Главный показатель – качество уборки
— К этому обязывает положение руководителей всех уровней, — рассказывает собеседник. — Нужно постоянно владеть ситуацией, чтобы принимать соответствующие решения. Ведь от работы главного штаба во многом будет зависеть конечный результат. Особенно хорошо это видно на жатве, где из работы каждого механизатора, специалиста, управленца складывается целостная ситуация по хозяйству, району, области и, наконец, — по республике. Ведь не случайно же говорят, что хлеб всему голова.
— Василий Константинович, в чем, на ваш взгляд, особенность нынешней страды и чем она отличается от предыдущих кампаний?
— Подобный вопрос задавал себе, специалистам хозяйств, руководителям райсельхозпродов. И если обобщить их и мой ответы, то важнейшая особенность — это раннее ее начало. В прошлые годы до 18 июля к жатве, как правило, не приступали, а нынче зерноуборочные комбайны пришлось вывести в поля на неделю раньше традиционных сроков. Начали с уборки озимого ячменя. Он занимал 17 тысяч гектаров и уже убран полностью. Каждый гектар дал более 41 центнера, на 8 центнеров больше, чем в прошлом году. В последнее время такого урожая в республике не было. Радуют и другие культуры. Не подвела бы только погода, которая нынче к аграриям была благосклонна.
Еще одна из особенностей нынешней страды — на полях стоит хороший урожай зерновых, меньше по сравнению с прошлым годом полеглицы. Все это вместе способствовало формированию весомого колоса озимых и яровых зерновых культур. Поэтому главная теперь задача — убрать все выращенное без потерь, на чем не раз акцентировалось внимание присутствовавших на республиканском семинаре в Барановичах. Основной упор там был сделан на качество работ. Его будем требовать в течение всей жатвы от каждого — будь то комбайнер, агроном, инженер, председатель... Проведения качественной уборки требуют от хлеборобов Президент и Правительство. Поэтому во всех наших рекомендациях, наставлениях по оплате труда и при подведении итогов соревнования это проходит красной нитью. Хочу напомнить, что в случае нарушения технологической и трудовой дисциплины нерадивые участники страды будут лишаться талонов качества. А если попадут в черный список, путь на любой пьедестал почета — хозяйства или республики — им будет закрыт.
— Что представляет собой зерновое поле республики? На какой урожай может рассчитывать страна?
— В целом нужно убрать 3,2 миллиона гектаров зерновых колосовых, кукурузы и рапса. Нагрузка только зерновых колосовых на комбайн составляет 208 гектаров, в отдельных районах она доходит до 260 гектаров и больше. Поэтому при необходимости им будет оказана материальная и людская помощь.
Из общего количества придется убрать 2,4 миллиона гектаров зерновых колосовых, 285 тысяч гектаров кукурузы, 454 тысячи озимого и ярового рапса.
Весной в соответствии с технологическими регламентами своевременно провели сев, хозяйства в достаточной мере были обеспечены минеральными удобрениями, топливом, финансовыми средствами для приобретения запасных частей. Уже решен вопрос по обеспечению топливом и жатвы.
Все это работало на урожай. Наши специалисты вместе с учеными Национальной академии наук подсчитали, что можно получить 33—35 центнеров с гектара зерна в амбарном весе, то есть 8,4—8,5 миллиона тонн соберут сельхозорганизации. Около 400 тысяч тонн получит на приусадебных участках население плюс фермерские хозяйства. В результате набирается 8,8—8,9 миллиона тонн. А убрав 285 тысяч гектаров кукурузы на зерно — в среднем по 60 центнеров с гектара, — мы получаем еще порядка двух миллионов тонн в амбарном весе, а в целом — около 11 миллионов тонн. Это действительно достойный урожай текущего года.
Напомню, что в прошлом году после доработки урожайность составила 29,5 центнера с гектара.
— Главный показатель качества любой уборки — сокращение потерь. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы снизить их до минимума?
— Надо дважды в день осматривать зерноуборочные комбайны, регулировать зазор между барабаном и подбарабаньем. Зачем? Потому что утром зерно более влажное, к обеду оно успевает подсохнуть, а вечером становится более влажным опять. Такой уход за комбайном должен стать обязательным требованием всех зерноуборочных экипажей.
Они должны соблюдать скоростной режим. Погоня за валовыми намолотами никому не нужна. Неотъемлемым требованием является также обязательная герметизация комбайнов и автотранспорта. На семинаре в Барановичском районе мы показали, как определять потери, возможные места утечки зерна и как их устранять. Впрочем, в конечном итоге все зависит от людей.
— Но и от финансовой поддержки. А в немалой степени — и от погоды. Не так ли?
— Подсчитано, что на проведение весенних и осенних полевых работ из бюджета требуется 9,5 триллиона рублей. Первая кампания оценивается примерно в 6 триллионов. На осенний сев с учетом реализации зерна понадобится немногим более трех триллионов рублей. Для этого уже выделены бюджетные средства, оговорены с областями условия финансирования. Буквально пару дней назад Минфин выделил транш для приобретения топлива в размере 37 миллиардов рублей. Потом поступит еще 30 миллиардов. В результате только на ГСМ из республиканского бюджета поступит 850 миллиардов рублей. В дальнейшем эта сумма пополнится еще 1,7 триллиона рублями за счет кредитных ресурсов, областных и собственных средств сельхозпредприятий. Так что в финансовом плане все проблемы со стороны государства будут сняты.
— Как никогда в этом году особое внимание уделяется лущению стерни. Чем это вызвано и что даст использование такого технологического приема?
— Дело в том, что в последнее время очень много денег мы используем для приобретения средств защиты растений. За год набирается около 200 миллионов долларов. Это огромнейшая сумма. Но в отдельных районах, и даже регионах, явно недостаточно используют агротехнические приемы борьбы с сорняками. И один из них — лущение стерни. А если учесть, что часть полей не будет задействована для сева озимых культур, а там, где находился рапс, он со временем может проявить себя как сорняк для последующих сельхозкультур, то без лущения не обойтись. Поэтому оно станет обязательным после уборки рапса. Для всех областей доведены задания по выполнению такой технологической операции. В республике планируем провести ее на 1,5 миллиона гектаров, чего не было в прошлом.
— В последние годы управленцев постоянно донимают зерносушильные комплексы. Насколько они готовы обеспечить бесперебойную работу зерноуборочного конвейера?
— С вводом 73 зерносушильных комплексов — их у нас насчитывается около 3,4 тысячи, а в целом 4,6 тысячи сушилок — хозяйства смогут более оперативно поставлять зерно на хебоприемные пункты и предприятиям, которые ведут заготовку фуража. Мощности зернохранилищ — 10 миллионов тонн. Так что они способны принять весь выращенный урожай. Но чтобы не допустить простоя комбайнов, пришлось дополнительно подключать автотранспорт для перевозки зерна. По нашим подсчетам, дефицит оценивается примерно в 620 автомашин. Поэтому заключены договоры с Минтрансом и Минобороны, которые восполнят недостающее количество автотранспорта. Так что комбайны на поле простаивать не будут.
Что же касается строящихся зерносушилок, то и их сдадут в соответствии с графиком.
— Нынче закупочные цены на зерно пересматривались в сторону увеличения практически по всем культурам. Насколько они устраивают производителей и на какие культуры, возможно, придется их еще «подрегулировать»? Как при таких ценах могут сработать производители зерна?
— Цены по госзаказу уже известны. Что же касается фуражного зерна, то каждая область может устанавливать их по своему усмотрению. Пока же прорабатывается вопрос об увеличении практически в два раза закупочных цен на фураж. В этом плане с областями имеется полное взаимопонимание.
В комиссию по ценообразованию Совета Министров мы внесли предложение по корректировке закупочной цены на маслосемена рапса. Для госзаказа она составляет 3,1 миллиона рублей за тонну, а в странах Евросоюза доходит до 600 евро. Для других предприятий, которые не в госзаказе, мы рекомендовали закупочные цены на маслосемена рапса увеличить. Потому как сегодня многие хотели бы закупить у сельчан зерно и маслосемена подешевле, чтобы потом получить хороший навар.
— В последнее время можно услышать различные толкования о расширении посевов кукурузы на силос. Какое ваше отношение к увеличению с этой целью посевных площадей?
— Кукуруза на силос у нас занимает более 750 тысяч гектаров. Полагаем, что для этого достаточно 600—650 тысяч. В 2004 году мы получали 167 центнеров ее зеленой массы, в прошлом — 260 центнеров. А при нормальном технологическом уходе и соблюдении технологии можно получать не менее 300—350 центнеров. Гибриды, которые возделываются в республике, позволяют иметь такую урожайность. Просто отдельные сельхозпредприятия размещают «королеву полей» не там, где она способна давать максимальные урожаи. Засеваются обочины, придорожные полосы, буртполя, неудобицы. Эта культура технологическая и требует больших доз минеральных удобрений. Поэтому если заниматься ее производством всерьез, то нам 600—650 тысяч гектаров вполне достаточно, и они способны обеспечить необходимый объем силоса. Плюс 250—280 тысяч гектаров на зерно. То есть мы можем безболезненно сократить посевные площади кукурузы на 100—150 тысяч гектаров.
Сегодня же на зерно и силос она занимает более миллиона гектаров. Дело в том, что некоторые за счет силоса намерены решать кормовую проблему. А нужно поднимать продуктивность гектара. Другого выхода нет.
— Василий Константинович, что вас волнует сегодня больше всего как руководителя, который в республике курирует растениеводческую отрасль?
— За последние годы мы очень много оказали технологической и технической поддержки сельхозпредприятиям. Провели обучение кадров, они изучали разработанные технологические регламенты. Однако должной отдачи, к сожалению, от всего этого получить пока не удается. Руководителям сельхозпредприятий нужно больше внимания уделять соблюдению технологической дисциплины, повышению эффективности от вложенных средств. Ведь большие дела складываются из мелочей, а их, к сожалению, в работе аграриев еще немало.
Хотелось бы без потерь собрать весь выращенный урожай. Полагаю, этим сегодня озабочены все, кто имеет к нему непосредственное отношение.
— Спасибо за деловой и откровенный разговор. «Белорусская нива» тоже активно включилась в жатву-2012.
Беседовал Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»