Зачем “маэстро” в огороде?

Источник материала:  
Белкоопсоюз выступает за упрощение процедуры закупки сельхозпродукции у населения

Не секрет, что большинство сельчан живут за счет своих подворий. Благодаря овощам из теплиц и с грядок, ягодам и зелени подзаработать может и стар и млад. Однако процедура оформления специальных ведомостей с обязательным указанием, что и кем выращено на данном приусадебном участке, какой урожай планируется получить на нем, часто отбивает у людей желание что-то сдавать госперекупщику. Ведь намного проще иметь дело с частниками, куда менее требовательными в вопросах бумажной волокиты.

Именно эту проблему озвучил на прошедшем заседании Президиума Совмина председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько. По его словам, зачастую свою продукцию с приусадебных участков сдают пенсионеры, которым трудно заполнять бесчисленные справки. В этом случае, убежден Сергей Сидько, государство должно стать на сторону людей, ведь от этого выиграют не только они, но и Белкоопсоюз, поскольку объемы сдачи продукции вырастут.

Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович поддержал предложение главы Белкоопсоюза и поручил профильным министерствам его реализовать, заложив при этом в Налоговый кодекс необходимые изменения.

А тем временем корреспондент “НГ” выяснила, как государственное предприятие решает проблему закупки овощей у сельчан Малоритского района.

В Малоритском районе уже никого не удивляет, что у особо старательных полеводов на участке можно обнаружить “золотую корону” или “маэстро”. Речь идет не о кладах и золотоискателях, никто не приглашает поработать в огороде и музыкантов. Так называются сорта моркови и тыквы,
которые выращивают по заказу Малоритского консервно-овощесушильного комбината население и хозяйства района. Семена нужных сортов раздает сам комбинат.

Для маленьких — с душой

В семье Нины и Александра Шпак из деревни Збураж занимаются выращиванием овощей “на заказ” уже десятый год. Вот и этой весной посадили 20 соток кабачков и 35 соток тыквы.

— И земля не пустует, и дополнительный заработок для семьи, — рассказывает хозяйка дома, с нескрываемой гордостью показывая ухоженный, без единой соринки “баштан”. — Хорошо, что есть кому помогать. Мы с мужем днями на работе, но во время каникул присматривает за огородом и дочь Анна.

По словам девушки, ухаживать за посадками для нее одно удовольствие.

— Хочется, чтобы урожай вырос на славу. Когда вижу в магазине детское питание нашего Малоритского консервно-овощесушильного комбината, горжусь, что в эти красивые баночки вложен и труд нашей семьи, — весело щебечет Аня.

И никакой химии!

— Рецептура пюре и соков для малышей требует использования сырья безупречного качества, — поясняет главный технолог предприятия Валентина Григорук. — Поэтому на их приготовление годятся лишь сорта с особыми свойствами. Например, тыква должна быть сладкой, содержать много сухих веществ и мякоти, а морковь — без жесткой сердцевины и не волокнистая. Уже более десяти лет мы применяем такую практику: чтобы получить от населения “нужную” продукцию, раздаем каждую весну семена овощей тем, у кого есть интерес выращивать и реализовывать нам плоды своего труда, — добавила главный технолог. — Это выгодно и комбинату, и населению.

Не первый год выращивает и сдает комбинату овощи и водитель этого предприятия Владимир Бегеза.

— Кабачки созревают быстро, только успевай выбирать. Вот тут-то уже не поспишь в шапку.  Не соберешь вовремя — перерастет и получится некондиция, — делится опытом Владимир Николаевич.

Но и это еще не все. Как объяснил хозяин, самое главное —  пройти строгий контроль на содержание нитратов в лаборатории района или комбината.

— Были случаи, когда овощи из-за превышения уровня “химии” возвращали владельцам. Поэтому удобрениями не пользуемся и навозом свой огород не поливаем, — гордо заявляет овощевод.

Брокколи — наш овощ

Помимо традиционных для этой местности культур некоторые хозяйства района освоили выращивание более редких и прихотливых овощей. Например, СПК “Красный партизан” и СПК “Макраны” в прошлом году поставили Малоритскому консервно-овощесушильному комбинату 60 тонн брокколи и цветной капусты.

— В нынешнем сезоне нами уже заготовлено 80 тонн земляники садовой, что наполовину больше, чем в прошлом году, — рассказала корреспонденту “НГ” специалист по заготовке сырья комбината Галина Шишук. — Лесные и другие садовые ягоды в основном закупаем у местного населения. Черники запасли 18 тонн, вишни — 12 тонн, черной смородины — 20 тонн, красной — 3,9 тонны. На подходе сливы и яблоки.

Следует заметить, что для приготовления детского питания на заводе используют только местные фрукты и овощи. В общем объеме их около 90 процентов. Докупать приходится только то, что не произрастает в Беларуси. Например, персики, абрикосы, бананы и ананасы. Сейчас комбинат выпускает около 150 наименований детских пюре и соков. Новинка этого года — яблочное пюре с облепихой на фруктозе. Про взрослых потребителей тоже не забывают. Недавно выпустили лакомство по новой рецептуре “Повидло из тыквы”. Малоритскую продукцию уже распробовали в России, Казахстане и Украине...

 В ТЕМУ

Белкоопсоюз совместно с заинтересованными органами госуправления — Минэкономики, Минфином, МНС, НАН и облисполкомами — всерьез озаботился повышением эффективности коммерческой деятельности потребительской кооперации за счет совершенствования организационной структуры и развития торгово-заготовительной и производственной деятельности. В частности, запланирована реорганизация райпо с численностью обслуживаемого населения менее 15 тысяч (вместо них будут созданы межрайонные потребительские общества), а также реорганизация финансово неустойчивых райпо путем передачи их функций унитарным оптовым предприятиям. Программой реформирования предусматривается создание логистического центра Белкоопсоюза.
Также планируется внедрять сетевые принципы организации торговли с развитием единого бренда. “Мы вышли сегодня на единый бренд “Родны кут”, под которым создается наша торгово-логистическая проводящая схема, — отметил Сергей Сидько. — Это нужно, чтобы потребительская кооперация была узнаваема. Сегодня мы объединяем 743 торговых объекта под этим брендом. В будущем он будет развиваться”.
В свою очередь премьер-министр Михаил Мясникович подчеркнул, что Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно в своих выступлениях говорил о необходимости совершенствования деятельности потребительской кооперации, в том числе в организационном плане. “Необходимо, чтобы эта огромная махина шагала в ногу со временем, — заявил глава правительства. — Исходя из этого должна совершенствоваться и организационная структура, и, безусловно, торгово-заготовительная и производственная деятельность. Чтобы то, что имеется в личных подворьях и в фермерских хозяйствах, купить, заготовить и выгодно продать. И на лисичках можно делать состояние, и на огурцах, я уже не говорю о пушном и других промыслах”.

←Белорусской деревообработке выдели девальвационную кредитную компенсацию

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика