Взять на карандаш
Готова ли торговля к школьному покупательскому буму?
В нынешнем году в стране было организовано 5,7 тыс. уголков первоклассника. Всего же в белорусские магазины в летние месяцы предприятия концерна «Беллегпром» должны были поставить 847,6 тыс. штук швейных изделий, 498,5 тыс. штук трикотажных изделий, 273,9 тыс. пар обуви. Стоит отметить, что и модельный ряд более чем разнообразный. Так, для девочек предприятия отправили в торговлю почти 400 новых моделей одежды, около 300 — для мальчиков. Однако поставить на прилавки необходимое количество комплектов школьной одежды — это лишь полдела. Важно наладить их продажу. Для того чтобы оценить, как магазины справляются с наплывом покупателей, представители ряда государственных органов решили устроить проверки на местах. В качестве ревизоров выступили специалисты Министерства торговли, Министерства образования, а также концерна «Беллегпром» и Белкоопсоюза.
Белорусов, по всей видимости, уже не исправишь — все самые важные дела мы привыкли откладывать на самый последний момент. Вот и со школьными базарами так получилось. Работавшие в течение почти всего лета специализированные отделы в универмагах фиксировали со стороны населения умеренный спрос. Но в последнюю декаду августа, как отмечают представители торговли, школьники и их родители идут за покупками нескончаемой вереницей. Впрочем, розница не в обиде. Предшествующие продажи они считают лишь своеобразной репетицией и проверкой собственной готовности к наплыву покупателей.
Будний день, но в отделах с детской одеждой и обувью столичного ЦУМа многолюдно. Родители строго оценивают стеллажи, прилавки и вешалки, дети с интересом участвуют в выборе взрослых. На помощь готовы прийти продавцы-консультанты, число которых решено было увеличить. «Для начальных классов «набор» одежды обойдется в Br 1,2—2,5 млн., для старших — в Br 2—3 млн. Еще примерно Br 350 тыс. потянут канцелярские товары, — демонстрирует владение ситуацией директор ЦУМа Федор Корбан. — Представленные школьная форма и обувь на 95 % отечественного производства. Оставшуюся часть берут на себя российские поставщики. Бумажно-меловые товары на 70 % наши, канцелярские — более чем на 50 %. Но есть ряд позиций, которые у нас в республике попросту не производятся».
Как рассказывает руководитель универмага, школьный год у них начинается с апреля: именно с этого времени идет постепенное накопление ассортимента, чтобы у желающих подготовиться к школе заранее была такая возможность. Но даже если родители не нашли подходящего размера понравившейся модели школьной формы или обуви, в ЦУМе его можно заказать. В течение недели-полторы обновка будет на руках. Захотел укоротить брюки — на месте работает мастер. Нет при себе всей суммы — можно оформить кредит.
Третье лето подряд мама третьеклассника Влада из Осиповичей одевает ребенка в центральном универмаге: «У нас в городе выбор не так велик. К тому же у сына длинные руки, и не каждый пиджак ему подойдет. Приехали, чтобы закупиться основательно. Сейчас вот смотрим рюкзак», — объясняет она. Перед нами стеллажи с ранцами как строгих, темных цветов, так и портфели с мультяшными героями: Дональд Дак, русалка Ариэль, животные из мультика про Маугли. Несмотря на изобилие «импортных» героев, половина представленного ассортимента отечественного производства. А вот для старшеклассников выбор куда скромнее — всего 120 моделей, среди которых так важно найти свой, подчеркивающий индивидуальность рюкзак. Надо отметить, что за рюкзаками в магазины идут далеко не все покупатели — на рынке ценник на этот товар минимум на Br 50 тыс. ниже. Зато в магазинных ранцах учтены все гигиенические требования: соблюдены нормы по весу и жесткости спинки, в них обязательно вшиты полоски из светоотражающей ткани. А вот отечественная детская обувь, несмотря на представленное разнообразие, по весу и дизайну порой уступает российским аналогам.
Что же касается канцелярских товаров — красок, фломастеров и цветных карандашей, то и на рынках, и в государственных магазинах представлены преимущественно китайские, украинские и российские товары. С одной лишь разницей — у частников можно купить все в полтора-два раза дешевле. Например, тот же набор фломастеров из 12 цветов на рынке стоит Br 15 тыс., в магазине — Br 23 тыс., альбом для рисования в 40 листов — Br 10 тыс. против 24 листов за такую же цену в государственной торговле. Список можно продолжать бесконечно...
«Не думаю, что альбом одного и того же производителя будет иметь такую разницу в цене. Скорее всего, альбом на рынке либо российский, либо другого изготовителя. Ведь цена на наш товар для любого региона единая, — рассуждает заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. — Учитывая фиксированную торговую надбавку — до 25 % на весь школьный ассортимент, в том числе на канцелярские товары для школ, разницы настолько серьезной быть просто не может». При этом он конкретизирует: диспаритет цен все же исключать не стоит, особенно если индивидуальный предприниматель приобрел товар по более низкой стоимости. «Что же касается предметов, которые у нас не производятся, то тут все зависит от импортера, — объясняет он. — Надо смотреть, у кого какие были затраты по доставке, кто что включает в конечную цену — это отдано на откуп самому продавцу. Тот считает свою экономику, закладывает свою рентабельность. Но выбор всегда за покупателем. Ведь в магазине торговля делает скидку исходя из стоимости покупки, может предоставить отсрочку платежа, беспроцентный кредит на шесть месяцев».
Чего сейчас не встретишь на рынке из школьного ассортимента, так это теплой одежды. Например, курток. В ЦУМе сегодня накоплен ассортимент в 8 тыс. единиц, чтобы в сентябре не было проблем с поиском. Останутся здесь после школьного бума и запасы школьной одежды на сумму Br 500 млн.
Если в столице проблем с ассортиментом на школьных базарах нет, то какая ситуация за ее пределами? В Торговом доме города Дзержинска дела идут ни шатко ни валко. Еще бы — рядом столица, именно там предпочитают закупаться к новому учебному году горожане. Зато жители района с удовольствием едут в райцентр. В магазине стараются привлечь покупателей пятипроцентной скидкой для школьников, родившихся в августе, подарочными сертификатами на покупку товаров для них и беспроцентным кредитом на 3 месяца, на который родители школяров вправе рассчитывать, если в чеке фигурирует сумма Br 1 млн. и выше. Все бонусы дарит торговля. А вот производители же, по словам местных специалистов, неохотно идут на ценовые уступки. В основном все скидки и приятные бонусы для покупателя делаются за счет розницы.
«Нами с 15 июля налажена торговля в выносных павильонах, организовываем выездную продажу на рынке каждые выходные, но всегда пик продаж приходится на конец август и первую половину сентября, — рассказывает директор Дзержинского кооппромторга Галина Шилак. — В этом году, надо отдать должное предприятиям, гораздо лучше выполняются заявки торговли, а представленные модели стали намного интереснее. Наверное, прислушались к мнению покупателей».
«Мы готовы к учебному сезону, — подытоживает Вячеслав Драгун. — В торговле представлен широкий ассортимент, на наших складах есть запас одежды на шесть месяцев, обуви — на три. Так что продукции хватит и соотечественникам, и гостям из-за рубежа». Вместе с тем специалист обозначил ценовую проблему, когда существует большая разбежка в стоимости тех же тетрадей белорусского и российского производства. Да и заметна разница в их внешнем виде — на фоне невзрачных отечественных яркие импортные выглядят более выигрышно.
«Предприятиям торговли не мешало бы ярче обозначать уголки школьника, активнее использовать рекламу для привлечения внимания потенциальных покупателей. Реклама должна быть более агрессивной в хорошем смысле этого слова, для продвижения товаров нужно использовать голосовые оповещения, экраны, плакаты», — считает заместитель министра образования Василий Будкевич. Представитель ведомства подчеркивает, что нынешний совместный рейд — это не разовая акция, а следствие сложившейся системы взаимодействия между госорганами. При этом Василий Будкевич подводит итоги ревизорского рейда: «Сегодня в магазинах есть выбор товаров как для первоклассников, так и для учеников старших классов, есть предложение и спрос на все категории товаров».
Фото: Валерий ХАРЧЕНКО