Плюс пишем, недостатки, которые придется устранять, – в уме
В ЦЕЛОМ оснований для беспокойства нет: получен прирост валового производства молока, скота и птицы, возросли объемы реализации и количество поголовья крупного рогатого скота. Однако за этими среднестатистическими показателями слишком много еще просчетов и упущений, а принимаемые меры, к сожалению, не всегда давали должную отдачу. В первую очередь это касается выбытия коров, комплектования новых ферм животными. Да и использование молока на выпойку телят кое-где вызывает еще немало вопросов. На Гомельщине, например, нормы расхода для этих целей увеличивают административными методами. А несвоевременное и неполное заполнение комплексов исчисляется ежегодными потерями в миллиарды рублей. Сто «неработающих» скотомест приносят 680—700 миллионов рублей ущерба. В то же время на Брестчине не заполнено 800 скотомест, на Витебщине — 600, Гомельщине — 1700, Гродненщине — 2100, Минщине — более 4 тысяч, Могилевщине — 1900.
Подобных примеров на коллегии приводилось немало. На местах руководители и специалисты в первую очередь озабочены выполнением производственных показателей. Главное для них — обеспечить прибавку. А какой ценой она получена — не так важно. За это не всегда спрашивают. А ведь только из-за перерасхода фуража некоторые сельхозорганизации несут огромнейшие потери, не говоря уже о нарушениях кормления и содержания животных, низком качестве реализуемой продукции. По этой причине заготовители вернули производителям около 1,6 тысячи тонн молока.
Более 13 центнеров кормовых единиц фуража на центнер привеса составляет его расход на комплексах ОАО «Сенненский райагросервис», 10,7 центнера — в Шарковщинском агротехсервисе, 13,1 центнера — в СПК «Хотово» Столбцовского района. Это почти в два раза больше технологического норматива 6,6 центнера кормовых единиц.
— В некоторых районах на крайне низком уровне остается суточная продуктивность молодняка, — докладывал начальник главка интенсификации животноводства и продовольствия Минсельхозпрода Иван Карсеко. — В Новогрудском, Россонском, Воложинском, Мядельском и Краснопольском, например, среднесуточный привес животных на выращивании и откорме оказался менее 500 граммов. В то же время республика располагает достаточным опытом получения высоких результатов в мясной отрасли.
В качестве положительного примера приводились Мозырский, Берестовицкий, Бобруйский, Гродненский, Брестский и другие районы, где среднесуточный привес на выращивании и откорме крупного рогатого скота превысил 700 граммов. Так что разница у лидеров и аутсайдеров ощутима, а между сельхозпредприятиями — еще больше.
ПО-ПРЕЖНЕМУ озабоченность Минсельхозпрода вызывают дефицит нетелей и выбраковка коров. Сегодня на сто из них приходится 115—120 нетелей. Часть можно было бы продать, в том числе и за пределы республики. Купцы из Казахстана готовы приобретать у нас даже выбраковываемых коров, чтобы потом получить от них потомство.
За полгода из основного стада выбыло 197 тысяч коров. Это несколько меньше, чем в прошлом году, но не настолько, чтобы заметно улучшилась ситуация. В Берестовицком, Жабинковском, Дубровенском, Свислочском и Несвижском, некоторых других районах выбытие поголовья из стада составляет 20 и более процентов. А в 17 районах республики выбраковка коров превысила растелы нетелей. С основным стадом расстались более 11 тысяч стельных коров и нетелей.
ВОТ ПОЧЕМУ разговор на коллегии шел принципиальный, откровенный. Тон ему задавал исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич. Речь шла в основном о том, что должно способствовать улучшению ситуации в отрасли и выполнению прогнозных показателей, как исправлять просчеты и упущения, потому как невидимых на первый взгляд болячек в ней еще немало. И каждую из них нужно лечить своевременно и по-своему. Иначе через некоторое время они обязательно дадут о себе знать в виде недобора продукции, ее качества, а значит, и так необходимых всем финансовых средств.
Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»