Бизнес и налоговики не сошлись во взглядах на реформы
Министерство по налогам и сборам обнародовало проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс на 2013 год и нарвалось на критику со стороны бизнес-союзов. Налоговики проигнорировали некоторые принципиальные предложения делового сообщества. А без этого, как показывают расчеты, многим субъектам хозяйствования будет трудно не только выйти на требуемую властями среднюю зарплату в 500-700 долларов, но и просто эффективно работать.
Низкая заработная плата по сравнению с Россией, по мнению представителей бизнес-кругов, — наиболее актуальный на сегодня вызов для белорусской экономики. Существенная разница в доходах вызвала отток квалифицированной рабочей силы. По данным Белстат, в январе-мае с промышленных предприятий по разным причинам уволилось более 90 тысяч человек, число уволившихся работников строительной отрасли приблизилось к 50 тысячам.
За границу потянулись даже предприниматели. Но уровень доходов — не единственная причина миграции частных субъектов хозяйствования. В соседней России созданы лучшие условия для ведения бизнеса — прежде всего в части налоговой нагрузки. И если белорусское правительство декларирует цель увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30%, то должно что-то для этого делать, считают представители деловых кругов.
В числе первоочередных мер они называют корректировку существующей упрощенной системы налогообложения. Как показывает статистика, это основной налоговый режим для малого бизнеса, и логично, что именно здесь реформы нужны в первую очередь.
На сегодня упрощенную систему налогообложения применяет 51% юрлиц частной формы собственности, из них 98,7% работают по «упрощенке» без уплаты НДС.
Согласно действующему законодательству, упрощенную систему налогообложения могут применять субъекты хозяйствования с численностью до 15 человек без уплаты НДС при размере валовой выручки не более 3,4 млрд. рублей, и с численностью до 100 человек с уплатой НДС и выручкой не более 12 млрд. рублей.
Но именно эти ограничения и являются предметом спора бизнеса и МНС.
Бизнес считает установленные рамки по выручке и количеству работающих слишком узкими. По этой причине бизнес-союзы вот уже который месяц настаивают на расширении границы применения упрощенной системы налогообложения. Ведь это выгодно не только самим субъектам хозяйствования и наемным лица, но и бюджету.
Один из получаемых экономических дивидендов — это рост заработной платы. По расчетам экспертной группы основных бизнес-союзов, увеличение предельного размера выручки с 3,4 до 8,2 млрд. рублей (для микропредприятий, работающих по «упрощенке» без уплаты НДС) позволит малому бизнесу, занятому в промышленности, выйти на зарплату в 500 долларов.
«Если мы хотим довести до 700 долларов, то выручка должна составлять 12,2 млрд. рублей», — констатирует председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Государство также получит экономический эффект в виде роста доходной части бюджета. По словам Калинина, в течение двух лет поступления подоходного налога составят более 1,3 трлн. рублей, отчисления в ФСЗН в связи с ростом зарплаты — 3,8 трлн. рублей.
Также бизнес-союзы настаивают на увеличении численности работающих.
«В рамках 15 человек сложно развернуть крупное производство. Но если мы увеличим критерий численности при «упрощенке» для промышленных субъектов хозяйствования до 50 человек, то можем получить прирост рабочих мест за 2 года порядка 44 тысяч человек за счет роста деловой активности. На сегодня этот потенциал не задействован», — подчеркивает Александр Калинин.
Однако предложения бизнес-сообщества не были поддержаны Министерством по налогам и сборам. Налоговики опасаются, что предлагаемая налоговая либерализация, наоборот, приведет к многомиллиардным потерями бюджета.
По словам заместителя министра по налогам и сборам Эллы Селицкой, такие опасения небезосновательны. Представители МНС проанализировали, как повлиял на доходную часть бюджета переход в первом квартале этого года почти 3 тысяч субъектов хозяйствования на упрощенную систему налогообложения. Как оказалось, потери бюджета в виде неуплаты НДС составили 185 млрд. рублей.
За прошлый год на упрощенный режим налогообложения перешло 15% субъектов хозяйствования от всего количества плательщиков. «Но в результате мы не получили увеличения поступления доходов в бюджет. Доля поступлений налога при упрощенной система в целом как была 2%, так и осталась», — отметила Элла Селицкая. При этом она добавила, что один плательщик, работающий по «упрощенке», приносит в год в виде налогов всего 24 млн. рублей.
Доводы экспертов бизнес-союзов о том, что получаемый экономический эффект компенсирует выпадающие ресурсы, пока не нашли понимания у МНС. Максимум, на что согласились налоговики, это увеличить нижнюю планку выручки с 3,4 до 4,1 млрд. рублей.
При этом налоговики решили по-своему подстраховаться и ввести для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения, налог на недвижимость (для владельцев недвижимости от 150 кв. метров) и земельный налог.
По оценке МНС, уплата налогов коснется примерно 21% плательщиков, и в первую очередь тех, кто занимается операциями с недвижимым имуществом.
«Это торговые дома, обладающие большими площадями, но использующими недвижимость преимущественно не в собственных нуждах, а для сдачи ее в аренду», — пояснила Элла Селицкая.
Представители же бизнес-союзов заявляют, что налоговики заблуждаются и не осознают, к каким пагубным последствиям может привести их инициатива.
«Введение налога на недвижимость — это удар по небольшим промышленным предприятиям, а не торговым центрам, которые имеют в собственности от 1000 квадратных метров и выше, а никак не 150. Кроме того, данный налог не будет стимулировать инвестиционную активность и не позволит проводить приватизацию производственных площадей и передачу их эффективным собственникам», — убежден Александр Калинин.
Андрей КОЖЕМЯКИН