Не тот овощ, что в поле, а тот, что на прилавке
Знать потребителя в лицо
— Вырастить овощи в необходимом объеме и достаточном ассортименте несложно, — считает заместитель директора Института овощеводства Научно-практического центра по картофелеводству и плодоовощеводству НАН Беларуси Николай Купреенко. — Специализированные хозяйства в последнее время хорошо оснащены техникой, создана база хранения на 150 тысяч тонн в местах производства овощей. Проблема в другом: в их сбыте и переработке, отсутствии взаимодействия между производителями и потребителями. Мы закупаем за рубежом порядка 50 тысяч тонн овощной продукции. Есть, конечно, вынужденный импорт, например, ранней капусты весной. Но есть и надуманный, без которого можно обойтись.
Второй ключевой момент — качество. Сегодня никому не нужна грязная, не подготовленная к реализации продукция. Клубни, корнеплоды, плоды должны проходить предпродажную обработку. Это и мойка, чистка, аккуратная фасовка, вакуумная упаковка.
В каждой области необходимо иметь не менее двух-трех логистических центров, которые должны знать потребителя, накапливать продукцию, определять ее качество, давать необходимые консультации и заниматься реализацией овощей как внутри республики, так и за ее пределы. Такой логистический центр на 20 тысяч тонн с предпродажной доработкой уже существует, к примеру, в Гомельском районе. Производителям необходимо также расширять ассортимент выращиваемых культур.
Красноречивый пример привел на совещании заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Василий Павловский. На Ганцевичском плодопитомнике 1,5 гектара голубики, и там проблемы со сбытом. А рядом ягоду на 33 гектарах выращивает фермер. Еще в период созревания голубики у него адреса ее поставок расписаны до килограмма. Потому что голубика у фермера — отборная, расфасована в специальные лотки.
Товарный вид имеет большое значение при реализации овощей. Например, в СПК «Гигант» Бобруйского района средняя цена картофеля в прошлом году составила 1 миллион 660 тысяч рублей за тонну. И в это хозяйство покупатели выстраиваются в очередь за продукцией.
Сладка ягода арбуз. И рентабельна
Руководитель КФХ «Дружба и К» Владимир Крапивко утверждает, что выращивать второй хлеб можно успешно при наличии севооборота. На небольших площадях нельзя получить надлежащей отдачи. Высокопроизводительная техника окупает себя на больших угодьях, соответственно, и продукция в разы дешевле.
Самой рентабельной культурой в прошлом году у фермера из Смолевичского района оказался… арбуз. 90 тонн сладкой ягоды он продал по цене, в четыре-пять раз превышающей стоимость раннего картофеля. И по качеству белорусские бахчевые не уступали завозимым из южных регионов России, из Украины. По тому же содержанию сахаров они не хуже астраханских, а вот нитратов в них значительно меньше, чем в привозных.
В результате исследований нашими учеными было отобрано несколько сортов, наиболее подходящих для почвенно-климатических условий Беларуси, разработана технология выращивания.
Не вширь, но вглубь
Но долгосрочный прогноз погоды на нынешний сезон остановил фермера-овощевода в расширении бахчи: из планируемых 5 гектаров он засадил культурой только половину. Частник сам решает, на что делать ставку. И это, конечно, его преимущество. Как признался Владимир Крапивко, расти вширь в Смолевичском районе нет возможности. Близлежащие земли заняты. Поэтому он решил «прорастать вглубь». И углубился в технологию выращивания таких культур, как лук, чеснок, томаты открытого грунта, баклажаны, перцы, дайкон, репа, редька — всего 19 наименований. Тесно сотрудничает с учеными. Занялся возделыванием и воздушной луковицы чеснока.
Уже отделился и его сын Алексей, с которым начинал овощное дело. Его хозяйство «Агро-Лидер» занимается вакуумной упаковкой овощей. Потребители такой продукции — небольшие рестораны и кафе, другие общепитовские организации. Конечно, цена очищенных клубней и корнеплодов, упакованных в пленку, гораздо выше. Но если подсчитать, сколько с килограмма выходит отходов, сколько тратится средств на аренду помещения для хранения овощей и их очистку, получается, покупать такой полуфабрикат выгодно. У Алексея Крапивко 25 торговых мест на Комаровском рынке, куда в основном поставляется продукция КФХ «Дружба и К».
За труд семена оплатят сполна
В нынешнем году в хозяйствах всех категорий планируется произвести 1990 тысяч тонн овощей, в том числе в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах 488 тысяч тонн, что позволит полностью обеспечить потребности торговли (включая стабилизационные фонды), общественного питания, промышленной переработки, реализации внутри республики и на экспорт.
Надо полагать, в 2012-м будем мы и с белорусским чесноком, которого планируется вырастить 460 тонн (в 2011-м получили 200 тонн). А к 2015 году ожидают его валовой сбор в 3 тысячи тонн. Для чего необходимо иметь свои семена (в этом сезоне посеяно 212 гектаров воздушной луковицы).
Заметим, вопрос с семенами проблемный для овощеводства, 80 процентов их завозится из-за рубежа. А между тем подсчитано, производить свои и продавать — очень выгодно. О чем свидетельствует опыт Светлогорской овощной фабрики, которая ведет элитное семеноводство. Ученые рекомендуют применять отечественные сорта, а практики подтверждают их эффективность. Вот и у фермера Владимира Крапивко сорта томатов белорусской селекции «доходный» и «ранiца» оказались урожайнее голландских...
В целом, как было отмечено на семинаре, последнее время в республике значительно изменилась структура площадей под овощами, их выращивается около 30 наименований. Продолжено формирование сырьевых зон при перерабатывающих предприятиях. Освоено производство новых видов продукции — консервированной кукурузы, спаржевой фасоли, огурцов корнишонного типа, томата черри. Для расширения ассортимента овощных консервов выращиваются различные виды капусты — брокколи, цветная и другие.
Будет продолжено и создание интеграционных комплексов на базе УП «Совхоз Брестский», КСУП «Брилево», «Восток» Гомельской области, УП «Агрокомбинат «Ждановичи» Минской и других хозяйств. На это из средств республиканского бюджета выделено 7,6 миллиарда рублей, что позволит вывести овощеводческую отрасль из ситуации, когда выращенное уходит туда, где и возделывалось.
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»