Разрабатываем проектно-сметную документацию
При разработке раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» необходимо руководствоваться действующими в Республике Беларусь законодательством, техническими нормативными правовыми актами в области строительства, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
(Продолжение. Начало в № 23, 26, 27, 29)
Технические решения, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижение последствий от них, должны включать:
1.13. Сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте.
В сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте рекомендуется включать:
- перечень и обоснование количества средств, которые должны находиться на территории объекта в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 1998 г. № 1800 «Положение о порядке создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- данные о размещении средств ликвидации ЧС с указанием зданий, сооружений и помещений.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций представляют собой резервы продовольствия и пищевого сырья, изделий медицинского назначения и медикаментов, строительных материалов, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечения пострадавшего в них населения.
Номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяют создающие их органы и организации, исходя из прогноза возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Порядок накопления, хранения, использования и восполнения указанных резервов устанавливается решениями органов, предприятий, учреждений и организаций, их создавших.
Для ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций используются объектовые, территориальные и местные резервы материальных ресурсов.
1.14. Сведения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам защиты и охраны объекта).
В перечень технических решений по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта) рекомендуется включать:
- описание организации охраны, прохода людей и проезда транспортных средств на территорию объекта;
- обоснование численности сотрудников охраны, сведения о местах их размещения;
- характеристики ограждения объекта;
- количество и размещение въездов на территорию и выездов с территории объекта, в том числе оборудованных проходными;
- перечень и места размещения устройств по недопущению бесконтрольного и беспрепятственного въезда автомобильного и железнодорожного транспорта, прохода людей через проходные на территорию объекта, блокировки дверей и окон на открывание;
- схемы систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и других систем обнаружения проникновения посторонних на территорию объекта, в здания и сооружения.
1.15. Решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта.
В составе решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта рекомендуется представлять план территории с нанесением направлений выхода людей от каждого здания и сооружения и выезда автотранспорта за пределы объекта не менее чем по двум разным направлениям.
Руководящим документом является ТКП 362–2012 «Организация планирования и порядок проведения временного отселения населения, эвакуация материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы», который устанавливает требования в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Здесь же следует сделать ссылку на ТКП 268–2010 (02300) «Обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях».
Следует отметить, что в данном документе рассматривается комплекс мероприятий по осуществлению организованного перемещения населения в пределах административно-территориальной единицы из зоны чрезвычайной ситуации в безопасные районы до окончания воздействия опасных факторов и восстановления соответствующих условий жизнедеятельности.
Необходимо принимать во внимание, что в данном случае рассматриваются в основном территории, а не объекты. В то же время при проектировании объектов необходимо согласовывать их размещение с учетом планируемых эвакуационными комиссиями безопасных районов для временно отселяемого населения.
Временное отселение людей из зон радиоактивного и химического загрязнения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и проводится из тех объектов, которые находятся в зоне возможного поражения.
Основным критерием принятия решения на временное отселение людей из зон химического загрязнения является превышение прогнозируемого значения токсической дозы конкретно выбранного АХОВ над его пороговым значением. А из зон радиоактивного загрязнения – превышение значения уровня мощности дозы ионизирующего излучения 500 мкЗв/ч и более.
Здесь же целесообразно рассчитывать показатели социального риска для персонала производственных зданий и наружных технологических установок при определении вероятности воздействия опасных факторов пожара в соответствии с ГОСТ 12.1.004. (основание – СТБ 11.05.03–2010 «Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность технологических процессов. Методы оценки и анализа пожарной опасности. Общие требования»). В данном документе в соответствии с приложением С оценивается вероятность гибели для производственных помещений в результате пожара 10 и более человек в течение года. При этом в основе расчетов находится вероятность эвакуации по эвакуационным путям. Также для наружных технологических установок в соответствии с приложением У осуществляется оценка социального риска при возникновении таких поражающих факторов, как избыточное давление, развиваемое при сгорании газопаровоздушных смесей, и интенсивность теплового излучения.
В дополнение к указанной информации следует упомянуть ТКП 45–2.02–22–2005 (02250) «Здания и сооружения. Эвакуационные пути и выходы. Правила проектирования». Технический кодекс устанавливает правила проектирования эвакуационных путей и выходов и распространяется на здания и сооружения различного назначения (кроме зданий по производству, хранению и утилизации взрывчатых веществ, объектов военного назначения и горных выработок), а также деления на пожарные отсеки здания.
Решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта строительства можно рассматривать в соответствии с СНБ 2.02.02–01 «Эвакуация из зданий и сооружений при пожаре».
1.16. Решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации последствий аварий.
В составе решений по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации последствий аварий целесообразно представлять план территории с нанесением направлений ввода и передвижения автотранспорта пожарной и другой специальной техники для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в ЧС.
Для объектов, на территории которых в результате воздействия воздушной ударной волны здания и сооружения могут получить сильные или полные разрушения, а также образоваться горящие разлития, на план ввода и передвижения сил ликвидации последствий аварии рекомендуется наносить границы зон возможного распространения завалов и зон опасного действия теплового излучения горящего разлива жидкостей и расплавов.
В данном случае при оценке разрушений необходимо за основу взять приложение Б ТКП 112–2011 (02300) ДСП «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны». В приложении приведены материалы по проведению расчета зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности и протяженности его сторон. Приводятся характеристики степеней разрушения здания. Указаны формулы расчетов величины дальности разлета обломков здания или сооружения, величины высоты завала.
По материалам доклада О. В. Голуба, начальника кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций ГУО «Командно-инженерного института» МЧС Республики Беларусь