Что построят в ближайшее время в Минске
На запад и восток
— Сергей Николаевич, сколько в Минске планируется построить государственного жилья в этом и следующем году?
— В нынешнем году в городе планируется ввести в эксплуатацию один миллион квадратных метров жилья, в следующем же году задание по объему может быть увеличено.
В планах городских властей строительство объектов различного назначения в микрорайонах на востоке и западе столицы, за пределами МКАД, а также нормативное уплотнение существующей застройки.
К примеру, строятся и проектируются жилые комплексы в районах Каменной Горки, Масюковщины, а также Лошицы-9, Михалова-2, в Брилевичах и на территории деревень Сухарево, Дружба, поселка Восточный. Что же касается северной части столицы, то там находятся сельскохозяйственные пахотные земли с высокой балльностью, которые использовать под застройку жилья нерационально и нецелесообразно.
Весной нынешнего года в черту города Минска включены земельные участки бывшего военного полигона в Минском районе и прилегающие к нему территории для строительства жилого района Зеленый Бор площадью более четырех тысяч гектаров. Там предполагается построить более пяти миллионов квадратных метров общей площади, в том числе 25 школ, 38 детских дошкольных учреждений, 7 поликлиник, и обеспечить потребности города на текущую и последующие пятилетки. В будущем там будет жить около 150 тысяч человек.
Создание на восточном направлении новых транспортных коммуникаций позволит перераспределить транспортную нагрузку двух главных столичных проспектов — Независимости и Партизанского, разгрузить Могилевское и Московское направления и значительно улучшить транспортные связи столицы с Национальным аэропортом Минск и формирующимися в его зоне крупными логистическими центрами.
В первую очередь
— Сколько в нынешнем году будет построено “льготного” жилья? Сколько сейчас стоит квадратный метр жилья типовых потребительских качеств?
— В нынешнем году до 60 процентов от общего объема ввода жилья составят жилые дома, строительство которых осуществляется с государственной поддержкой, т. е. с привлечением льготного кредитования. Будет построено около девяти тысяч квартир общей площадью примерно 600 тысяч квадратных метров.
Сейчас жилье типовых потребительских качеств в районах массовой жилой застройки, таких как Каменная Горка — 3, строится для 12 085 льготников. Стоимость одного квадратного метра в таких домах в настоящее время составляет около 3 миллионов 800 тысяч рублей.
— Каковы перспективы у минских городов-спутников?
— Уже разработаны проект детального планирования и проект застройки города-спутника Смолевичи. На развитие местной инженерно-транспортной инфраструктуры необходимы шесть триллионов рублей. Эти деньги будут вноситься поэтапно. В качестве эксперимента в микрорайоне, который выделен под перспективную застройку Смолевичским райисполкомом, в сентябре планируется начать строительство дома для минчан.
Данные социологических опросов свидетельствуют, что в городах-спутниках люди предпочитают строить индивидуальные жилые дома. Совместно с Миноблисполкомом определили две территории по 20 гектаров: в районе города Заславля и населенного пункта Ельница. Будем сейчас разрабатывать документацию и предлагать минчанам участки под застройку. Предполагается изменить концепцию застройки города-спутника Заславля — чтобы там строились преимущественно индивидуальные и малоэтажные дома.
Также индивидуальное жилье, около 200 тысяч квадратных метров, будет строиться в районе Зеленый Бор. Скоро к столице присоединятся населенные пункты Колодищи, Сухорукие, а также заказник, который находится на этой территории.
Квартиры на съем
— Сколько сейчас в столице имеется государственного арендного жилья? За счет каких средств планируется наращивать темпы его строительства?
— К сожалению, фонд государственного арендного жилья в Минске пока небольшой — около 70 квартир. В настоящее время в стадии строительства два жилых дома арендного типа общей площадью порядка 15 тысяч квадратных метров, они находятся в Парке высоких технологий.
Мингорисполкомом разработан график проектирования и строительства жилых домов, в соответствии с которым в следующем году планируется осуществить ввод в эксплуатацию пяти арендных домов общей площадью порядка пятидесяти тысяч квадратных метров. Это три жилых дома в микрорайоне Михалово-2 и два жилых дома в границах улиц Ваупшасова и Солтыса.
Строительство арендного жилья в настоящее время ведется за счет бюджета города. В ближайшей перспективе на эти цели планируется привлекать средства предприятий.
Вынужденная мера
— Достаточно ли в Минске земельных участков, которые могут предоставляться под новое строительство? Как городские власти подходят к вопросам уплотнения городской среды?
— На заседаниях земельной комиссии, которые проходят в Мингорисполкоме каждую неделю, принимаются решения по утверждению актов выбора, в том числе и в пользу коммерческих организаций. Но в основном предлагаются и рассматриваются обремененные территории, поскольку свободных земельных участков в городе сегодня нет.
Уплотнение городской среды ведется за счет сноса малоэтажной застройки и ветхого жилья, а также путем подбора площадок для реализации инвестиционных проектов.
В последнее время в городе обострилась ситуация с уплотнением существующей застройки. Вы, наверное, знаете о проблеме, возникшей в микрорайоне Восточный. Там жители не дали реализовать строительный проект. Теперь нашлись недовольные в Уручье-2. Поэтому мы сейчас осторожно подходим к мероприятиям по уплотнению застройки, проводим общественные обсуждения для изучения позиции населения в разных районах города. Уплотнение застройки — вынужденная мера, и мы будем реализовывать проекты только там, где соблюдаются все нормативы в соответствии с градостроительными регламентами генерального плана.
Кстати, плотность застройки Минска всегда была невысокой — от 5500 до 7600 человек на гектар земли. В Москве же в отдельных местах плотность доходит до 30 тысяч на гектар.
Принять достойно
— Скоро Минск станет мировой хоккейной столицей. Какие объекты строятся к чемпионату мира?
— В городе проводится благоустройство городских территорий, продолжается возведение крупных транспортных развязок, расширяется сетка Минского метрополитена, реконструируются и строятся гостиницы, объекты физической культуры и спорта.
Так, в настоящее время за счет средств столичного бюджета идет строительство культурно-развлекательного спортивного комплекса в районе Чижовка, аквапарка на проспекте Победителей, культурно-оздоровительного центра Фрунзенского района на улице Якубовского.
К 2014 году предполагается осуществить ввод в эксплуатацию гостиничного комплекса в квартале улиц Ташкентской — Голодеда, второго корпуса гостиницы “Виктория”, гостиничного комплекса “Пекин”, многофункционального гостинично-торгового комплекса на улице Притыцкого, объектов общественно-культурного назначения на проспектах Победителей и Дзержинского. Всего же планируется построить 22 гостиницы.
За счет средств минского бюджета предусмотрены реконструкция, реставрация и восстановление зданий исторического центра столицы — Верхнего города, театров и дворцов культуры, а также строительство здания музея Великой Отечественной войны на проспекте Победителей и административно-хозяйственного блока с депозитарием.
В двойном кольце
— Сергей Николаевич, расскажите о перспективах развития городской транспортной инфраструктуры: строительстве развязок, дублирующих магистралей (в частности, второй кольцевой дороги), метро?
— Транспортные развязки — это дорогостоящие, но необходимые проекты. Недавно открыт для движения автомобилей самый верхний и наиболее сложный участок многоуровневой транспортной развязки на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова — 460-метровый шестиполосный путепровод.
В следующем году на проспекте Дзержинского откроется комплекс развязок на пересечении с улицей Алибегова.
В два этапа будет вестись строительство второй кольцевой дороги общей протяженностью около 160 километров. До мая 2014 года, на первом этапе, планируется построить участок дороги, который соединит гродненское направление с московским. В ходе второго этапа, который будет завершен к 2017 году, соединятся гродненское направление с брестским.
Принята схема развития Минского метрополитена с четырьмя пересекающимися радиальными линиями. Сейчас строятся участки, продлевающие первую линию метрополитена от станции “Институт культуры” до станции “Петровщина” и далее до станции “Малиновка”. В ближайших планах строительство первого участка третьей линии, включающего семь станций и электродепо, в том числе две пересадочные станции на первую и вторую линии, которые позволят уменьшить пассажиропоток на пересадочном узле “Купаловская” — “Октябрьская”.