Каким будет курс доллара к концу года?
Причины для беспокойства
Сообщения о том, что в страну прекратились поставки нафты, которая является сырьем для производства растворителей и разбавителей, заставили наблюдателей задуматься о последствиях. Ведь растворители и разбавители, а также смазочные материалы, которые имеют нефтяную природу, входили в число главных драйверов белорусского экспорта в 2012 году.
В банковских кругах уже появились предположения, что сворачивание растворительно-разбавительного бизнеса может заметно сократить поступление валютной выручки в страну. Как следствие, такое развитие событий способно привести к тому, что на валютном рынке спрос на инвалюту превышал предложение.
«Возможно, что уже в сентябре резервы начнут тратиться на поддержание курса рубля», — говорит топ-менеджер одного из банков. «Это реалистичный прогноз», — соглашается с коллегой представитель другого банка.
В банковских кругах опасаются, что на фоне сворачивания растворительно-разбавительного бизнеса сократится приток валютной выручки, и дефицит предложения инвалюты станет оказывать давление на курс белорусского рубля.
Опасения эти не беспочвенны, ведь если оценить успехи внешней торговли Беларуси в 2012 году, то очевидно: они связаны с экспортом трех товарных позиций – нефтепродуктов, растворителей и разбавителей, а также смазочных масел. Причем экспорт растворителей и разбавителей в первом полугодии вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,9 раза, а экспорт смазочных материалов вообще в 47 (!) раз.
Столь бурный рост экспорта названной продукции, с одной стороны, позволил существенно улучшить показатели белорусской торговли, а с другой – вызвал в Москве подозрения, что Беларусь под видом растворителей, разбавителей и смазочных масел стала экспортировать рядовые нефтепродукты, чтобы не перечислять в российский бюджет экспортную пошлину.
Результатом таких подозрений уже стали конкретные шаги. «Российские железные дороги», как сообщили несколько источников, перестали в третьей декаде июля принимать нафту для последующей транспортировки в Беларусь, где из нее производились растворители и разбавители.
Аналитик Forex club в Беларуси Валерий Полховский считает, что сворачивание растворительно-разбавительного бизнеса может повлиять на ситуацию на валютном рынке Беларуси.
«Улучшение сальдо платежного баланса произошло в первом полугодии за счет торговли минеральными продуктами, которые формировали львиную долю валютной выручки», — напоминает Полховский.
В случае, продолжает он, если растворительно-разбавительный бизнес будет придавлен, существует вероятность, что тренд развернется в противоположную сторону, и в платежном балансе мы увидим дефицит. «Такое развитие событий будет оказывать давление на курс белорусского рубля», — считает Валерий Полховский.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук также прогнозирует последствия для экономики в случае сворачивания растворительно-разбавительного бизнеса.
«Растворители и разбавители обеспечили передышку после прошлогодних проблем. Сейчас мы видим, что этот бизнес может быть неустойчивым», — констатирует Дмитрий Крук.
Рубль накануне плавания…В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос: как сокращение или прекращение растворительно-разбовительного бизнеса может отразиться на валютном рынке, а точнее – на курсе белорусского рубля?
Практически весь 2012 год курс нацвалюты колебался в диапазоне 8.000 – 8.500 белорусских рублей за доллар. Кстати, еще в начале апреля председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова спрогнозировала, что курс доллара будет колебаться именно в этом коридоре.
Существует мнение, что Нацбанк в определенной мере «помогал» рублю придерживаться этого курса.
«Создается впечатление, что Нацбанк Беларуси сглаживает колебания белорусского рубля по отношению к доллару. На нижней границе он поддерживал его на уровне 8.000 рублей за доллар, не давая ему укрепляться, а сейчас не дает быстро ослабевать», — говорит Валерий Полховский.
Дмитрий Крук также допускает определенное вмешательство Нацбанка в курсообразование, однако полагает, что оно было минимальным: «Курс белорусского рубля был в этом году стабильным и находился в коридоре 8000-8500 рублей за доллар благодаря рыночным механизмам. Нацбанк, если и делал какие-то интервенции, то они были небольшими».
При этом эксперт считает, что с учетом неустойчивости растворительно-разбавительного бизнеса, позиция Нацбанка, который не позволял существенно укрепиться рублю, «была вполне адекватной».
По мнению наблюдателей, Нацбанк и в будущем будет ограничивать свое вмешательство в курсообразование. Эксперты не ожидают, что в случае сворачивания «разбавительного» бизнеса и снижения предложения валюты на внутреннем рынке Нацбанк станет активно распродавать резервы, чтобы поддержать курс рубля.
«С учетом того, что мы в прошлом году перешли на режим «управляемого плавания» курса рубля, можно ожидать, что в одних случаях будет делаться акцент на слове «управляемое», а в других – на слове «плавание». Скорее всего, позиция будет варьироваться то в одну, то в другую сторону. Уверенности, что курс рубля будут всеми силами держать, нет», — говорит Дмитрий Крук.
Эксперт предполагает, что с учетом предстоящих платежей по внешнему долгу Нацбанк не захочет активно тратить резервы для поддержания курса нацвалюты.
Схожего мнения придерживается и Валерий Полховский. Аналитик считает, что Нацбанк не станет тратить значительные золотовалютные резервы для поддержания курса национальной валюты. «Прошлый год показал, что это неблагодарное занятие: можно и резервы распродать, и все равно прийти к необходимости проведения девальвации», — отмечает Полховский.
Поэтому, полагает он, в случае возникновения из-за сворачивания «разбавительного» бизнеса устойчивого дефицита инвалюты будет выбрано меньшее из зол, а именно – плавная девальвация.
«В случае возникновения дефицита предложения инвалюты Нацбанк, скорее всего, будет плавно сглаживать колебания курса доллара, но, тем не менее, постепенно двигая его вверх», — резюмировал эксперт.