Госсектор Беларуси: доминирующий и низкоэффективный

Источник материала:  
06.09.2012 15:24 — Новости Экономики

Госсектор Беларуси: доминирующий и низкоэффективный

           


Госсектор Беларуси: доминирующий и низкоэффективный
Белорусская промышленность практически полностью контролируется госсектором. Результаты свежего исследования показывают, что порядка 85% процентов промпроизводства дают организации, подведомственные республиканским органам госуправления и местным властям. При этом эффективность частных организаций, которые занимаются промпроизводством, выше государственных. 
 
Низкопроизводительный госсектор тормозит развитие регионов

Промышленность играет весомую роль в белорусской экономике – она формирует около трети валового внутреннего продукта. Вместе с тем в последнее время появилось много разговоров о том, как повысить эффективность работы нашей промышленности. Правительство в этой связи подготовило даже глобальный документ – программу развития промышленного комплекса на период до 2020 года.

Чтобы понять потенциал промышленного комплекса Беларуси, стоит обратить внимание на его структуру, а также на эффективность сегодняшних промышленных предприятий.

Отчет о развитии белорусских регионов, подготовленный специалистами Научно-исследовательского экономического института Минэкономики благодаря поддержке Фонда "Евразия" за счет средств, предоставленных USAID, дает ответы на эти вопросы.

Оценив промышленный потенциал белорусских регионов, авторы исследования показывают, что ключевую роль в промышленности играют организации, подведомственные республиканским органам госуправления и местным властям.

Госсектор Беларуси: доминирующий и низкоэффективный


Как видим, практически во всех регионах ключевую роль играют предприятия, подведомственные республиканским органам госуправления – они дают 74,1% республиканского объема промпроизводства. Около 11% приходится на предприятия, подчиненные местным властям. Таким образом, доля госсектора в общем объеме промпроизводства Беларуси составляет около 85%.

Вместе с тем парадокс состоит в том, что по производительности труда частные предприятия опережают государственные. Расчеты специалистов НИЭИ Минэкономики показали, что во многих подсекциях обрабатывающей промышленности производительность труда у частников выше, чем в госсекторе.

Так, например, в подсекции "производство пищевых продуктов" у юрлиц без ведомственной подчиненности производительность труда составляет 450 млн рублей на человека. В то же время в организациях, подведомственных республиканским госорганам, - 319 млн рублей на человека. Схожая картина и в других секторах обрабатывающей промышленности.
 
"Данная ситуация свидетельствует о необходимости структурной, институциональной и технологической модернизации отраслевой структуры регионов", - говорится в отчете "Социально-экономическое развитие регионов в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики", который подготовили специалисты НИЭИ Минэкономики.

По мнению авторов исследования, "поддержка низкопроизводительного сектора валообразующих предприятий обрабатывающей промышленности республиканского подчинения является одной из причин, тормозящих темпы социально-экономического развития регионов".

В этой связи эксперты рекомендуют увеличить долю малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности "посредством создания новых инновационно ориентированных высокопроизводительных производств".

Без реформ не обойтись

Сегодняшняя ситуация, когда производительность труда на частных предприятиях в ряде случаев выше, чем на государственных, объясняется несколькими причинами.

"Производительность труда в частном секторе может быть выше, так как, во-первых, их в меньшей степени касаются директивные показатели по объемам производства, которые доводятся до государственных организаций. Соответственно, частники могут гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры без ущерба для своей деятельности", - говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Кроме того, добавляет она, частные организации обладают большей гибкостью в плане решения трудовых вопросов. "Когда необходимо, они могут сократить численность организации. Государственные предприятия такой свободы действий не имеют", - констатирует Точицкая.

В этой связи эксперт рекомендует провести структурные реформы в реальном секторе.

"Под структурными реформами следует понимать не только приватизацию, тем более, сегодня видно, что государство к этому еще не готово. Поэтому стоило бы делать другие шаги, направленные на повышение эффективности производственного сектора", - считает Ирина Точицкая.

Эксперт, в частности, предлагает отказаться от практики доведения до госпредприятий директивных показателей и предоставить им возможность оптимизировать численность персонала.

Белорусское правительство, как известно, собирается повышать эффективность реального сектора экономики путем создания новых производств. Премьер-министр Михаил Мясникович на недавнем заседании Совмина поручил в 2013 году создать в каждом районе не менее 10 новых производственных предприятий с численностью не менее 50 человек каждое.

Предложение по созданию инновационных производств является своевременным. "Идея правильная, вопрос – как ее реализовать? Создание новых производств - достаточно сложная задача, успешное решение которой зависит от ряда факторов", - отмечает Ирина Точицкая.

Сегодня, констатирует эксперт, нет четкого ответа на многие вопросы, а именно – за счет каких инвестиций мы собираемся создавать новые производства, куда именно хотим их привлечь и готово ли государство отдавать в частные руки целые промышленные направления.

В общем, нужны конкретные ответы, а главное - шаги, направленные на повышение эффективности отечественной промышленности. Последние исследования лишь доказывают, что без реформ не обойтись.
 

←Литовские бизнесмены: в Беларуси плохой инвестклимат

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика