Нацбанк поворачивает вкладчиков лицом к рублю
Прозорливый Нацбанк попытался на прошлой неделе решить несколько задач. Объявив об увеличении норматива обязательного резервирования, регулятор, с одной стороны, постарался уменьшить свои будущие расходы, связанные с изъятием избыточной ликвидности. С другой стороны, отмечают эксперты Naviny.by в банковских кругах, эта мера приведет к тому, что привлекательность валютных депозитов для населения снизится.
Доход в валюте станет мизерным
Повышение норматива обязательного резервирования по привлекаемым банками валютным ресурсам с 10% до 12% приведет к тому, что финансово-кредитным учреждениям придется создавать более высокие резервы. Как следствие, инвалюта, которую привлекают банки, станет для них дороже.
«Чтобы в этой ситуации сохранить доходность, банкам придется либо снижать ставки по валютным депозитам, либо повышать ставки по валютным кредитам», — отмечает эксперт Naviny.by в банковских кругах.
При этом большинство специалистов уверены, что в сегодняшней ситуации банки не станут повышать ставки по валютным кредитам.
«Чтобы корпоративный сектор, который привлекает валютные ресурсы, не страдал, банки не пойдут на увеличение ставок по валютным кредитам», — выразил уверенность в беседе с Naviny.by начальник управления корпоративного кредитования одного из ведущих банков.
В настоящее время, отметил он, ставки по рублевым кредитам для бизнеса находятся на отметке 33,5% годовых. В то же время ставки по валютным кредитам заметно ниже и колеблются от 8% до 11,5% годовых. В условиях, когда рублевое кредитование из-за высоких ставок развивается слабо, банкиры крайне заинтересованы в сохранении валютного кредитования. Поэтому ставки по валютным кредитам расти вряд ли будут.
По мнению банковских экспертов, повысив норматив обязательного резервирования от привлеченных средств в инвалюте, Нацбанк пытается решить несколько задач. С одной стороны, это приведет к тому, что комбанкам придется досоздать резервы с учетом новых требований. Как следствие, объемы избыточной ликвидности, которая существует на рынке, снизится. Ранее Нацбанку приходилось идти на изъятие этой ликвидности и, как признавал сам регулятор, это увеличивало его расходы.
«Благодаря увеличению норматива обязательного резервирования Нацбанк сможет изъять эту ликвидность бесплатно», — отметил в сотрудник одного из ведущих банков.
Однако, существует и другая немаловажная задача, которую регулятор попытался решить путем увеличения норматива обязательного резервирования.
Глава Нацбанка Надежда Ермакова, анонсируя это решение в середине августа, отметила, что в результате увеличения резервных отчислений валютные ресурсы станут дороже для банков и «банки примут решение снизить процентные ставки по депозитам в валюте», чтобы сохранить привлекательность валютных кредитов.
В результате этого, предположила глава Нацбанка, вклады в белорусских рублях станут более выгодными для населения, чем валютные. Банкиры ожидают, что в результате принятого Нацбанком решения процентные ставки по валютным депозитам снизятся до 4-5% годовых против 6-7% до настоящего времени.
Валютные сбережения растут быстрее рублевых
Аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха поддерживает решение Нацбанка.
«Принятая мера об увеличении норматива обязательного резервирования по привлекаемым банками валютным ресурсам позволит снизить привлекательность валютных вкладов. С учетом этого рублевые депозиты могут показаться вкладчикам более интересными. Решение Нацбанка, очевидно, направлено на дедолларизацию вкладов населения», — полагает Александр Муха.
В свою очередь, аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский считает, что решение Нацбанка не будет иметь большого значения для тех вкладчиков, которые принципиально хранят сбережения в инвалюте. Эксперт обращает внимание, что валютные депозиты держат, прежде всего, люди, которые опасаются девальвации.
«Вкладчики, которые хранят сбережения в инвалюте, не ищут высокой доходности, а хотят, прежде всего, сохранить свои сбережения. Поэтому для таких вкладчиков снижение ставок по валютным депозитам не будет иметь решающего значения», — отмечает Валерий Полховский.
Стремление Нацбанка снизить доходность по валютным депозитам увеличит разрыв между процентными ставками по рублевым и инвалютным вкладам. Тем самым центральный банк пытается стимулировать вкладчиков хранить сбережения в рублях, а не в инвалюте.
Шаги Нацбанка адекватны ситуации, складывающейся с привлечением банковских депозитов. А ситуация вот какая. В январе-июле вклады населения в нацвалюте увеличились на 55,6%, в том числе отдельно в июле – всего лишь на0,3%. В то же время вклады населения в инвалюте выросли за январь-июль на 26,3%, в том числе в июле – на2%.
Динамика рублевых депозитов населения (трлн. рублей)
Динамика валютных депозитов населения (млрд. долл.)
Таким образом, инвалютные вклады в июле росли быстрее, чем рублевые. Превращение этой динамики в тенденцию приведет к долларизации депозитов. Нацбанк, очевидно, понимает это и пытается принять превентивные шаги, чтобы не допустить такого развития событий.
Вместе с тем, угроза долларизации депозитов населения сохраняется, особенно с учетом того, что планы довести ставку рефинансирования с нынешних 30,5% до запланированных 20-23% сохраняются. «В случае такого снижения ставки рефинансирования к концу года привлекательность рублевых депозитов серьезно снизится», — говорит Валерий Полховский и прогнозирует, что это так или иначе приведет к долларизации депозитов.
Однако, добавляет он, хочется надеяться, что Нацбанк, несмотря на давление со стороны реального сектора экономики, сможет отмести предложения по быстрому снижению учетной ставки.
«Нацбанк в последние месяцы замедлял снижение ставки рефинансирования: вначале до двух процентных пунктов, затем – до одного, а в августе – ставка рефинансирования была снижена только на 0,5 процентного пункта. С учетом темпов инфляции Нацбанк, очевидно, считает нынешний уровень ставки рефинансирования адекватным», — резюмировал Полховский.
Дмитрий ЗАЯЦ