Российский Газпром переведет белорусских водителей на газ?
26.08.2012 15:51
—
Новости Экономики
Российский Газпром переведет белорусских водителей на газ?
"Газпром" будет развивать в Беларуси рынок газомоторного топлива. Во время визита в Беларусь председателя правления российской компании Алексея Миллера стороны подписали соответствующий протокол о намерениях. Naviny.by выясняли, каковы перспективы у газомоторного топлива в Беларуси и что может заставить наше население пересесть на автомобили, работающие на газе?
По данным Национальной газомоторной ассоциации России, Беларусь занимает 37-е место в мире по величине парка автомобилей, оснащенных газобаллонной аппаратурой и использующих в качестве моторного топлива компримированный природный газ. По состоянию на июль текущего года в Беларуси насчитывалось 4,6 тысяч автомобилей, работающих на газе, и 42 газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).
Среди соседей в рейтинге НГА выше Беларуси располагаются Украина (8-е место, 388 тыс. автомобилей и 324 АГНКС) и Россия (20-е место, 86 тысяч автомобилей и 249 АГНКС). Польша занимает 48-ю позицию (2094 авто и 47 станций), Литва — 65-ю (190 авто и 3 станции), Эстония — 69-ю (110 авто и 4 станции), Латвия — 77-ю (18 авто и 1 станция).
По оценкам экспертов НГА, ежегодный спрос на газомоторное топливо в Беларуси составляет 12,4 млн куб. м. Для сравнения в России спрос на топливо превышает 360 млн куб. м, в Украине — 620 млн куб. м.
Небольшой рынок газомоторного топлива тем не менее привлек внимание "Газпрома", который увидел здесь перспективы для бизнеса. На совещании с руководством ОАО "Белтрансгаз" в Кобрине председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил о готовности газового холдинга принять участие в создании в Беларуси мощностей по производству автомобильной техники на природном газе и развитие сети газонаполнительных компрессорных станций.
"Будем прорабатывать эти вопросы с белорусскими органами госуправления", — цитирует Миллера БЕЛТА.
По его словам, "газомоторное топливо — это важный момент для потребителей, потому что оно стоит, и всегда будет стоить дешевле традиционного топлива. Это другой экономический стандарт и серьезный импульс для развития промышленного производства".
Пока сложно сказать, что из этого выйдет. "Газпром" на протяжении последних лет пытается развивать российский рынок газомоторного топлива, однако, больших успехов компания не добилась. По мнению эксперта Российского топливного союза, пожелавшего остаться неназванным, "все потому, что нет привлекательных экономических условий для развития рынка по сравнению с традиционным моторным топливом".
В комментарии для Naviny.by собеседник отметил, что по своим возможностям газомоторное топливо уступает бензину. К недостаткам он отнес высокую энергоемкость, зависимость от климатических условий и негативное влияние на мощность двигателя (она снижается). Кроме того, по словам эксперта, под вопросом находится и надежность газобаллонных установок в автомобилях.
"И у меня нет уверенности в том, что чисто экономическими методами реально создать привлекательные условия для расширения рынка сбыта газомоторного топлива. Думаю, что рынок газомоторного топлива в Беларуси будет развиваться, как и в России, то есть путем административного нажима. К тому же потребительские предпочтения пока складываются не в пользу газомоторного топлива", — подчеркнул собеседник.
Иной точки зрения придерживается исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Евгений Пронин. По его словам, Беларуси стоит активно развивать рынок газомоторного топлива.
В мире использование природного газа в качестве топлива активно развивается и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Ведущие мировые автопроизводители выпускают более 80 моделей газовых автомобилей.
Среди европейских стран лидерами по развитости рынка газомоторного топлива эксперты называют Германию и Италию. В частности, в Германии одной из стимулирующих мер по расширению рынка сбыта данного вида топлива являются налоговые преференции для владельцев таких автомобилей по той причине, что газомоторное топливо является наиболее экологичным. И такие преференции — одна из эффективных мер по популяризации эксплуатации автомобилей на газу.
Долгосрочную стратегию по выпуску широкой гаммы автомобилей, работающих на газу, разработал концерн "Фиат". Расширять модельный ряд автомобилей на газу намерен и "Фольксваген", широко представленный на белорусском рынке.
"Завод прорабатывает вопрос увеличения модельного ряда, чтобы выпускать и микроавтобусы, и легковые автомобили, работающие на газомоторном топливе, и поставлять в том числе на белорусский рынок", — заявил директор импортера "Фольксваген" в Беларуси Сергей Михневич.
По его словам, в Беларуси наблюдается рост продаж автомобилей на газу, и эта тенденция будет иметь долгосрочный характер. Основными покупателями таких авто являются юрлица. Между тем и для физлиц в перспективе будут предлагаться соответствующие модели.
"Пока такие автомобили стоят чуть дороже машин, использующих бензин или дизельное топливо. Однако, дополнительные затраты окупаются через 1-1,5 года эксплуатации при пробеге 30-40 тысяч км в год. Проведенные совместно с "Белтрансгазом" тесты показали, что расходы на покупку топлива снижаются в 2-3 раза", — отметил Михневич.
По оценке Пронина, цена газомоторного топлива будет колебаться в среднеевропейском коридоре: 30-70% от цены нефтяных видов моторного топлива.
По информации "Газпрома", стоимость 1 куб. м компримированного природного газа в Беларуси составляет 2 тыс. 430 рублей, что в 2,7 раза ниже цены 1 л бензина АИ-92 и в три раза ниже цены литра дизельного топлива.
"Сейчас, пока цены на топливо регулируются и административно сдерживаются, актуальность использования газомоторного топлива, может быть, не так явно выражена, Но с ростом стоимости бензина привлекательность таких автомобилей возрастет", — убежден Михневич.
По данным Национальной газомоторной ассоциации России, Беларусь занимает 37-е место в мире по величине парка автомобилей, оснащенных газобаллонной аппаратурой и использующих в качестве моторного топлива компримированный природный газ. По состоянию на июль текущего года в Беларуси насчитывалось 4,6 тысяч автомобилей, работающих на газе, и 42 газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).
Фото: gazprom.ru |
Среди соседей в рейтинге НГА выше Беларуси располагаются Украина (8-е место, 388 тыс. автомобилей и 324 АГНКС) и Россия (20-е место, 86 тысяч автомобилей и 249 АГНКС). Польша занимает 48-ю позицию (2094 авто и 47 станций), Литва — 65-ю (190 авто и 3 станции), Эстония — 69-ю (110 авто и 4 станции), Латвия — 77-ю (18 авто и 1 станция).
По оценкам экспертов НГА, ежегодный спрос на газомоторное топливо в Беларуси составляет 12,4 млн куб. м. Для сравнения в России спрос на топливо превышает 360 млн куб. м, в Украине — 620 млн куб. м.
Небольшой рынок газомоторного топлива тем не менее привлек внимание "Газпрома", который увидел здесь перспективы для бизнеса. На совещании с руководством ОАО "Белтрансгаз" в Кобрине председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил о готовности газового холдинга принять участие в создании в Беларуси мощностей по производству автомобильной техники на природном газе и развитие сети газонаполнительных компрессорных станций.
"Будем прорабатывать эти вопросы с белорусскими органами госуправления", — цитирует Миллера БЕЛТА.
По его словам, "газомоторное топливо — это важный момент для потребителей, потому что оно стоит, и всегда будет стоить дешевле традиционного топлива. Это другой экономический стандарт и серьезный импульс для развития промышленного производства".
Пока сложно сказать, что из этого выйдет. "Газпром" на протяжении последних лет пытается развивать российский рынок газомоторного топлива, однако, больших успехов компания не добилась. По мнению эксперта Российского топливного союза, пожелавшего остаться неназванным, "все потому, что нет привлекательных экономических условий для развития рынка по сравнению с традиционным моторным топливом".
В комментарии для Naviny.by собеседник отметил, что по своим возможностям газомоторное топливо уступает бензину. К недостаткам он отнес высокую энергоемкость, зависимость от климатических условий и негативное влияние на мощность двигателя (она снижается). Кроме того, по словам эксперта, под вопросом находится и надежность газобаллонных установок в автомобилях.
"И у меня нет уверенности в том, что чисто экономическими методами реально создать привлекательные условия для расширения рынка сбыта газомоторного топлива. Думаю, что рынок газомоторного топлива в Беларуси будет развиваться, как и в России, то есть путем административного нажима. К тому же потребительские предпочтения пока складываются не в пользу газомоторного топлива", — подчеркнул собеседник.
Иной точки зрения придерживается исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Евгений Пронин. По его словам, Беларуси стоит активно развивать рынок газомоторного топлива.
В мире использование природного газа в качестве топлива активно развивается и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Ведущие мировые автопроизводители выпускают более 80 моделей газовых автомобилей.
Среди европейских стран лидерами по развитости рынка газомоторного топлива эксперты называют Германию и Италию. В частности, в Германии одной из стимулирующих мер по расширению рынка сбыта данного вида топлива являются налоговые преференции для владельцев таких автомобилей по той причине, что газомоторное топливо является наиболее экологичным. И такие преференции — одна из эффективных мер по популяризации эксплуатации автомобилей на газу.
Долгосрочную стратегию по выпуску широкой гаммы автомобилей, работающих на газу, разработал концерн "Фиат". Расширять модельный ряд автомобилей на газу намерен и "Фольксваген", широко представленный на белорусском рынке.
"Завод прорабатывает вопрос увеличения модельного ряда, чтобы выпускать и микроавтобусы, и легковые автомобили, работающие на газомоторном топливе, и поставлять в том числе на белорусский рынок", — заявил директор импортера "Фольксваген" в Беларуси Сергей Михневич.
По его словам, в Беларуси наблюдается рост продаж автомобилей на газу, и эта тенденция будет иметь долгосрочный характер. Основными покупателями таких авто являются юрлица. Между тем и для физлиц в перспективе будут предлагаться соответствующие модели.
"Пока такие автомобили стоят чуть дороже машин, использующих бензин или дизельное топливо. Однако, дополнительные затраты окупаются через 1-1,5 года эксплуатации при пробеге 30-40 тысяч км в год. Проведенные совместно с "Белтрансгазом" тесты показали, что расходы на покупку топлива снижаются в 2-3 раза", — отметил Михневич.
По оценке Пронина, цена газомоторного топлива будет колебаться в среднеевропейском коридоре: 30-70% от цены нефтяных видов моторного топлива.
По информации "Газпрома", стоимость 1 куб. м компримированного природного газа в Беларуси составляет 2 тыс. 430 рублей, что в 2,7 раза ниже цены 1 л бензина АИ-92 и в три раза ниже цены литра дизельного топлива.
"Сейчас, пока цены на топливо регулируются и административно сдерживаются, актуальность использования газомоторного топлива, может быть, не так явно выражена, Но с ростом стоимости бензина привлекательность таких автомобилей возрастет", — убежден Михневич.