Утилизационные сборы: козырь белорусского бюджета
С 1 сентября РФ начала взимать утилизационные сборы на колесные транспортные средства, которые выпускаются на территории РФ или ввозятся из других стран, кроме стран Таможенного союза. Некоторые российские перевозчики уже готовят документы, а другие рассматривают варианты перерегистрации бизнеса в Беларуси с целью избежать поборов.
Сколько берут с перевозчиков
Размер сбора рассчитывается от базового тарифа в 20 тыс. рублей с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от вида и категории транспортного средства. При этом физические лица, ввозящие легковые автомобили для личного пользования, будут платить утилизационный сбор в размере 2 тыс. рублей за новый автомобиль и 3 тыс. рублей, если с даты выпуска автомобиля прошло более 3 лет.
Сумма сбора для новых легковых автомобилей будут составлять от 17,2 тыс. рублей при объеме двигателя не более 1 тыс. куб. см до 110 тыс. рублей, если объем двигателя – более 3,5 тыс. куб. см. Для легковых автомобилей возрастом более 3 лет сумма сбора будет составлять от 106 тыс. рублей при объеме двигателя не более 1 тыс. куб. см и до 700,2 тыс. рублей при двигателе более 3,5 тыс. куб. см.
На грузовые автомобили применяется базовая ставка 150 тыс. рублей для расчета утилизационного сбора. Сумма сбора для новых грузовиков в зависимости от массы составит от 75 тыс. рублей при массе не более 2,5 тонн до 435 тыс. рублей при массе свыше 20 тонн, но не более 50 тонн.
При ввозе грузовых автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, размер сбора будет находиться в зависимости от массы до 2,5 тонн – 132 тыс. рублей, до 1,77 млн рублей при массе свыше 20 тонн. На автомобили специального назначения сбор будет составлять 150 тыс. рублей для новых машин и 1,150 млн рублей возрастом более 3 лет. При этом сбор на новые внедорожные самосвалы будут от 2,04 млн рублей до 5,55 млн рублей, на машины старше 3 лет – от 4,647 млн рублей до 6 млн рублей.
Новые автобусы будут облагаться утилизационным сбором от 90 тыс. рублей до 300 тыс. рублей, возрастом более 3 лет – от 150 тыс. рублей до 780 тыс. рублей в зависимости от объема двигателя.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств. Взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба. Сбор не взимается за транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября.
Исключения по уплате утилизационных сборов предусмотрены для отдельных категорий лиц, пользующихся установленными льготами при ввозе автомобилей на территорию РФ, а также для производителей, принимающих на себя добровольные гарантийные обязательства по обеспечению безопасной утилизации выпускаемых ими автотранспортных средств.
Перевозчики бегут от поборов в Беларусь
В связи с введением утилизационных сборов в Беларуси ожидается массовое пришествие бегущих от поборов российских международных перевозчиков.Для отдельных операторов в отдельных сегментах есть возможности уменьшить размер конечных выплат.
Но российские грузоперевозчики не ждут ничего хорошего. Большинство из них закупает за границей бэушную технику, и ставка нового сбора на нее может в отдельных случаях превышать 1,5 млн российских рублей. И если те, кто работает на внутренний рынок, могут компенсировать эти затраты путем увеличения тарифов на перевозки, то для международных перевозчиков такая схема означает вытеснение с рынка. Их услуги перестанут быть конкурентоспособными по сравнению с главными конкурентами - белорусами, поляками, украинцами.
По информации СМИ от участников рынка, некоторые российские перевозчики уже готовят документы, а другие рассматривают варианты перерегистрации бизнеса в Беларуси. Вполне возможно, что Беларусь ожидает и волна репатриантов: возвращение многочисленных белорусских бизнесов, осевших в свое время в Подмосковье, на Смоленщине и Брянщине.
Среди них, например, такие крупные игроки восточноевропейского рынка международных автоперевозок, как компании группы "Дженти", группа "Траско"/ "Алев-Транс". Одна из крупнейших компаний Смоленского региона - "Альфа Транс" - также имеет белорусских соучредителей, а транспортный рынок Брянщины вообще сейчас "оккупирован" транспортниками с корнями из Гомельской области.