Даешь стране калия, Березовский рудник!
В чистом поле за Березовкой
Я хорошо запомнил день 14 декабря 2006 года. Хотя по календарю предполагалась зима и должен был лежать снег, но, как это нередко бывает у нас, осень не хотела уступать свои права. Небо закрыли серые тучи, моросил дождь. Погода не радовала большинство белорусов. Однако этого никак нельзя было сказать о людях, которые собрались в чистом поле за деревней Березовка Солигорского района. Здесь ОАО «Беларуськалий» готовилось открыть памятный камень в честь начала строительства нового Березовского рудника. Именно предвкушение значимости события создавало у людей приятное настроение, которое не могла испортить погода.
Открывая памятный камень, тогдашний генеральный директор «Беларуськалия» Андрей Башура сказал: «Пройдет шесть лет, и вы увидите в этом чистом поле современное предприятие. По уровню применяемых технических новинок ему не будет равных среди аналогичных подразделений химического гиганта».
Менее чем через три года после того события «Беларуськалий» возглавил Валерий Кириенко. Он был опытный специалист горного дела, много лет проработал в шахте, затем главным инженером и директором третьего рудоуправления, главным инженером всего химического гиганта. Просчитав возможности строителей и проходчиков недр, новый генеральный директор поставил задачу сократить время возведения рудника на полгода. Жизнь показала, что уточненные сроки проведения работ были реальными.
Какие же причины подталкивали руководство «Беларуськалия» торопиться с возведением нового объекта?
Миллиард тонн за полвека
Производить минеральные удобрения в Солигорске начали полвека назад. За это время из недр поднято на поверхность около 1,3 миллиарда тонн руды. Правда, из нее в процессе обогащения лишь каждая четвертая тонна стала калийным концентратом. Остальные в виде пустой породы пошли в отвалы. Эти отходы производства складируются на поверхности и получили название Солигорские горы, высота которых уже достигает полутора сотен метров. Они в ясную погоду видны даже за двадцать километров от шахтерского города.
Но запасы руды имеют свойство истощаться. После нескольких десятилетий эксплуатации калийная соль закончилась на половине мощностей двух рудников. Чтобы не уменьшить выпуск готовой продукции, надо было строить новые. В 2003 году началось и через шесть лет закончилось возведение Краснослободского рудника. Поставляя сырье на Второе рудоуправление ОАО «Беларуськалий», он обеспечивает теперь устойчивую работу этого подразделения.
Еще не сдав в эксплуатацию Краснослободский рудник, химический гигант, как уже говорилось выше, начал возводить Березовский. Он был нужен, чтобы восполнить выбывшие мощности рудника Первого рудоуправления.
Начальник первой обогатительной фабрики Виктор Петрашко рассказал, что к приему руды Березовского рудника здесь начали готовиться давно.
— Как только шахтопроходчики добрались до нее, — говорит Виктор Викторович, — наши специалисты стали изучать химический состав будущего сырья. И пришли к выводу, что полезного компонента в ней будет меньше, чем в получаемой теперь с первого рудника, но зато и меньше нерастворимого остатка. Чтобы подогнать под средние параметры, руду разных рудников предварительно решили смешивать. Это не потребует существенного изменения технологии.
В советское время первая обогатительная фабрика производила до 2,5 миллиона тонн готовой продукции. Но в первые годы после развала Советского Союза наступил спад, и выпуск калия уменьшился в три раза. Однако за последнее десятилетие фабрика возродилась заново. В прошлом году здесь перешагнули рубеж двух миллионов тонн удобрений, нынче намечается произвести 2,2 миллиона, а к концу пятилетки довести до 2,5 миллиона. Мощности предприятия уже позволяют выходить на такие параметры, но сдерживает нехватка сильвинита с первого рудника, где его запасы существенно истощились. Поэтому и большие надежды возлагаются на Березовский рудник.
Экология прежде всего
Вместе с руководителем дирекции строящихся рудников Александром Жевлаковым прогуливаемся по территории Березовского рудника, акт о приемке в эксплуатацию которого подписан на днях.
— Конечно, начинать стройку было нелегко, — признается Александр Андреевич. — Но стоит отметить, на эту площадку сотрудники дирекции, строители и шахтопроходчики пришли уже опытными бойцами. Все премудрости возведения подобных объектов постигали на Краснослободском руднике. Вот там поначалу было действительно тяжело, потому что четверть века новые рудники в «Беларуськалии» не строились. Учиться этому делу пришлось в процессе работы.
Первая сложность, с которой пришлось столкнуться строителям, состояла в том, что на Березовском руднике значительно хуже почвенно-гидрологические условия, чем на Краснослободском. Стоило экскаватору копнуть чуть глубже полуметра, как появлялась вода. Пришлось в некоторых местах площадки подсыпать до 2 метров грунта, а здания делать на сваях.
Березовский рудник находится от обогатительной фабрики Первого рудоуправления на расстоянии свыше десяти километров. Чтобы доставить туда руду, необходимо было построить конвейерную галерею. Сложность заключалась в том, что часть ее предстояло проложить над Солигорским водохранилищем. Помню, как еще на стадии создания проекта галереи местные жители, а с их подачи и журналисты нередко задавали руководству «Беларуськалия» один вопрос: «Не просыплется ли в водохранилище (а это, по существу, разлившаяся с помощью дамбы река Случь) калийная руда в процессе транспортировки, в результате чего там может погибнуть все живое?» На это бывший тогда генеральным директором «Беларуськалия» Андрей Башура отвечал примерно так: «Неужели вы думаете, что мы враги самим себе. Да если бы в проекте была хотя бы малейшая вероятность просыпания руды с закрытого галереей конвейера в водохранилище, такой проект ни одна экспертиза не пропустила бы». Одним словом, тогдашний руководитель гарантировал стопроцентную герметичность доставки сырья на переработку.
Первоначально планировалось построить мост длиной 1,2 километра, по которому и прошел бы конвейер. Но специалисты подсчитали, что это и накладно, и займет много времени. Поэтому решили идти иным путем: насыпать дамбу, чтобы конвейерная галерея проходила над водой лишь 180 метров. Этот экономичный вариант и воплотили в жизнь.
В шахту на… легковой машине
При строительстве объектов Березовского рудника применялись новые подходы не только на земле, но и под ней.
С соседнего рудника Четвертого рудоуправления велась проходка горизонтальных выработок. Это позволило заранее установить одну лаву — добычный комплекс, теперь ведется монтаж второй. Первую же лаву на Краснослободском руднике запустили лишь через два года после пуска. Все это время велись подготовительные выработки. Поэтому освоение мощностей Березовского рудника будет идти быстрее, и уже к концу 2013 года он будет выдавать 2 миллиона тонн руды в год, а к концу 2015-го выйдет на полную мощность — 6 миллионов тонн.
Есть и еще одно существенное нововведение. Для спуска-подъема людей будет применена двухъярусная клеть и значительно большая клеть для грузов. Если на всех остальных рудниках машины и механизмы перед спуском в шахту приходится разбирать, то на Березовском они вмещаются в клеть целиком. «По этому поводу в нашей среде появилась шутка, — говорит заместитель главного инженера ОАО «Беларуськалий» Владимир Тараканов. — Шахтеры острят, что начальник нового подразделения может, в отличие от своих коллег с других рудников, не вылезая из своей машины спуститься в недра, отдать там необходимые указания и таким же образом подняться на поверхность».
Кстати, руководит новым подразделением Анатолий Куделевич. И хотя его должность, согласно штатному расписанию, звучит как заместитель главного инженера рудника Четвертого рудоуправления по Березовскому участку, здесь он является первым лицом.
— У нас уже работают свыше 400 человек, — говорит Анатолий Владимирович. — По мере увеличения мощности будут появляться дополнительные работники, и к 2015 году их будет около тысячи. Новые подземные горизонты осваивают опытные шахтеры, поэтому пуск рудника прошел успешно.
Сырье из нового подразделения уже начало поступать на первую обогатительную фабрику, из него получена готовая продукция, начата отправка ее потребителям. Нынешней осенью калийные удобрения, произведенные из руды Березовского рудника, будут внесены под озимый сев и начнут работать на урожай будущего года. Для этого, собственно, и затевался этот проект.
Как оценивают новое сырье переработчики?
— Наши предварительные расчеты по химическому составу руды Березовского рудника полностью подтвердились, — утверждает заместитель начальника первой обогатительной фабрики Юрий Стефаняк. — После смешивания ее с рудой первого рудника сырье получается пригодным под запрограммированные параметры переработки. Поэтому фабрика сейчас работает в штатном режиме, никаких проблем мы не почувствовали. Зато есть удовлетворение, что наконец свершилось событие, которого так долго ждали, и наше подразделение получит стабильное обеспечение сырьем.
Курс на Петриков
Глава дирекции строящихся рудников Александр Жевлаков признается, что за пять с половиной лет, пока шло возведение этого объекта, он сильно устал. Поэтому сразу после его пуска первым делом попросится в отпуск. А затем с новыми силами возьмется за еще один аналогичный объект. ОАО «Беларуськалий» начинает освоение Петриковского месторождения калийных солей. Горно-обогатительный комбинат мощностью 1,5 миллиона тонн удобрений в год будет построен в Петриковском районе недалеко от деревни Муляровка в 2019 году. Сейчас на будущей промышленной площадке ведутся подготовительные работы. А в начале осени начнется снятие растительного грунта, строительство водозабора, подвод линии электропередачи и многое другое, что необходимо для полноценного функционирования будущего горного предприятия.
— Петриковцы ждут нас с нетерпением, — говорит Александр Андреевич. — Ведь приход такого крупного инвестора кардинально изменит жизнь и города, и района в целом. Появятся тысячи новых рабочих мест, у многих людей будет хорошая зарплата, а у местного бюджета — дополнительные доходы.
Ввод новых мощностей по производству калийных удобрений позволит также нарастить поставки за рубеж главного экспортного товара страны. А это дополнительные поступления твердой валюты.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»
Фото Виктора ПИЛИПЦОВА