Едешь в гости — захвати флешку
— Василий Васильевич, между Беларусью и Россией существует огромная разница в размерах территорий. Соответственно, неодинаковые и системы управления агропромышленным комплексом: в нашей стране возможна большая оперативность. Как иногда шутят, из Минска видно, что происходит на полях и фермах Витебщины. А как организуется работа Минсельхоза России в целом и вашего Департамента в частности, учитывая, продолжим шутить в том же духе, что из Москвы не видно происходящего в Красноярске?
— Конечно, российская система управления агропромом, как и всей экономикой, отличается от белорусской. У нас в силу больших расстояний и площадей практически нет оперативного вмешательства, все сводится к выработке сельскохозяйственной политики. Это подготовка законов, постановлений правительства, методических рекомендаций и других документов, которые определяют основные направления развития отрасли. А непосредственно процессом производства продукции Минсельхоз России, в том числе и Департамент животноводства и племенного дела, не руководит. Этим делом занимаются органы управления 82 субъектов федерации. А Минсельхоз осуществляет общий контроль за тем, как выполняется Доктрина продовольственной безопасности страны.
Да, иногда бывают ситуации, когда отдельными вопросами приходится управлять, как говорят, вручную. Это случается, например, когда в каком-то регионе возникает засуха или другая чрезвычайная ситуация, и необходимо оказывать помощь местным специалистам в преодолении их негативных последствий.
Конечно, мы владеем информацией о том, сколько и какой продукции произвела в месяц каждая территория, какая там численность скота. Это необходимо для того, чтобы определять размеры государственной поддержки сельхозпроизводителям.
— Раз мы заговорили о регионах, то что бы вы могли сказать об их работе в животноводстве. Какие субъекты федерации можно отметить в этом плане? Например, в Беларуси в качестве примера нередко приводят успехи Ленинградской области в развитии молочного скотоводства.
— Да, там достигнуты хорошие результаты в повышении продуктивности животных. Надои от коровы за год сейчас в среднем по области приближаются к 8 тысячам килограммов молока. Растет продуктивность молочного животноводства и в Московской, Владимирской, Свердловской областях, Краснодарском крае, Удмуртской Республике. У нас уже немало регионов, где надои от коровы превышают 5—6 тысяч килограммов в год. Думаю, что и в целом по сельхозпредприятиям федерации в этом году будет достигнут 5-тысячный рубеж.
Здорово развивается животноводство в Белгородской области, особенно по производству свинины и птицы. Этот регион производит до 30 процентов всей такой продукции в федерации. Там за последние годы построены десятки современных свиноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий. На них, например, проводится убой до миллиона голов свиней в год. Область ставит перед собой задачу выйти в ближайшее время на производство миллиона тонн мяса в год. Это будет примерно десять процентов от общефедерального показателя.
Если говорить только о птицеводстве, то здесь прогрессируют Свердловская и Челябинская области, Башкортостан и Татарстан, Краснодарский и Ставропольский края. Сейчас регионы начинают форсировать развитие мясных пород КРС. Пока, к сожалению, в стране примерно 90 процентов говядины получается от молочных пород. Это отрицательно сказывается на эффективности подотрасли. Для решения этой проблемы крупный проект реализуется в Брянской области. Здесь планируют иметь 200 тысяч голов маточного стада. Кластер этого региона будет работать на европейскую часть России. Второй кластер предполагается создать на Дальнем Востоке. Вероятно, он разместится в Амурской области, где достаточно кормов для скота. Думаю, что в ближайшие 5—7 лет мы выйдем на производство 2—3 миллионов тонн так называемого мраморного мяса и доведем его объем в общем количестве говядины по стране до 20—30 процентов.
— Для того чтобы был прогресс в производстве молока, надо совершенствовать кормовую базу. Ведь не зря говорят, что молоко у коровы на языке. Какая работа ведется в этом направлении в России, увеличиваются ли, скажем, посевы бобовых культур, которые дают дополнительный белок в рационы животных? Именно на этот фактор в последнее время обращают серьезное внимание в Беларуси.
— Производство молока зависит от трех «к» — корова, кормление, кадры. Первое — генетика, совершенствование селекционной работы. Но любая племенная работа может дать результат при хорошем кормлении животных. Россия большая, и не везде этот вопрос решается одинаково. Есть некоторые бизнесмены, которые считают, что достаточно привезти из Канады нетелей от высокоэффективных родителей, и они вскоре будут давать по 9000 килограммов молока в год, как их матери. Но при этом кормление будет совсем не канадское. А в результате надои получаются не такие, как в этой североамериканской стране. Поэтому мы и вырабатываем для сельхозпроизводителей рекомендации по совершенствованию рационов животных.
Кстати, Ленинградская область достигла существенного прогресса за счет совершенствования системы сенокосов и пастбищ и увеличения количества бобовых культур. Сейчас там, как и в других регионах России, появляются большие молочно-товарные комплексы с круглогодичным стойловым содержанием животных. И их рационы в большинстве случаев правильно сбалансированы.
— Беларусь и Россия сотрудничают во многих областях. Скажите, насколько важно взаимодействие в сфере сельского хозяйства?
— Сотрудничество сейчас ведется в рамках Единого экономического пространства. Специалисты в области сельского хозяйства трех стран уже просчитали наши возможности по производству всех видов продукции. И в связи с предстоящим вступлением России в ВТО нам надо вести общую политику в сфере производства, потребления, экспорта и импорта продуктов питания.
— Представители агропрома России и Беларуси нередко ездят друг к другу в гости. Особенно это касается приграничных областей. Чему, на ваш взгляд, могут они поучиться друг у друга, опыт в каких сферах перенять?
— Это возможно во многих сферах. Возьмем овцеводство. Во время проведения выставки «Белагро-2012» я встретил представителя Самарской области, который сказал, что подписан контракт, согласно которому этот регион поможет развитию овцеводства в Беларуси. 6 тысяч овцематок куйбышевской породы будут поставлены с берегов Волги в вашу страну. Перенять опыт в этой отрасли можно и у Алтайского края. Сейчас в России более 20 миллионов голов овец. В Беларуси же в сельхозпредприятиях производство баранины было сведено практически на нет, и только сейчас начинает возрождаться.
С другой стороны, мы знаем, что в Беларуси делают успешные шаги в развитии мясного скотоводства КРС. В том числе на дешевых кормах в поймах рек. Представители российских регионов с пользой для себя могли бы ознакомиться здесь с этим направлением животноводства. Поэтому, думается, когда наши и ваши специалисты едут друг к другу в гости, то не лишним было бы захватить с собой любые цифровые носители информации: ноутбуки, фотоаппараты или флешки.
Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»