Три вопроса министру финансов Андрею Харковцу
Бюджетный эффект
— В последние годы все чаще обсуждают проблемы в бюджетном секторе и необходимость реформ в этой сфере. По каким направлениям планируется проводить изменения?
— В бюджетной сфере назрела необходимость изменений, которые позволят перейти на качественно новые механизмы распределения бюджетных средств. На наш взгляд, такие изменения должны осуществляться по трем основным направлениям. Во-первых, необходим переход от финансирования затрат бюджетных организаций к бюджетированию, ориентированному на результат. Бюджет оплатит конкретную услугу, оказанную организацией, вместо финансирования ее содержания.
Во-вторых, следует учитывать, что переход невозможен без изменения организационно-правовых форм самих организаций. Для этого необходимо провести их инвентаризацию, определить те из них, которые будут финансироваться исключительно из бюджета, и те, финансирование которых возможно из разных источников. В-третьих, отказ от стандартного контроля сметы бюджетной организации и переход на принципы аудита эффективности.
Мы должны оценивать не то, на что потрачены бюджетные деньги, а результат, который достигнут организацией или целой отраслью социальной сферы при использовании государственных средств.
А налоги — врозь
— Представители отечественного бизнеса говорят о необходимости снижения в Беларуси ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних двадцать процентов хотя бы до уровня России — восемнадцать процентов (в Казахстане и вовсе двенадцать процентов). Могут ли такие изменения произойти уже в следующем году?
— Действительно, в Беларуси по сравнению с другими странами — участницами Таможенного союза ставка НДС несколько выше. Это предопределено структурой нашей экономики, высоким уровнем социальных обязательств и отсутствием значительных стратегических ресурсов, формирующих дополнительные доходы бюджета.
Сегодня НДС для нас — основной доходный источник. На его долю приходится около 33 процентов всех поступлений в бюджет. Для сравнения, в России этот показатель составляет менее 16 процентов, а Казахстане — около 10 процентов. Партнеры по Таможенному союзу получают значительные доходы от нефтегазового сектора (вывозные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых), которые в доходной части бюджета России составляют почти 30 процентов, а в Казахстане — свыше 13 процентов. Безусловно, при отсутствии такого источника ни одна из этих двух стран объективно не смогла бы сохранить нынешние сравнительно невысокие ставки НДС.
Отсутствие необходимости в установлении единых ставок НДС в рамках межгосударственных образований подтверждается опытом общего европейского рынка. Уровень ставок этого налога в странах ЕС отличается: от 19 процентов в Германии, Нидерландах — до 23 процентов в Финляндии, Греции, Португалии и 25 процентов в Дании, Швеции, 27 процентов — в Венгрии. И это никоим образом не препятствует эффективной кооперации субъектов хозяйствования. Объясняется это внутренним механизмом самого НДС, а именно зачетной системой его взимания, в рамках которой к экспорту применяется нулевая ставка и одновременно налогом облагается импорт (по тем же ставкам, что и отечественные товары), что в совокупности позволяет полностью исключить влияние НДС на условия конкуренции.
Бухгалтерия по-новому
— С учетом необходимости привлечения иностранных инвестиций будет ли осуществлен в Беларуси полный переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)?
— Популярность МСФО в последние годы резко возросла, они приняты в качестве регулирующих актов в более чем ста государствах. В связи с этим применение таких стандартов является одним из элементов интеграции нашей страны в мировую экономику.
С принятием нового Закона “О бухгалтерском учете и отчетности” будет закреплено применение МСФО на территории нашей страны. Консолидированную отчетность по новым стандартам будут составлять организации, имеющие особое значение для экономики Беларуси, — это банки, страховые организации, а также открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к торгам. Это необходимо для выхода наших предприятий на первичный публичный выпуск акций (IРО), а также для объективной оценки со стороны потенциального инвестора предприятия, в которое он намерен вкладывать свои средства.
Следуя примеру многих развитых стран, в Беларуси система бухгалтерского учета и отчетности будет строиться на новых принципах с учетом особенностей отечественной экономики.