Белорусский бизнес занял выжидательную позицию
Белорусский бизнес не ждет серьезных улучшений в экономике и занял выжидательную позицию. Таковы итоги первого исследования по измерению в Беларуси индекса делового оптимизма (ИДО). Будет ли государство учитывать эти данные при принятии решений в отношении бизнеса?
Индекс делового оптимизма как раз и измерили для того, чтобы показать правительству, что думают частные субъекты хозяйствования по поводу действий властей по улучшению деловой среды. Картинка получилась довольно любопытной.
В опросе приняло участие 506 субъектов частного бизнеса — индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных предприятий. Респондентам было предложено оценить произошедшие за последние полгода изменения в экономике и собственном бизнесе, а также оценить дальнейшие перспективы. Подсчитав полученные результаты, авторы исследования вывели индекс делового оптимизма — 0,14.
Полученный показатель эксперты интерпретировали как «умеренный скептицизм», при котором бизнес избрал стратегию выжидания.
«Это означает, что малый и средний бизнес редко рассматривает планы расширения и выхода на новые рынки. Доминирует стратегия выжидания, в рамках которой предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточают работу с клиентами», — пояснил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Но вот что примечательно. Респонденты негативно оценили изменения, произошедшие за последние полгода в экономике и в собственном бизнесе, однако при этом число пессимистов при оценке перспектив на ближайшие полгода заметно поубавилось.
Так, на ухудшение ситуации в экономике указали 45% опрошенных, и почти столько же респондентов заявили, что ухудшилось и состояние собственного бизнеса. При этом основной проблемой, по оценкам бизнеса, стал доступ к финансовым ресурсам.
Между тем дальнейшее ухудшение ситуации в экономике ожидают лишь 36,2% опрошенных. Что касается развития собственного бизнеса, то число пессимистов составило и вовсе 18%.
Самыми большими пессимистами оказались частные строительные компании и производственные предприятия. По мнению экономиста Ярослава Романчука, это не случайно.
«На состоянии строительной отрасли отразились ухудшившиеся условия кредитования. Поэтому частные строительные компании пока выжидают. В такой ситуации пессимизм относительно будущих перспективы вполне объясним», — отметил Романчук.
По словам вице-председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилии Коваль, на настроении частных строительных компаний сказывается стремительный отток кадров. По данным Белстат, за январь-апрель из строительных организаций по различным причинам уволилось 37 979 человек, на работу принято 25 612 человек.
На оценку бизнесом своих перспектив повлияла и сложная ситуация с расчетами за проделанную работу. «В торговле вы не сможете приобрести бутылку молока, заранее не расплатившись. А вот частные предприятия ради победы в тендерах готовы выполнять производственные или строительные заказы и только потом получать за это деньги. А в результате наблюдаются большие задержки выплат», — отметила Лилия Коваль.
Явно не добавит оптимизма частным компаниям и озвученное не так давно требование главы государства обеспечить в частном секторе к концу года среднюю зарплату на уровне 700 долларов. Ведь ресурсов для этого у частников нет.
По словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, частный сектор сегодня не имеет средней зарплаты и в 500 долларов
«Если убрать крайности (к частному сектору относятся и многие банки, где средняя зарплата составляет 7-8 млн. рублей), то 80-90% частного сектора не имеют зарплаты и 500 долларов. Поэтому можно прогнозировать, что на многие предприятия чиновники начнут оказывать давление», — полагает он.
Эксперты уверены, что если власти начнут жестко требовать с частников обеспечения зарплаты на уровне 700 долларов, это приведет к ликвидации многих небольших предприятий.
Однако, как считает Виктор Маргелов, субъектам хозяйствования не стоит опасаться конкретных санкций в случае невыполнения указаний властей. Он уверен, что при зарплате в 400-500 долларов чиновники ограничатся всего лишь требованиями к частным предприятиям принять меры по повышению зарплаты, и не более того.
Более жесткую позицию займет государство в отношении полугосударственных предприятий. Тем более размер зарплаты там является определяющей величиной и для руководителя. И если доходы работников не дотягивают до определенного уровня, это может стоить руководителю директорского кресла.
Рискуют угодить под чиновничий пресс и частные предприятия, выплачивающие среднюю зарплату в размере 200-250 долларов. По мнению Виктора Маргелова, таким предприятиям сейчас нужно опасаться прихода контрольных органов с проверками. В связи с этим он полагает, что субъекты хозяйствования в спешном порядке начнут повышать нижнюю планку зарплат.
Значительная часть участников опроса (44%) ожидают улучшения состояния собственного бизнеса в ближайшие шесть месяцев. К оптимистам, в частности, примкнули представители торговли.
По мнению Ярослава Романчука, это может быть связано с тем, что на торговле благоприятно сказывается некоторое стимулирование внутреннего спроса. Кроме того, за счет роста заработной платы чуть улучшилась покупательская способность населения. К тому же пока не ощущается конкуренции на рынке со стороны российского бизнеса.
Если в целом резюмировать результаты исследования, то оно показало, что пока есть диссонанс между желаниями правительства улучшить деловой климат и полученными результатами. Поэтому бизнес ждет от правительства более серьезных решений.
Планируется, что индекс делового оптимизма будет измеряться раз в полгода. Второе исследование намечено на сентябрь. При этом деловое сообщество, по словам Ярослава Романчука, рассчитывает, что правительство для разработки дальнейших действий в части изменения деловой среды будет учитывать индекс делового оптимизма.
«Ведь ИДО — это один из показателей эффективности деятельности правительства. И если правительство помимо валовых показателей не будет добиваться улучшения индекса делового оптимизма, значит, оно плохо работает на поддержку национального бизнеса», — сделал вывод Романчук.
Андрей КОЖЕМЯКИН