Опрос: в умах предпринимателей преобладает умеренный скептицизм
20.06.2012 16:31
—
Новости Экономики
Опрос: в умах предпринимателей преобладает умеренный скептицизм
Белорусский бизнес вышел из полосы устойчивого пессимизма и перешел к стратегии выжидания и умеренного скептицизма. Такой вывод был сделан в ходе социологического исследования, проводимого в мае среди индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий Беларуси. Опрос предпринимателей проводился по инициативе Республиканской конфедерации предпринимательства усилиями региональных бизнес-ассоциаций при поддержке Центра социологических и политических исследований БГУ, а также Научно-исследовательского центра Мизеса АЦ “Стратегия”.
Всего было опрошено 506 человек изо всех областей республики, из них доля руководителей крупных частных предприятий (с числом штатных сотрудников более 250) составила 6,3%. Перед исследователями стояла задача рассчитать Индекс делового оптимизма (ИДО) – показатель, отображающий восприятие экономических процессов участниками бизнеса и их психологическое состояние. Шкала индекса варьируется от -1, когда бизнес страдает от депрессии из-за глубокой рецессии, до 1, когда бизнес преисполнен оптимизма и уверенности из-за устойчивого роста экономики, от которого он получает очевидные выгоды. Согласно результатам исследования, в мае ИДО составил 0,14.
По словам руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса АЦ “Стратегия” Ярослава Романчука, это означает, что белорусский бизнес вышел из полосы устойчивого пессимизма и перешел к стратегии выжидания и умеренного скептицизма. В данном состоянии малый и средний бизнес находится не на подъеме, но “черная” полоса неудач и разочарований для большинства частных предприятий расположена на безопасном расстоянии. В отдельных секторах и на сегментах рынка даже наблюдается рост новых заказов. Уровень физического объема производства и продаж устойчив, но планы расширения и выхода на новые рынки рассматриваются редко. Предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточают работу с клиентами. Особой радости от перспектив работы экономики нет, равно как и не наблюдается сильного разочарования устойчивостью бизнеса в своем сегменте рынка.
Данные анкетирования свидетельствуют о том, что большинство предпринимателей уверенно смотрят в будущее: 44,1% из них уверены, что в ближайшие полгода состояние их бизнеса улучшится. 26,7% придерживаются мнения, что оно не изменится. И лишь 18% предполагают, что ухудшится. Впрочем, взгляды белорусских бизнесменов сильно разнятся в зависимости от отраслей экономики, в которых они работают. У торговых предприятий очень оптимистическое видение будущего, а у производственных, строительных и работающих в сфере услуг – преобладает пессимистическое. Негативные эмоции последних связаны прежде всего с ограниченным доступом к финансовым ресурсам и нехваткой квалифицированных кадров.
Что касается прошедшего полугодия, то относительно него бизнесмены давали очень жесткие оценки. Они оценивали его критически и крайне негативно. Так, по выручке 42,7% респондентов отметили изменения к худшему. 43,9% опрошенных были такого же мнения о своем доступе к финансовым ресурсам. 35,2% аналогично высказались о новых заказах клиентов. В то же самое время, у 47,2% предпринимателей условия и результаты ведения бизнеса относительно доступа к финансовым ресурсам не изменились, неизменным остался приток новых заказов у 37,4%.
Исследователи заинтересовались, чем объясняется столь значительная разница в оценках между прошлым и будущим? Уж нет ли тут влияния государственной пропаганды? Во время интервьюирования опрошенных оказалось, что белорусские бизнесмены, в основной массе своей, при принятии решений на государственные СМИ не опираются и им не доверяют. Равно как не доверяют и негосударственным СМИ. Они больше прислушиваются к собственному опыту и к мнению специалистов в том секторе, в котором работают. “Белорусский бизнес ждет от правительства реальных действий. Ведь пока просто звучит много слов о развитии диалога и воплощении Национальной платформы бизнеса, создаются формальные структуры и комиссии”, - подытожил сопредседатель РКП Владимир Карягин. Отечественным предпринимателям понравились озвученные правительством обещания о поддержке, однако они ожидают, насколько эффективно власти их воплотят в жизнь, и воплотят ли вообще – этим, по его мнению, объясняется тот легкий оптимизм, которым преисполнен белорусский бизнес сегодня.
Данное исследование проводится в Беларуси впервые. По словам Владимира Карягина, повторно замеры ИДО будут проводиться в сентябре, а затем – в феврале 2013 г.
Всего было опрошено 506 человек изо всех областей республики, из них доля руководителей крупных частных предприятий (с числом штатных сотрудников более 250) составила 6,3%. Перед исследователями стояла задача рассчитать Индекс делового оптимизма (ИДО) – показатель, отображающий восприятие экономических процессов участниками бизнеса и их психологическое состояние. Шкала индекса варьируется от -1, когда бизнес страдает от депрессии из-за глубокой рецессии, до 1, когда бизнес преисполнен оптимизма и уверенности из-за устойчивого роста экономики, от которого он получает очевидные выгоды. Согласно результатам исследования, в мае ИДО составил 0,14.
По словам руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса АЦ “Стратегия” Ярослава Романчука, это означает, что белорусский бизнес вышел из полосы устойчивого пессимизма и перешел к стратегии выжидания и умеренного скептицизма. В данном состоянии малый и средний бизнес находится не на подъеме, но “черная” полоса неудач и разочарований для большинства частных предприятий расположена на безопасном расстоянии. В отдельных секторах и на сегментах рынка даже наблюдается рост новых заказов. Уровень физического объема производства и продаж устойчив, но планы расширения и выхода на новые рынки рассматриваются редко. Предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточают работу с клиентами. Особой радости от перспектив работы экономики нет, равно как и не наблюдается сильного разочарования устойчивостью бизнеса в своем сегменте рынка.
Данные анкетирования свидетельствуют о том, что большинство предпринимателей уверенно смотрят в будущее: 44,1% из них уверены, что в ближайшие полгода состояние их бизнеса улучшится. 26,7% придерживаются мнения, что оно не изменится. И лишь 18% предполагают, что ухудшится. Впрочем, взгляды белорусских бизнесменов сильно разнятся в зависимости от отраслей экономики, в которых они работают. У торговых предприятий очень оптимистическое видение будущего, а у производственных, строительных и работающих в сфере услуг – преобладает пессимистическое. Негативные эмоции последних связаны прежде всего с ограниченным доступом к финансовым ресурсам и нехваткой квалифицированных кадров.
Что касается прошедшего полугодия, то относительно него бизнесмены давали очень жесткие оценки. Они оценивали его критически и крайне негативно. Так, по выручке 42,7% респондентов отметили изменения к худшему. 43,9% опрошенных были такого же мнения о своем доступе к финансовым ресурсам. 35,2% аналогично высказались о новых заказах клиентов. В то же самое время, у 47,2% предпринимателей условия и результаты ведения бизнеса относительно доступа к финансовым ресурсам не изменились, неизменным остался приток новых заказов у 37,4%.
Исследователи заинтересовались, чем объясняется столь значительная разница в оценках между прошлым и будущим? Уж нет ли тут влияния государственной пропаганды? Во время интервьюирования опрошенных оказалось, что белорусские бизнесмены, в основной массе своей, при принятии решений на государственные СМИ не опираются и им не доверяют. Равно как не доверяют и негосударственным СМИ. Они больше прислушиваются к собственному опыту и к мнению специалистов в том секторе, в котором работают. “Белорусский бизнес ждет от правительства реальных действий. Ведь пока просто звучит много слов о развитии диалога и воплощении Национальной платформы бизнеса, создаются формальные структуры и комиссии”, - подытожил сопредседатель РКП Владимир Карягин. Отечественным предпринимателям понравились озвученные правительством обещания о поддержке, однако они ожидают, насколько эффективно власти их воплотят в жизнь, и воплотят ли вообще – этим, по его мнению, объясняется тот легкий оптимизм, которым преисполнен белорусский бизнес сегодня.
Данное исследование проводится в Беларуси впервые. По словам Владимира Карягина, повторно замеры ИДО будут проводиться в сентябре, а затем – в феврале 2013 г.