Сначала - обеспечить жильем, а после создавать инфраструктуру
Жилищный вопрос наиболее остро стоит именно в Минске. Однако, возводя жилые кварталы, город не успевает строить школы, магазины, садики и поликлиники. Например, жители обширного района Каменная Горка сталкиваются с этим каждый день, а также с отсутствием парковок для машин.
"Мы в первую очередь хотим обеспечить всех жильем, а потом будем" подтягивать "инфраструктуру ..." - такое мнение высказал глава администрации Фрунзенского района Минска Борис Васильев в интервью газете "Звязда".
- В чем особенность Фрунзенского района столицы?
- Главная особенность - размеры. Он самый большой. Население - около 420 тысяч человек. И это район, который постоянно растет. Здесь строится около 60% возводимого жилья в течение года в Минске. Это сказывается на том, что приходится решать много вопросов по развитию социальной сферы обслуживания населения. У нас 40 предприятий с численностью работников выше 100 человек. Но в объеме города наша промышленность составляет лишь около 6% продукции.
- Какие наиболее серьезные предприятия? И как они пережили кризис прошлого года?
- Завод отопительного оборудования, "Светоприбор", "Табак-Инвест" и другие. Удивительно, но для предприятий того кризиса почти что и не было. За счет "дорогого" доллара мы увеличили экспорт. А руководители наших предприятий - опытные люди. Они быстро поняли, что смогут хорошо заработать, и поэтому для них кризис оказался выгодным. У нас все отреагировали правильно - поэтому и выжили. Выдержал сильнейший удар МАПИД, когда сдерживались цены. Однако экономика не "провалилась".
- Как промышленность влияет на экологию района?
- Единственным загрязнителем был завод отопительного оборудования. В прошлом году он провел реконструкцию, на которую потратил около 4 миллионов долларов. В результате появилась установка, которая минимизирует все выбросы. Поэтому эту тему мы, на мой взгляд, практически закрыли. Сегодня уже на это никто не жалуется. А промышленных зон у нас почти что нет. Также помогает роза ветров - район хорошо "проветривается".
- Но я так понял, что больше всего вам приходится решать строительные вопросы ...
- Действительно. Во-первых, на нашей территории расположена такая крупная строительная организация, как МАПИД. Она ежегодно строит от 40% до 50% всех квадратных метров столицы. А всего у нас около 30 строительных организаций. Также сотрудничаем и не со "своими", ведь в нашем районе реализуется около 110 инвестиционных проектов.
- Наверное, сложно справляться с такими объемами строительства. Думаю, что и у вас есть проблемы со своевременным появлением всей инфраструктуры?
- Да. В первую очередь это Каменная Горка, Масюковщина, Домбровка. Там наблюдается отставание от строительства инфраструктуры: магазины, система бытового обслуживания, почты, аптеки, отделения банков, детские сады, школы. Мы принимаем меры, но все равно этих объектов не хватает. В среднем по району вопрос со школами и садиками мы закрываем - предлагаем в других районах. Однако с остальным проблема остается нерешенной. Например, в Каменной Горке все помещения уже имеют хозяев и есть сроки ввода их в эксплуатацию. А значит, в этом и следующем году все они должны открыться. Кроме того, есть много инвестиционных проектов по строительству крупных торговых комплексов. Поэтому мы считаем, что через несколько лет Каменная Горка будет обеспечено всей необходимой инфраструктурой.
- С какими вопросами к вам люди приходят чаще всего?
- Кроме названных ранее проблем, одна из основным тем - нехватка учреждений культуры, в том числе библиотек. И пока мы не можем сказать, что в ближайшее время эта ситуация изменится. У нас на район фактически только один кинотеатр. А сейчас же кинотеатр должен быть не таким, как тридцать лет назад. Это же целый комплекс сейчас. Но возведение объектов культурно-спортивной направленности у нас запланировано. Только пока это строительство мы, к сожалению, не можем предпринять, так как инвесторов не находится.
- Насколько часто люди недовольны отсутствием инфраструктуры?
- Есть одна особенность. 50% в новый микрорайон вкладывает город. И бюджет города прозрачный. Нет секрета из того, как и на что он расходуется. И если куда-то идут деньги, то откуда они забираются. Все распланировано. Нельзя сразу все сделать. Только постепенно, иначе будут перекосы. Понимаете, мы в первую очередь хотим обеспечить всех жильем, а потом будем "подтягивать" инфраструктуру. Люди же приходят и говорят: "Дайте хотя бы где жить". И второй вопрос, что детские сады, которые сегодня будут переполненными, через несколько лет станут почти пустые с нашей низкой рождаемостью. А школьник уж тем более проедет, наверное, пять остановок до школы? В сельской местности раньше по десять километров пешком ходили, и никто не задавал вопросов. А если хотите, то организуйте товарищества собственников. Тогда вы сами будете тратить вместе какие-то средства и решать свои проблемы.
- Бывают вопросы, которые не столько денег требуют, сколько организационной работы. В новых микрорайонах одна из проблем - опоздание организации новых маршрутов общественного транспорта. Почему так медленно это решается?
- Касательно общественного транспорта я вряд ли смогу что-то сказать, так как этим занимается Минтранс. А мы только с ними взаимодействуем. Есть вопросы, которые периодически возникают. Просто есть еще другая сторона проблемы: не хватает водителей. Да и в Минтрансе очень хорошая система анализа загрузки. И иногда бывают экономически невыгодные маршруты, где нужно сделать стоимость билета в три тысячи, если его запускать. А пустые же автобусы не должны быть. Для пяти человек никто этого делать не будет. Однако напоминаю, что наша задача - только показать, где есть проблема, а решаем уже не мы.
- А как идет озеленение района? Есть где отдохнуть жителям?
- Мы этому вопросу уделяем большое внимание. Однако все равно не удается достигнуть такого количества зеленых насаждений, какой бы хотелось. Есть места (от Лынькова к Рафиева), которые в перспективе будут преобразовываться в парковые зоны. Занимаемся парком Медвежино. К 2015 году должен быть разработан план реконструкции парка 60-летия Октября. И опять-таки ищем инвесторов, которые бы тоже какие-то территории взялись воспроизвести или создать определенную инфраструктуру. Мы понимаем, что наиболее важная проблема - это условия проживания людей.
- Ведь так называемый "спальный" район ...
- Да. Поэтому утром все уезжают, вечером - обратно. А значит, большой поток машин. Но решаем и этот вопрос: например, сделали 4 полосы на Притыцкого. Теперь совсем по-другому. И при этом капитальных вложений не было, все сделано экономно. Сделали также и проспект Пушкина. Ремонтируем все время дороги. А в перспективе - строительством развязок по примеру проспекта Жукова. Но проблема транспорта общегородская. К сожалению, новые районы не приспособлен к такому количеству транспорта. Хотелось бы, чтобы жители с большим пониманием относились к тому, как решаются вопросы, так как очень часто сталкиваемся с проявлениями эгоизма: например, запланирована парковка на месте зеленой зоны, на которой и так паркуются сейчас жители. Мы решили построить там парковку, а они говорят: "Не надо". Те, у кого есть машина, молчат, у кого нет - против. Но мы встречаемся с людьми, приглашаем проектные организации - и все пытаемся объяснить.