Госсектор Беларуси: доминирующий и низкоэффективный
06.09.2012 15:24
—
Новости Экономики
Госсектор Беларуси: доминирующий и низкоэффективный
Белорусская промышленность практически полностью контролируется госсектором. Результаты свежего исследования показывают, что порядка 85% процентов промпроизводства дают организации, подведомственные республиканским органам госуправления и местным властям. При этом эффективность частных организаций, которые занимаются промпроизводством, выше государственных.
Низкопроизводительный госсектор тормозит развитие регионов
Промышленность играет весомую роль в белорусской экономике – она формирует около трети валового внутреннего продукта. Вместе с тем в последнее время появилось много разговоров о том, как повысить эффективность работы нашей промышленности. Правительство в этой связи подготовило даже глобальный документ – программу развития промышленного комплекса на период до 2020 года.
Чтобы понять потенциал промышленного комплекса Беларуси, стоит обратить внимание на его структуру, а также на эффективность сегодняшних промышленных предприятий.
Отчет о развитии белорусских регионов, подготовленный специалистами Научно-исследовательского экономического института Минэкономики благодаря поддержке Фонда "Евразия" за счет средств, предоставленных USAID, дает ответы на эти вопросы.
Оценив промышленный потенциал белорусских регионов, авторы исследования показывают, что ключевую роль в промышленности играют организации, подведомственные республиканским органам госуправления и местным властям.
Как видим, практически во всех регионах ключевую роль играют предприятия, подведомственные республиканским органам госуправления – они дают 74,1% республиканского объема промпроизводства. Около 11% приходится на предприятия, подчиненные местным властям. Таким образом, доля госсектора в общем объеме промпроизводства Беларуси составляет около 85%.
Вместе с тем парадокс состоит в том, что по производительности труда частные предприятия опережают государственные. Расчеты специалистов НИЭИ Минэкономики показали, что во многих подсекциях обрабатывающей промышленности производительность труда у частников выше, чем в госсекторе.
Так, например, в подсекции "производство пищевых продуктов" у юрлиц без ведомственной подчиненности производительность труда составляет 450 млн рублей на человека. В то же время в организациях, подведомственных республиканским госорганам, - 319 млн рублей на человека. Схожая картина и в других секторах обрабатывающей промышленности.
Промышленность играет весомую роль в белорусской экономике – она формирует около трети валового внутреннего продукта. Вместе с тем в последнее время появилось много разговоров о том, как повысить эффективность работы нашей промышленности. Правительство в этой связи подготовило даже глобальный документ – программу развития промышленного комплекса на период до 2020 года.
Чтобы понять потенциал промышленного комплекса Беларуси, стоит обратить внимание на его структуру, а также на эффективность сегодняшних промышленных предприятий.
Отчет о развитии белорусских регионов, подготовленный специалистами Научно-исследовательского экономического института Минэкономики благодаря поддержке Фонда "Евразия" за счет средств, предоставленных USAID, дает ответы на эти вопросы.
Оценив промышленный потенциал белорусских регионов, авторы исследования показывают, что ключевую роль в промышленности играют организации, подведомственные республиканским органам госуправления и местным властям.
Как видим, практически во всех регионах ключевую роль играют предприятия, подведомственные республиканским органам госуправления – они дают 74,1% республиканского объема промпроизводства. Около 11% приходится на предприятия, подчиненные местным властям. Таким образом, доля госсектора в общем объеме промпроизводства Беларуси составляет около 85%.
Вместе с тем парадокс состоит в том, что по производительности труда частные предприятия опережают государственные. Расчеты специалистов НИЭИ Минэкономики показали, что во многих подсекциях обрабатывающей промышленности производительность труда у частников выше, чем в госсекторе.
Так, например, в подсекции "производство пищевых продуктов" у юрлиц без ведомственной подчиненности производительность труда составляет 450 млн рублей на человека. В то же время в организациях, подведомственных республиканским госорганам, - 319 млн рублей на человека. Схожая картина и в других секторах обрабатывающей промышленности.
"Данная ситуация свидетельствует о необходимости структурной, институциональной и технологической модернизации отраслевой структуры регионов", - говорится в отчете "Социально-экономическое развитие регионов в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики", который подготовили специалисты НИЭИ Минэкономики.
По мнению авторов исследования, "поддержка низкопроизводительного сектора валообразующих предприятий обрабатывающей промышленности республиканского подчинения является одной из причин, тормозящих темпы социально-экономического развития регионов".
В этой связи эксперты рекомендуют увеличить долю малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности "посредством создания новых инновационно ориентированных высокопроизводительных производств".
Без реформ не обойтись
Сегодняшняя ситуация, когда производительность труда на частных предприятиях в ряде случаев выше, чем на государственных, объясняется несколькими причинами.
"Производительность труда в частном секторе может быть выше, так как, во-первых, их в меньшей степени касаются директивные показатели по объемам производства, которые доводятся до государственных организаций. Соответственно, частники могут гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры без ущерба для своей деятельности", - говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Кроме того, добавляет она, частные организации обладают большей гибкостью в плане решения трудовых вопросов. "Когда необходимо, они могут сократить численность организации. Государственные предприятия такой свободы действий не имеют", - констатирует Точицкая.
В этой связи эксперт рекомендует провести структурные реформы в реальном секторе.
"Под структурными реформами следует понимать не только приватизацию, тем более, сегодня видно, что государство к этому еще не готово. Поэтому стоило бы делать другие шаги, направленные на повышение эффективности производственного сектора", - считает Ирина Точицкая.
Эксперт, в частности, предлагает отказаться от практики доведения до госпредприятий директивных показателей и предоставить им возможность оптимизировать численность персонала.
Белорусское правительство, как известно, собирается повышать эффективность реального сектора экономики путем создания новых производств. Премьер-министр Михаил Мясникович на недавнем заседании Совмина поручил в 2013 году создать в каждом районе не менее 10 новых производственных предприятий с численностью не менее 50 человек каждое.
Предложение по созданию инновационных производств является своевременным. "Идея правильная, вопрос – как ее реализовать? Создание новых производств - достаточно сложная задача, успешное решение которой зависит от ряда факторов", - отмечает Ирина Точицкая.
Сегодня, констатирует эксперт, нет четкого ответа на многие вопросы, а именно – за счет каких инвестиций мы собираемся создавать новые производства, куда именно хотим их привлечь и готово ли государство отдавать в частные руки целые промышленные направления.
В общем, нужны конкретные ответы, а главное - шаги, направленные на повышение эффективности отечественной промышленности. Последние исследования лишь доказывают, что без реформ не обойтись.
По мнению авторов исследования, "поддержка низкопроизводительного сектора валообразующих предприятий обрабатывающей промышленности республиканского подчинения является одной из причин, тормозящих темпы социально-экономического развития регионов".
В этой связи эксперты рекомендуют увеличить долю малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности "посредством создания новых инновационно ориентированных высокопроизводительных производств".
Без реформ не обойтись
Сегодняшняя ситуация, когда производительность труда на частных предприятиях в ряде случаев выше, чем на государственных, объясняется несколькими причинами.
"Производительность труда в частном секторе может быть выше, так как, во-первых, их в меньшей степени касаются директивные показатели по объемам производства, которые доводятся до государственных организаций. Соответственно, частники могут гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры без ущерба для своей деятельности", - говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Кроме того, добавляет она, частные организации обладают большей гибкостью в плане решения трудовых вопросов. "Когда необходимо, они могут сократить численность организации. Государственные предприятия такой свободы действий не имеют", - констатирует Точицкая.
В этой связи эксперт рекомендует провести структурные реформы в реальном секторе.
"Под структурными реформами следует понимать не только приватизацию, тем более, сегодня видно, что государство к этому еще не готово. Поэтому стоило бы делать другие шаги, направленные на повышение эффективности производственного сектора", - считает Ирина Точицкая.
Эксперт, в частности, предлагает отказаться от практики доведения до госпредприятий директивных показателей и предоставить им возможность оптимизировать численность персонала.
Белорусское правительство, как известно, собирается повышать эффективность реального сектора экономики путем создания новых производств. Премьер-министр Михаил Мясникович на недавнем заседании Совмина поручил в 2013 году создать в каждом районе не менее 10 новых производственных предприятий с численностью не менее 50 человек каждое.
Предложение по созданию инновационных производств является своевременным. "Идея правильная, вопрос – как ее реализовать? Создание новых производств - достаточно сложная задача, успешное решение которой зависит от ряда факторов", - отмечает Ирина Точицкая.
Сегодня, констатирует эксперт, нет четкого ответа на многие вопросы, а именно – за счет каких инвестиций мы собираемся создавать новые производства, куда именно хотим их привлечь и готово ли государство отдавать в частные руки целые промышленные направления.
В общем, нужны конкретные ответы, а главное - шаги, направленные на повышение эффективности отечественной промышленности. Последние исследования лишь доказывают, что без реформ не обойтись.