Выхода на новый уровень двустороннего сотрудничества ждут от официального визита в нашу страну президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Выхода на новый уровень двустороннего сотрудничества ждут от официального визита в нашу страну президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Из Азербайджана наш корреспондент - Вадим Щеглов.
Сегодня Азербайджан - лидер в Каспийском регионе. По оценке местных геологов запасов нефти здесь хватит еще на полвека. Впрочем, республика сегодня активно развивает и не нефтяной сектор экономики, а официальный Баку постепенно превращается в международного инвестиционного донора.
Стране огней нужны инновации. Белорусы пришли сюда со своими технологиями и прежде всего в машиностроении. Один из таких примеров Гянджинский автомобильный - это не просто самый громкий и успешный проект Беларуси и Азербайджана - гордость двусторонних отношений. Начинали здесь с отверточного производства, сегодня это современный завод. Здесь способны собирать до 5 тысяч тракторов и автомобилей, но рынок сегодня не готов, маркетинговые исследования показали - нужно расширять модельный ряд. В Гяндже замахнулись на сборку белорусских автобусов.
(Фахраддин Сулейманов, главный инженер ПО "Гянджинский автозавод": "Это пригородный и городской тип автобусов, буквально месяц назад мы получили две единицы для испытания в наших условиях")
Если раньше продавать нашу технику помогал госзаказ, то теперь автозавод в Гяндже может и сам конкурировать с мировыми брендами. Кроме этого Азербайджан может стать своеобразным плацдармом для продвижения белорусской техники во всем Каспийском регионе, говорит директор Гянджинского автомобильного завода Камран Назаров. Не за горами первый автобус, а в следующем году планируют освоить и белорусский погрузчик. Контракт на поставку комплектующих с "Амкадором" подпишут в ближайшие дни.
(Камран Назаров, генеральный директор ПО "Гянджинский автозавод": "У нас есть возможность собирать больше и выходить на другие рынки. Мы спокойно можем занять рынок Грузии, у нас есть выходы на наши южные рубежи: Иран, Турция. Есть паромные переправы, которые через Баку мы можем поставлять на рынки Средней Азии - Туркменистан и в Узбекистан".)
Если Гянджинский автомобильный - проект реализованный, то вот совместное производство светильников - план будущего. Научный синтез ученых из Беларуси и Азербайджана привел к уникальным результатам - ученые получили необычно яркий свет и запустили пилотный проект: белорусские светильники, собранные в Азербайджане, установили на железнодорожном вокзале в Гяндже. Теперь заказчик просит осветить по такому же принципу все вокзалы Азербайджана. Объемы большие, для этого запустят совместное производство.
(Яшар Багиров, заместитель директора НИИ транспорта и авиакосмических проблем Национальной академии авиации Азербайджана: "Мы договорились так, что мы здесь будем производить люминофоры для светодиодов, а они будут делать механику и сборка уже будет, видимо, там и в конечном итоге мы всю технологию по изготовлению и получению люминафоров передадим тоже им, потому что промышленные масштабы - это совсем другое".)
Новый завод построят в промышленной зоне Сумгаита. Город, к слову, - побратим Могилева. В крупнейшем технопарке страны уже договорились выделить под новый завод участок. В самом же Сумгаите интерес к белорусской химии и нефтепереработке. Здесь строят крупный нефтеперерабатывающий комплекс и приглашают белорусских партнеров к диалогу.
(Мухтар Бабаев, глава производственного объединения "Азерхимия", депутат Милли Меджлиса: "Сильная научная база институтов Беларуси. Мы видим очень большие перспективы. Есть желание как у руководителей двух стран сотрудничать, так и у народа азербайджанского и белорусского. Мы близки друг другу, и это будет служить развитию наших отношений".)
Поможет выйти на новый уровень двухстороннего сотрудничества и официальный визит в нашу страну президента Азербайджана Ильхама Алиева. Минск азербайджанский лидер планирует посетить в начале следующей недели. Главной темой переговоров как раз и станет кооперация и инновации.