Комитет госконтроля выявил неэффективное использование средств ГПО "Белтопгаз"
Источник материала: БелТА
06.07.2012 19:18
—
Новости Экономики
6 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Комитет государственного контроля выявил неэффективное использование средств ГПО "Белтопгаз". Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе КГК Беларуси.
Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела сегодня итоги проверки выполнения ГПО "Белтопгаз" и организациями, входящими в его состав, программ, планов и мероприятий по развитию производств, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, а также целевого и эффективного использования средств, выделенных на эти цели.
С целью снижения зависимости от импортных энергоресурсов руководством страны и правительством немало внимания уделяется вопросам вовлечения в топливный баланс собственных местных видов топлива. Перспективные направления развития организаций торфяной промышленности закреплены в государственной программе "Торф" на 2008-2010 годы и на период до 2020 года, для реализации мероприятий которой в 2010-2011 годах объединению "Белтопгаз" из инновационного фонда Министерства энергетики было выделено Br209 млрд.
Однако, как показала проверка, в ряде случаев запланированный экономический эффект не получен, а выделенные средства потрачены неэффективно. В ходе проверки выявлены многочисленные факты завышения объемов и стоимости выполненных работ, нарушений законодательства при осуществлении закупочной деятельности, нецелевого использования средств инновационного фонда Минэнерго. Не предприняты необходимые меры по решению вопросов производства и поставок торфяного топлива для нужд энергетики, а также эффективного функционирования созданных под указанные цели мощностей.
Несмотря на значительные средства, выделяемые для ввода в эксплуатацию новых мощностей по переработке торфа, в ряде случаев они используются крайне неэффективно. Яркий пример - ситуация в ОАО "Торфобрикетный завод Усяж", где в 2010 году введен в эксплуатацию комплекс по подготовке топливных брикетов для ТЭЦ и котельных мощностью 120 тыс.т дробленых брикетов в год. Стоимость проекта составила Br14,1 млрд. (Br13,8 млрд. - средства инновационного фонда Минэнерго). Планировалось, что данным видом топлива будут обеспечиваться Жодинская ТЭЦ и энергоисточники, расположенные в других районах. Однако проверкой установлено, что в 2011 году на указанном комплексе было произведено 28 тыс.т дробленого брикета, что составило лишь 23% от его проектной мощности. Потребителем топлива является только Жодинская ТЭЦ. В результате средства инновационного фонда Минэнерго, вложенные в создание в ОАО "ТБЗ Усяж" мощностей по производству топлива для нужд энергетики, запланированный экономический эффект не приносят.
Одной из основных задач государственной программы "Торф" является проведение технического перевооружения организаций торфяной промышленности. Однако работы по техническому и технологическому обновлению парка машин проводятся недостаточными темпами, а создаваемая техника в ряде случаев неработоспособна и ненадежна в эксплуатации. К примеру, УП "Витебскоблгаз" в 2010-2011 годах на финансирование четырех опытных образцов машин по добыче кускового торфа из средств инновационного фонда было потрачено Br803 млн. Данная техника была поставлена на объект, однако из-за серьезных конструкторских недоработок в эксплуатацию введена не была и возвращена изготовителю - филиалу "Энергоремонт" РУП "Могилевэнерго", где исправление выявленных дефектов продолжалось около 10 месяцев. В конце мая 2012 года машина для добычи кускового торфа снова вышла из строя.
Нарушения требований действующего законодательства допускались организациями объединения "Белтопгаз" при строительстве и подготовке торфяных месторождений под добычу торфа. Так, в 2010-2011 годах ОАО "СМТ "Белтопливострой" (п.Колодищи) являлось генеральной подрядной организацией при производстве указанных работ на торфяных месторождениях "Ивановское", "Ладово" и "Гала-Ковалевское". При строительстве на данных объектах железнодорожных путей ОАО "СМТ "Белтопливострой" в нарушение проектно-сметной документации были использованы не новые, а бывшие в эксплуатации рельсы, стрелочные переводы, накладки и подкладки. Данную металлопродукцию поставляли три посреднические коммерческие структуры. При техническом обследовании рельсов было установлено, что значительное их количество не соответствует предъявляемым эксплуатационным требованиям. В отдельных партиях бракованными оказались более 40% рельс.
Установлен ряд фактов приобретения организациями объединения "Белтопгаз" за счет средств инновационного фонда Минэнерго техники и оборудования без проведения предусмотренных законодательством процедур закупок. Так, в 2010-2011 годах ОАО "СМТ "Белтопливострой" с нарушением законодательства было закуплено 46 единиц техники (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, тракторы и др.) на общую сумму Br3,9 млрд.
Примером неэффективного использования средств инновационного фонда также является закупка в 2008 году ОАО "ТБЗ Неман" (Столбцовский район) пресса для брикетирования торфа. Из-за нарушений при выборе поставщика победителем торгов было выбрано минское частное предприятие, которое в Украине приобрело старый пресс (1985 года выпуска) за $11 тыс. (эквивалентно Br23 млн.), а продало его торфобрикетному заводу "Неман" за Br562 млн., "заработав" при этом более $250 тыс.
В ряде случаев приобретенная за счет средств инновационного фонда Минэнерго техника используется в организациях ГПО "Белтопгаз" крайне неэффективно. Так, в 2010 году находящийся в распоряжении ПМК-4 (филиал ОАО "СМТ "Белтопливострой") автобетоносмеситель стоимостью более Br200 млн. эксплуатировался только 21% от общего количества рабочего времени, автогидроподъемник стоимостью свыше Br280 млн. - 18%, в 2011 году - 7% и 43% соответственно.
Более двух лет в ОАО "ТБЗ Ошмянский" простояли две машины для уборки фрезерного торфа, на приобретение которых из инновационного фонда было потрачено Br280 млн.
В ОАО "Зеленоборское" (Смолевичский район) с марта текущего года не вовлечена в хозяйственный оборот рубительная машина, на приобретение которой из инновационного фонда израсходовано Br431 млн.
Еще одной причиной затягивания сроков модернизации производств является несвоевременная разработка проектной документации. К примеру, еще в 2010 году необходимо было разработать проект по реконструкции ПРУП "Днепровское" (Быховский район), однако из-за допущенных ошибок при выборе проектной организации он до сих пор не готов.
По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК предложила Министерству энергетики привлечь к ответственности должностных лиц ГПО "Белтопгаз", не обеспечивших эффективное использование организациями собственных и бюджетных средств. Необходимо принять практические меры по ужесточению и проведению системного контроля за получением максимального экономического эффекта от бюджетных средств, вкладываемых в развитие торфяной промышленности; обеспечить оптимальную загрузку и эффективную работу созданных в республике производственных мощностей по выпуску торфяного топлива для нужд энергетики.
Также Комитет госконтроля предложил ряд конкретных мероприятий, которые будут способствовать эффективной работе предприятий торфоперерабатывающей промышленности, подчиненных ГПО "Белтопгаз".
Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела сегодня итоги проверки выполнения ГПО "Белтопгаз" и организациями, входящими в его состав, программ, планов и мероприятий по развитию производств, техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, а также целевого и эффективного использования средств, выделенных на эти цели.
С целью снижения зависимости от импортных энергоресурсов руководством страны и правительством немало внимания уделяется вопросам вовлечения в топливный баланс собственных местных видов топлива. Перспективные направления развития организаций торфяной промышленности закреплены в государственной программе "Торф" на 2008-2010 годы и на период до 2020 года, для реализации мероприятий которой в 2010-2011 годах объединению "Белтопгаз" из инновационного фонда Министерства энергетики было выделено Br209 млрд.
Однако, как показала проверка, в ряде случаев запланированный экономический эффект не получен, а выделенные средства потрачены неэффективно. В ходе проверки выявлены многочисленные факты завышения объемов и стоимости выполненных работ, нарушений законодательства при осуществлении закупочной деятельности, нецелевого использования средств инновационного фонда Минэнерго. Не предприняты необходимые меры по решению вопросов производства и поставок торфяного топлива для нужд энергетики, а также эффективного функционирования созданных под указанные цели мощностей.
Несмотря на значительные средства, выделяемые для ввода в эксплуатацию новых мощностей по переработке торфа, в ряде случаев они используются крайне неэффективно. Яркий пример - ситуация в ОАО "Торфобрикетный завод Усяж", где в 2010 году введен в эксплуатацию комплекс по подготовке топливных брикетов для ТЭЦ и котельных мощностью 120 тыс.т дробленых брикетов в год. Стоимость проекта составила Br14,1 млрд. (Br13,8 млрд. - средства инновационного фонда Минэнерго). Планировалось, что данным видом топлива будут обеспечиваться Жодинская ТЭЦ и энергоисточники, расположенные в других районах. Однако проверкой установлено, что в 2011 году на указанном комплексе было произведено 28 тыс.т дробленого брикета, что составило лишь 23% от его проектной мощности. Потребителем топлива является только Жодинская ТЭЦ. В результате средства инновационного фонда Минэнерго, вложенные в создание в ОАО "ТБЗ Усяж" мощностей по производству топлива для нужд энергетики, запланированный экономический эффект не приносят.
Одной из основных задач государственной программы "Торф" является проведение технического перевооружения организаций торфяной промышленности. Однако работы по техническому и технологическому обновлению парка машин проводятся недостаточными темпами, а создаваемая техника в ряде случаев неработоспособна и ненадежна в эксплуатации. К примеру, УП "Витебскоблгаз" в 2010-2011 годах на финансирование четырех опытных образцов машин по добыче кускового торфа из средств инновационного фонда было потрачено Br803 млн. Данная техника была поставлена на объект, однако из-за серьезных конструкторских недоработок в эксплуатацию введена не была и возвращена изготовителю - филиалу "Энергоремонт" РУП "Могилевэнерго", где исправление выявленных дефектов продолжалось около 10 месяцев. В конце мая 2012 года машина для добычи кускового торфа снова вышла из строя.
Нарушения требований действующего законодательства допускались организациями объединения "Белтопгаз" при строительстве и подготовке торфяных месторождений под добычу торфа. Так, в 2010-2011 годах ОАО "СМТ "Белтопливострой" (п.Колодищи) являлось генеральной подрядной организацией при производстве указанных работ на торфяных месторождениях "Ивановское", "Ладово" и "Гала-Ковалевское". При строительстве на данных объектах железнодорожных путей ОАО "СМТ "Белтопливострой" в нарушение проектно-сметной документации были использованы не новые, а бывшие в эксплуатации рельсы, стрелочные переводы, накладки и подкладки. Данную металлопродукцию поставляли три посреднические коммерческие структуры. При техническом обследовании рельсов было установлено, что значительное их количество не соответствует предъявляемым эксплуатационным требованиям. В отдельных партиях бракованными оказались более 40% рельс.
Установлен ряд фактов приобретения организациями объединения "Белтопгаз" за счет средств инновационного фонда Минэнерго техники и оборудования без проведения предусмотренных законодательством процедур закупок. Так, в 2010-2011 годах ОАО "СМТ "Белтопливострой" с нарушением законодательства было закуплено 46 единиц техники (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, тракторы и др.) на общую сумму Br3,9 млрд.
Примером неэффективного использования средств инновационного фонда также является закупка в 2008 году ОАО "ТБЗ Неман" (Столбцовский район) пресса для брикетирования торфа. Из-за нарушений при выборе поставщика победителем торгов было выбрано минское частное предприятие, которое в Украине приобрело старый пресс (1985 года выпуска) за $11 тыс. (эквивалентно Br23 млн.), а продало его торфобрикетному заводу "Неман" за Br562 млн., "заработав" при этом более $250 тыс.
В ряде случаев приобретенная за счет средств инновационного фонда Минэнерго техника используется в организациях ГПО "Белтопгаз" крайне неэффективно. Так, в 2010 году находящийся в распоряжении ПМК-4 (филиал ОАО "СМТ "Белтопливострой") автобетоносмеситель стоимостью более Br200 млн. эксплуатировался только 21% от общего количества рабочего времени, автогидроподъемник стоимостью свыше Br280 млн. - 18%, в 2011 году - 7% и 43% соответственно.
Более двух лет в ОАО "ТБЗ Ошмянский" простояли две машины для уборки фрезерного торфа, на приобретение которых из инновационного фонда было потрачено Br280 млн.
В ОАО "Зеленоборское" (Смолевичский район) с марта текущего года не вовлечена в хозяйственный оборот рубительная машина, на приобретение которой из инновационного фонда израсходовано Br431 млн.
Еще одной причиной затягивания сроков модернизации производств является несвоевременная разработка проектной документации. К примеру, еще в 2010 году необходимо было разработать проект по реконструкции ПРУП "Днепровское" (Быховский район), однако из-за допущенных ошибок при выборе проектной организации он до сих пор не готов.
По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК предложила Министерству энергетики привлечь к ответственности должностных лиц ГПО "Белтопгаз", не обеспечивших эффективное использование организациями собственных и бюджетных средств. Необходимо принять практические меры по ужесточению и проведению системного контроля за получением максимального экономического эффекта от бюджетных средств, вкладываемых в развитие торфяной промышленности; обеспечить оптимальную загрузку и эффективную работу созданных в республике производственных мощностей по выпуску торфяного топлива для нужд энергетики.
Также Комитет госконтроля предложил ряд конкретных мероприятий, которые будут способствовать эффективной работе предприятий торфоперерабатывающей промышленности, подчиненных ГПО "Белтопгаз".
БелТА (оригинал новости)