У белорусского легпрома в России сменится главный конкурент

Источник материала:  
13.06.2012 10:19 — Новости Экономики

У белорусского легпрома в России сменится главный конкурент

           


У белорусского легпрома в России сменится главный конкурент
Многие согласятся, что за последние годы продукция белорусского легпрома заметно преобразилась, заняв свое место в гардеробах как приверженцев строгой классики, так и завзятых модников. С ростом признания потребителей упрочилось и финансовое положение отрасли — выросли продажи, увеличились рентабельность и размер чистой прибыли. Спрос на изделия некоторых предприятий настолько высок, что они не могут удовлетворить всех желающих. Главное, чтобы на фоне нынешних достижений у белорусских производителей не случилось даже легкого головокружения, предупреждают эксперты. Ведь конкуренты тоже не дремлют, а со вступлением России в ВТО расстановка сил на "поле битвы" изменится.

"Около половины продукции легпрома идет на экспорт, что говорит и о качестве продукции, и о нашем потенциале, — подчеркивает первый заместитель председателя концерна "Беллегпром" Владимир Астровский. — Мы конкурируем и по цене, и по качеству, и дизайн у нас достойный, и ассортимент". Эксперты говорят, что если раньше Беларусь отставала от моды на 3—4 года, то сейчас этот разрыв едва ли больше полугода. Оно и понятно: дизайнеры предприятий стали уже завсегдатаями крупных международных выставок в таких центрах моды, как Париж, Милан и другие города. А там есть чему поучиться.

Однако анализ географии экспортных поставок показывает: практически весь объем производимой продукции направляется в адрес российских покупателей. Это в первую очередь относится к трикотажным предприятиям, которые усиливают свое присутствие на рынке РФ, в том числе через открытие собственных торговых домов. Швейные фабрики экспортируют продукцию и в страны ЕС, но в основном это давальческие заказы. По данным концерна "Беллегпром", в первом квартале белорусские швейники поставили в Россию 85 % всей экспортной продукции, в страны ЕС — 7 %.

С одной стороны, такой ориентир для экспортных поставок вполне оправдан — российский рынок привычен, понятен, и спрос на нем далек до насыщения. Неплохо бы диверсифицировать риски за счет расширения рынков сбыта, но куда податься? Для поиска счастья в Европе сейчас явно не лучший момент: предложение зашкаливает, а покупательная способность населения падает. Да и демографическая ситуация оставляет желать лучшего — жители стареют, и, к сожалению, их становится все меньше и меньше. Поэтому Россия в ближайшей перспективе останется основным рынком сбыта для продукции белорусского легпрома. С другой стороны, западные игроки сегодня очень пристально присматриваются к его потенциалу.

"Как только Россия вступит в ВТО, на рынок хлынут мощные системные игроки из Европы. Они уже здесь присутствуют, но их станет на порядок больше,
— прогнозирует генеральный директор ЗАО СП "Милавица" Дмитрий Дичковский. — Если мы не начнем искать какие-то возможности, чтобы застолбить каналы продвижения товаров на рынках ЕЭП, хорошие показатели кардинально изменятся".

Как сообщили в концерне "Беллегпром", в этом году планируется увеличить экспорт предприятий ведомства на 10 % по сравнению с 2011-м, достигнув положительного сальдо внешней торговли в размере $ 220 млн. На экспортной карте, помимо России, — Казахстан, а также страны дальнего зарубежья, как-то: Германия, Италия, Литва, Бразилия, Япония, Монголия, ЮАР. Однако динамика внешней торговли в первом квартале не очень радует. Так, поставки трикотажной продукции уменьшились на 17,4 %, швейной — выросли на 5,1 %. По отдельным предприятиям ситуация выглядит гораздо лучше: ОАО "8 Марта" увеличило экспорт на 77,6 %, ОАО "Алеся" — на 22,3 %, ОАО "Купалинка" — на 22,6 %, СП ЗАО "Милавица" — на 16,9 %, ЗАО "Элема" — 7 %. При таком "старте" зарубежные поставки концерна могут остаться на уровне прошлого года, опасаются специалисты.

Что в этой непростой ситуации радует, так это фактический уход с рынка крупнейшего конкурента — китайского ширпотреба. "За последние годы наметились две очень важные тенденции — рост зарплат в Китае и соответственно повышение внутреннего спроса, — объясняет Дмитрий Дичковский. — Поэтому сегодня весь объем производимой продукции идет на удовлетворение собственных потребностей". Сегодня швея на "Милавице" зарабатывает около $ 450, в Поднебесной — те же $ 450—500 (правда, при более продолжительной рабочей неделе). Даже небольшой рост среднедушевых доходов, помноженный на огромное население страны, повышает потребительскую активность в разы. Китайские фабрики едва справляются с тем, чтобы одеть и обуть потребителей своей страны.

Белорусские предприятия легпрома о внутреннем спросе тоже стараются не забывать. "За последние 10 лет наши предприятия потеряли половину внутреннего рынка, учитывая, что границы практически открыты и много товара завозится нелегально, — пояснил Владимир Астровский. — Сейчас мы эти позиции восстанавливаем, особенно в прошлом году, когда поставки на внутренний рынок были увеличены на 30 %". В белорусской рознице спрос на швейные изделия и трикотаж не иссякает и даже растет. Судя по всему, в немалой степени благодаря въездному шопинг-туризму, поскольку активнее всего повышаются продажи в областях, граничащих с Россией, — Могилевской, Витебской и Гомельской, а также в Минской. Как рассказали в концерне, в первом квартале в торговые организации было поставлено больше продукции, чем предусмотрено соглашением между "Беллегпромом" и Минторгом. В частности, швейных изделий — на 29 %, трикотажных — на 10,1 %.

В то же время, как сообщает Белстат, в первом квартале 2012-го в белорусских магазинах произошло снижение доли отечественных производителей в таких группах, как "верхняя одежда" и "трикотажные изделия". Комментируя эту ситуацию, специалисты концерна высказывают опасения, что, если тенденция сохранится, это приведет к постепенной потере позиций на рынке. Кроме того, в ведомстве прогнозируют, что в ближайшие годы импортных товаров легкой промышленности на белорусском рынке станет больше. Главный фактор — вступление России в ВТО. Расчеты показывают, что после ратификации российской стороной тарифных обязательств доля готовой продукции в импорте товаров легкой промышленности в течение трех лет вырастет на 10—15 % (в 2010—2011 годах этот показатель составлял 35—40 %).

Сейчас в концерне ведется оценка рисков — как экономических (в виде упущенной прибыли и потерь от снижения цен и рентабельности), так социальных (потеря рабочих мест) и стратегических (снижение степени переработки).  

←Выросла просроченная кредиторская задолженность

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика