитывая, что мы очень серьезно и много работали в рамках комиссии Таможенного союза, в рамках решений и соглашений, принятых в Едином экономическом пространстве, база подготовлена очень серьезная. Задачи понятны, пути решения намечены, остается только действовать.
Беседовал Александр ШЕВКО, «БН»
Фото Андрея МАКСИМОВА