У белорусско-российских отношений появилась судебная перспектива
Как и прогнозировала интернет-газета Naviny.by, растворительно-разбавительный бизнес Беларуси создает точки напряженности в белорусско-российских отношениях. Уже Минфин России на этой неделе высказал свои «опасения» по поводу того, что под видом растворителей и разбавителей Беларусь экспортирует нефтепродукты. Эксперты считают, что возникшая проблема вновь может породить судебные тяжбы между Москвой и Минском.
Торговать под «прикрытием» Москвы не получится
Недавние заявления Государственного таможенного комитета Беларуси о том, что наша страна полностью выполняет энергетические соглашения с Россией, не смогли убедить Москву в законности белорусского растворительно-разбавительного бизнеса. «Мы опасаемся»,сказал 28 июня замминистра финансов России Сергей Шаталов, что белорусские растворители могут быть «прикрытием», и «не исключено», добавил российский чиновник, что под их видом Беларусь экспортирует нефтепродукты.
Тот факт, что такого рода подозрения публично высказывает высокопоставленный российский чиновник, свидетельствуют о том, что в Москве на самом верху есть желание разобраться в экспортных схемах, используемых Беларусью.
Исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук полагает, что возникшая тема может иметь судебную перспективу. Тем более что ранее разногласия на нефтяной почве уже доводили белорусских и российских чиновников до зала суда.
В 2010 году, напомним, Беларусь подала в Экономический суд СНГ иск против России, в котором оспаривала правомерность взимания российским правительством вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье.
«Если будет доказано, что белорусские растворители и разбавители — никакая не инновационная продукция, а инструменты для неуплаты пошлин в российский бюджет, то дело может дойти даже до суда. Этот механизм может быть задействован Россией, чтобы заставить Беларусь уплачивать пошлины в российский бюджет в полном объеме», — полагает Ярослав Романчук.
Чтобы подозрения российских чиновников не переросли в громкие разборки, необходимо, чтобы Беларусь представила исчерпывающие доказательства, подтверждающие законность растворительно-разбавительного бизнеса. Такое мнение в беседе с корреспондентом Naviny.by высказал эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
«Возможно, придется представить анализ химического состава растворителей и разбавителей, чтобы подтвердить инновационность этой продукции. В то же время если химический состав растворителей окажется близким к известным типам нефтепродуктов, то все разговоры об инновационности этой продукции отпадут сразу же», — говорит Сергей Агибалов.
По мнению эксперта, в дальнейшем события вокруг этой темы могут развиваться по нескольким сценариям. «Если Беларусь свернет свой растворительно-разбавительный бизнес, то вопросы, возникшие у России, могут быть ликвидированы очень быстро», — полагает Агибалов.
В противном случае, добавляет он, если сторонам во время переговоров не удастся достичь компромисса, может встать вопрос о поставках в Беларусь российского углеводородного сырья.
Что ни делай, а впереди неприятности
Следует отметить, за последние шесть лет Беларусь и Россия уже пережили три кризиса в двусторонних отношениях, которые были вызваны нефтяными разногласиями.
Первый кризис возник в 2006 году и был вызван нежеланием белорусской стороны делиться доходами от экспорта нефтепродуктов с россиянами. Тогда вопрос был урегулирован подписанием межправительственного соглашения, в соответствии с которым Беларусь стала уплачивать спецпошлину на импортируемую нефть.
Второй нефтяной конфликт между Москвой и Минском возник в 2009 году и был связан с окончанием срока действия ранее подписанного межправительственного соглашения. Россия тогда захотела взимать 100% пошлин при поставках нефти в Беларусь. Нефтяной кризис закончился тем, что Россия согласилась поставлять в Беларусь на беспошлинной основе 6,8 млн. тонн нефти (для обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка братской республики), а остальной объем — с взиманием 100% экспортных пошлин.
Наконец, третий нефтяной кризис произошел в начале 2011 года. Полтора года назад российские компании потребовали подписать дополнительные соглашения к контрактам, в соответствии с которыми премия для поставщиков углеводородного сырья была бы увеличена. В связи с тем, что официальный Минск был не согласен с требованиями российских компаний, почти месяц российская нефть в Беларусь не поступала.
По мнению наблюдателей, в том случае, если сегодняшняя растворительно-разбавительная проблема не будет благополучно урегулирована, то она может вновь вызвать сбои поставок нефти в Беларусь. Поэтому с этой точки зрения Беларусь должна быть заинтересована в скорейшем решении возникшей проблемы.
Нюанс в том, что существующая растворительно-разбавительная схема страшно выгодна для официального Минска. Вклад всего трех товарных позиций — нефтепродуктов, растворителей и разбавителей, смазочных масел — в прирост белорусского экспорта составил в январе-апреле 2012 года 88,5%.
Вклад трех товарных позиций в прирост экспорта (январь-апрель 2012 г. к январю-апрелю 2011 г., млн. долл.) | |
общий прирост экспорта товаров | 4686,1 |
прирост экспорта нефтепродуктов | 2099,7 |
прирост экспорта растворителей и разбавителей | 1471,9 |
прирост экспорта смазочных масел | 577 |
Поэтому, если растворительный бизнес Беларуси Россия прикроет, это наверняка приведет к снижению белорусского экспорта, а вероятно даже и к отрицательному сальдо в торговом балансе. Такой сценарий развития событий для Минска крайне нежелателен. Глава белорусского Минфина недавно дал всем понять, что в случае отрицательного сальдо стране не останется ничего другого, кроме как залезать в новые долги.
«Если будет профицит внешней торговли, нам будет достаточно наших ресурсов, а если будут проблемы, то без внешних заимствований, без выпуска евробондов, нам не обойтись», — заявил на прошлой неделе министр финансов Андрей Харковец.
Таким образом, выходит, что серьезные неприятности у Беларуси из-за растворительно-разбавительного бизнеса могут появиться в любом случае. Если Беларусь ничего менять не станет, может возникнуть новый конфликт с Россией. Если же от поставок растворителей и разбавителей официальный Минск вынужден будет отказаться, то проблемы могут появиться в торговом балансе. В общем, похоже на то, что прибыльная, но не совсем честная экспортная схема завела Беларусь в тупик, из которого будет тяжело выбираться.
Дмитрий ЗАЯЦ