О земле, воле, зависти, богатстве и «батрачестве»
Фермер
Коль уж столинский предприниматель оказался в центре и журналистского, и всенародного, и государственного внимания, о нем первом и разговор.
Прежде всего стоит помнить о том, что фермер — работодатель, которого не только экономика его предприятия должна интересовать, но и люди, на него работающие. Сказать, что не жалует народ частных агробизнесменов на Столинщине — значит, сказать слишком мягко. Во время командировок много нелестных высказываний пришлось автору слышать от людей в адрес фермеров. Зависть? Возможно. Она же и порождает слухи? Не исключено. Поэтому и не будем конкретизировать. Но дыма без огня не бывает. Значит, капитализм в районе все же дикий.
Буквально на прошлой неделе, будучи в командировке на Столинщине, узнала, что платят столинские фермеры крестьянам за работу сто тысяч рублей в день. То есть заработок ограничен тремя миллионами, если вкалывать от зари до зари без выходных. Но это же гипотетически, потому что физически невозможно. И как будет относиться простой смертный к нанимателю, проезжая каждый день в автобусе с сотней тысяч в кармане мимо его шикарной усадьбы? А если еще и народные байки о рабовладельческом отношении некоторых фермеров к людям — правда?..
В Японии, например, принято, что менеджер или директор иногда после работы приглашает того или иного подчиненного на чашку чая, общается с ним в непринужденной обстановке, вникает в его жизнь, проблемы, участвует в их решении. Также немало примеров, когда все сотрудники являются в той или иной степени собственниками бизнеса. (Это касается, кстати, не только фермерских, но и других хозяйств в стране.) Пусть сотой его доли, но уже у людей отношение к делу меняется. Появляется личный интерес в общем успехе, а не только в пополнении семейного бюджета.
Что касается самой организации бизнеса, то этот процесс пока по большей части хаотичен. Взять ту же извечную проблему: «Вырастили овощи, а девать некуда». С одной стороны, хорошо то, что на это обратил внимание Президент и поручил создать на Столинщине логистический центр, организовать переработку продукции. С другой: а не должен ли сам предприниматель в первую очередь думать, кому и почем продать свой товар, причем заранее планировать это? К тому же живем не в каменном веке, и продвигать сегодня свою продукцию на рынке можно множеством способов, в том числе через Интернет. Однако в глобальной сети нашего фермера не найти. Конечно, не у всех хромает маркетинг. Но многие агробизнесмены такого слова, наверное, и не знают. Как не могут некоторые подобрать слова и сдержать эмоции, чтобы изложить свои вопросы и пожелания властям, чиновникам, когда есть такая возможность. К примеру, на тех же совещаниях в райисполкоме, облисполкоме, Минсельхозпроде...
Нет, работают, на лес глядя. Вернее, на гектары, которые можно еще теоретически присовокупить к уже имеющимся. А зачем? Может, «што занадта, то не добра»? Справиться бы с тем, что есть, да и всех денег не заработаешь. Тем более и так не знают фермеры порой, куда девать избытки капусты или картофеля. Говорят, под сады земли нужны. Так ведь есть уже — в немалом количестве в удобном месте, кроме тех, что за 80 километров от хозяйства. Много саженцев — девать некуда? Так, может, сначала надо было подумать, как применить или продать посадочный материал, прежде чем его производить? А то ведь опять получается: наше дело — вырастить, а дальше — ультиматум: или землю давайте под окном, или сожжем их на костре. В этом ли должна проявляться предпринимательская инициатива на селе?
Крестьянин
На Столинщине многие из тех, кто работает у фермеров, называют себя батраками. Мучает зависть: хозяин богатый, а все вокруг бедные. В принципе работать на кого-то для тамошнего полешука — унижение. Люди издавна трудились на своей земле, жили тем, что выращивали и продавали. А тут кто-то один более проворный и прозорливый стал единственным хозяином тех сотен гектаров, которые когда-то считали своими сотни людей. И ничего другого не оставалось, как идти к фермерам в наем. То есть перешагнуть через собственное достоинство. И самое худшее здесь — то рабовладельческое отношение к человеку, о котором так много и часто говорят на Столинщине. Но прежде чем себя жалеть, возможно, стоит подумать: «Почему именно он, а не я — фермер и предприниматель?» Может, не каждому дано быть работодателем, а не наемным тружеником? Ведь на заре агробизнеса все находились в равных условиях. Да и сегодня никто никому не запрещает им заниматься. И в целом, большинство населения страны работает на кого-то, в том числе и мы, журналисты. Но ведь любой из нас понимает, что у каждого по собственной газете быть не может, потому что, помимо всего остального, далеко не каждый обладает нужными способностями.
Чиновник
Он тоже — живой человек, которому ничто земное не чуждо. Поэтому не удивляют негативные выпады в адрес фермеров со стороны некоторых работников исполнительной власти разных уровней. Смысл примерно такой: «Я тут за зарплату вкалываю, а они в роскоши купаются и от налогов скрываются. И все им мало!» Опять-таки, никто никому не запрещает купаться в роскоши. И на фермеров она не с неба свалилась в одночасье. Трудились они предостаточно, и продолжают многие. Наверное, здесь нужно преодолеть в себе чувство зависти и стать выше ситуации. Да просто делать свою работу — выполнять поручения Президента, наводить порядок в землепользовании, стабилизировать социальную обстановку и систематизировать агробизнес в районе, чем и заняты большинство чиновников на всех государственных уровнях.
Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»
P.S. «БН» будет и дальше наблюдать за развитием ситуации на Столинщине и за тем, как претворяются в жизнь поручения главы государства. Следите за газетой.