Почему цветочный бизнес в Беларуси не процветает
05.07.2012 08:27
—
Новости Экономики
Почему цветочный бизнес в Беларуси не процветает
Белорусские предприятия по выращиванию цветов покрывают значительную часть годовых расходов за летний период. Однако рентабельность отечественного цветочного производства остается минимальной.
В интервью "Ежедневнику" начальник планово-экономического отдела одного из ведущих белорусских предприятий по выращиванию цветов КУП "Цветы столицы" Елена Игнатович рассказала, что цветочный бизнес имеет сезонный характер. Покупательский спрос активизируется весной и летом – это периоды свадеб и торжеств в учебных заведениях.
К этому сезону приурочено и производство продукции. В другие периоды выращивание цветов не прекращается, однако сведено к минимуму. Экономист объясняет, что зимой предприятия работают себе в убыток, так как огромные средства расходуются на энергоресурсы, а сбыта продукции почти нет.
В целом предприятие "Цветы столицы" работает с рентабельностью 4-5%, рассказывает Елена Александровна. "Мы не считаем, что такая рентабельность – это плохо. Мы не гонимся за прибылью в 150-200% - тогда продукция не будет доступна среднему покупателю. При продаже роз сумасшедших накруток, которые делают перекупщики импортных цветов, у нас нет. Максимум надбавки, какую делает наше предприятие, - это процентов 30 на 8 Марта".
Отечественные цветы в пунктах розничной торговли действительно стоят на порядок дешевле импортных. Белорусские производители торгуют своими цветами сами. Закупают у них продукцию и частные торговцы, однако таких немного, в чем убедилась журналист "Ежедневника", пройдясь по местам продаж цветов.
Оказывается, частникам продукция белорусских предприятий достается примерно по той же цене, что и заморские цветы. Но качество, по словам торговцев, уступает. Владелец одного из цветочных павильонов в подземном переходе рассказал, что белорусские поставщики иногда не точно выполняют заказ, а пытаются продать, "что выросло".
По мнению экономиста КУП "Цветы столицы", выращивать продукцию, которая могла бы конкурировать с Голландией, мешает несколько факторов.
Во-первых, это отсутствие грамотных специалистов, владеющих современными технологиями. "Недавно мы вышли на голландскую технологию выращивания роз, - говорит Елена Игнатович. – Собираемся в скором времени отправить наших специалистов на стажировку в эту страну". Проблема усугубляется еще и тем, что белорусские учебные заведения не готовят агрономов-цветочников. Такая специальность появилась лишь недавно в сельскохозяйственной академии в Горках.
Кроме того, предприятие нуждается в льготных тарифах на энергоресурсы, говорит Елена Александровна. С 2011 года льготы предприятию отменили. "Глядя на зарубежных перекупщиков, у нас считают, что цветы – это высокодоходный бизнес. Но производство – более сложный и затратный процесс, чем торговля готовым товаром".
Несмотря на то, что импортировать розы из Голландии по-прежнему остается экономически выгодным, белорусские цветы выращивать стоит хотя бы в целях импортозамещения, считает Елена Игнатович.