Монополистам опять заикалось
Несмотря на тщетность предыдущих попыток, правительство Беларуси не отказывается от намерения создать в стране отдельный антимонопольный орган. Соответствующий пункт содержится в проекте концепции поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, по информации Naviny.by, уже разработан и проект закона об антимонопольном регулировании, в котором также прописано создание антимонопольного органа.
Потребность в появлении антимонопольного органа правительство не скрывает. Однако далеко в этом направлении власти так и не продвинулись. Проблему добросовестной конкуренции чиновники пока предпочитают решать точечно.
Например, в этом году вышел указ президента № 101 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Документом, в частности, вводится ответственность монополистов за ценовой сговор и ограничение конкуренции. Совершение таких деяний влечет наложение штрафа на юридическое лицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги).
Введение запрета на ценовые сговоры и наложение санкций в случае нарушения условий добросовестной конкуренции бизнес-сообщество полностью поддержало. Более того, эксперты высказали предложение рассмотреть вопрос о возможном введении санкций за серьезные отклонения от рыночных цен.
Однако эту тактику нельзя назвать продуктивной. В России, например, антимонопольным законодательством определено, что отклонение от рыночной цены в ту или другую сторону на 20% является основанием для разбирательства именно антимонопольным органом. В Беларуси же при отсутствии нормально функционирующего антимонопольного органа эффективное решение проблемы ценового сговора вызывает большие сомнения.
Актуально это и в свете того, что крупные сети, особенно в Минске, продолжают активно развиваться.
По данным Белстат, с 2010 года доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте выросла на 7,2%. В то же время удельный вес средних организаций на потребительском рынке снизился — доля продаж на рынках и в торговых центрах сократилась на 7,4% по сравнению с 2010-м.
Активное перераспределение объема товарооборота в пользу крупных торговых предприятий приведет к тому, что через пять лет доля, например, ИП и ЧУП в розничном товарообороте, по оценкам экспертов, снизится до 5-7%.
Даже в Министерстве торговли всерьез опасаются, что многие мелкие и средние ритейлеры столкнуться с недобросовестной конкуренцией в первую очередь со стороны крупных торговых сетей.
И если в Минске доминирование на рынке крупных торговых сетей на уровне 20-30% маловероятно, то в регионах и даже в областных центрах такое вполне возможно. У отдельных сетей доля в объеме розничного товарооборота может достичь почти 30%, что позволит сетям диктовать другим игрокам свои условия и выживать конкурентов.
«В других секторах будет происходить то же самое: крупные игроки будут съедать мелких, вот и вся конкуренция. А потом нам будут доказывать, что это объективный процесс. Только в результате потеряет и государство, и производители, и потребители», — убежден сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
Понимая, к чему может привести несоблюдение разумного баланса между мелкой и крупной торговлей, Минторг разработал проект закона, направленный на ограничение активности монополистов. К примеру, планируется ужесточить условия развития и расширения торговых сетей исходя из их доли в объеме розничного товарооборота.
Однако это лишь решение части проблем в области антимонопольного регулирования. Другие вопросы при этом остаются за кадром и без антимонопольного органа никак и никем не регулируются.
По словам Виктора Маргелова, несколько месяцев назад Республиканская конфедерация предпринимательства пыталась воспрепятствовать нарушению антимонопольного законодательства со стороны руководства Могилевской области. Чиновники, в частности, ограничивали ввоз в область водки из других регионов и навязывали торговле продукцию местного Климовичского ликероводочного завода.
«Мы направили запрос в Минторг, оттуда он попал в Минэкономики и далее был направлен в Могилевскую область. Ответа мы так и не получили. Зато с трибун чиновники говорили, что проблем нет, а в кулуарах заявляли, что надо было срочно как-то стимулировать продажи водки для улучшения финансового состояния завода», — отмечает Виктор Маргелов.
Нерешенных вопросов в этой сфере предостаточно, и проблемы будут только обостряться. Так что можно только приветствовать намерение властей создать подчиненную Совету министров единую централизованную систему антимонопольного органа с территориальным управлением, не зависящим от местных исполнительных и распорядительных органов. Это прописано в проекте концепции поддержки малого и среднего бизнеса.
Правда, сколько раз уже власти обманывали ожидания. Сопредседатель РКП при этом замечает, что даже в случае оперативного принятия подготовленного законопроекта об антимонопольном регулировании полностью проблема недобросовестной конкуренции не будет закрыта.
«С одной стороны, проект максимально адаптирован с российским законодательством. Это шаг вперед, учитывая, что сами мы долго бы еще что-то придумывали. С другой, нельзя сказать, что он сразу решит все вопросы монопольного поведения, недобросовестной конкуренции. Это возможно только в перспективе, когда закон будет усовершенствован», — отмечает Виктор Маргелов.
При этом он не возлагает больших надежд на наднациональный антимонопольный орган Таможенного союза. О его создании в ближайшие полтора-два года сообщил журналистам 31 июля в Москве глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев: «В ближайшее время принято решение создать единый наднациональный орган в области защиты конкуренции на территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана».
Однако, считает Виктор Маргелов, наднациональные органы не очень поворотливы и подвержены влиянию отдельных лоббистов. Один из таких примеров — введение запрета на использование на таможенной территории пластиковой тары при производстве алкоголя и пива.
В общем, белорусские власти должны быть заинтересованы в наличии собственного эффективного антимонопольного органа…
Андрей КОЖЕМЯКИН