Эксперт: Перспективы малого и среднего бизнеса в ЕЭП неоднозначны
11.06.2012 15:20
—
Новости Экономики
Эксперт: Перспективы малого и среднего бизнеса в ЕЭП неоднозначны
С 1 января 2012 г. начало функционировать Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. В Беларуси это событие совпало с переживаемыми отечественным бизнесом последствиями финансового кризиса 2011 г. и девальвации национальной валюты. В этой ситуации данная интеграционная инициатива несет как новые возможности, так и ряд угроз и вызовов деятельности белорусских малых и средних предприятий.
Беларусь первой из трех стран завершила процедуру ратификации пакета из 18 соглашений по созданию Единого экономического пространства, ставшего следующим после Таможенного союза этапом интеграции Беларуси, Казахстана и России. Предполагалось, что данный проект создаст выгодные условия для ориентированных на экспорт государственных предприятий, существенно упростив доступ на рынки стран-партнеров.
Перспективы же малых и средних белорусских предприятий видятся не столь однозначными, особенно в свете негативно повлиявшего на их деятельность финансового кризиса 2011 г.
Так, согласно опросу, проведенному Исследовательским центром ИПМ (проведен в апреле 2012 г., опрошено 400 малых и средних предприятий), более половины предприятий констатировали ухудшение своего экономического положения в 2011 г. (для сравнения, в 2010 г. об ухудшении соответствующего показателя говорили лишь 34%); о стабильности своего положения заявили 31,5% (в 2010 г. – 31,9%), а о его улучшении – 16,8% (в 2010 г. – более 20%). Тем не менее необходимо отметить, что в условиях трехкратной девальвации и значительного сокращения внутреннего спроса, на который преимущественно ориентированы белорусские МСП (табл. 1), данные показатели можно считать выше ожидаемых, что говорит об определенной гибкости отечественного бизнеса и его способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности.
Таблица 1. Какие рынки наиболее важны для Вашего предприятия?
(от "1" (не имеет значения) до "5" (очень важен)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | НО/ЗО | Всего | |
Внутренний рынок Беларуси | 2,5 | 3 | 5 | 11,5 | 74,5 | 3,5 | 100 |
России и Казахстана | 27 | 6,8 | 10,5 | 24,2 | 23,2 | 8,2 | 100 |
Украины | 39,5 | 10 | 17,2 | 12 | 8 | 13,2 | 100 |
Других стран СНГ | 45,8 | 14 | 13 | 7,8 | 6,8 | 12,8 | 100 |
Европейского союза | 56,5 | 7,8 | 6 | 6 | 11,2 | 12,5 | 100 |
Других страны мира | 52 | 4 | 6,8 | 4,2 | 7,2 | 25,8 | 100 |
Источник: Исследовательский центр ИПМ |
С одной стороны, упрощенный доступ на рынки России и Казахстана будет способствовать их популяризации среди белорусского малого и среднего бизнеса. Сегодня рынки этих стран наиболее важными для себя считают лишь 23,2% отечественных МСП, в то время как о приоритетности внутреннего рынка говорят почти три четверти опрошенных. В некоторой степени этому может способствовать и осуществленная девальвация национальной валюты, создавшая краткосрочные конкурентные преимущества в форме снизившейся стоимости отечественных товаров и услуг в валютах других государств.
Однако, с другой стороны, представители белорусских МСП сомневаются в своей способности эффективно конкурировать на рынках других стран ЕЭП. Невысокий и нестабильный уровень доходов таких предприятий не позволяет им осуществлять долгосрочные инвестиции, что уже сегодня сопровождается снижением их конкурентоспособности по сравнению с зарубежными компаниями. Так, на вопрос: "Может ли Ваше предприятие эффективно конкурировать на рынке ЕЭП?" - положительно ответили лишь 39% опрошенных, отрицательно – 43,5%, 17,5% затруднились ответить. Это означает не только низкий уровень готовности почти половины отечественных МСП выйти на рынки России и Казахстана, но и их осознание собственной невысокой конкурентоспособности в случае прихода на белорусский рынок новых игроков из этих стран.
Главной причиной низкой конкурентоспособности представители опрошенных МСП называет отсутствие собственных средств на продвижение продукта (рекламу и PR). Устранение этой проблемы, а также пункта "высокая себестоимость продукции" (14,3%) затрудняют отсутствие у белорусских предприятий собственных средств и возможностей привлечения кредитных ресурсов ввиду высоких процентных ставок.
Таблица 2. По каким причинам Ваше предприятие не способно эффективно конкурировать на рынке ЕЭП?
Количество | % | |
Высокая себестоимость продукции | 27 | 14,3 |
Отсутствие собственных средств на продвижение продукта (реклама и PR) | 65 | 34,4 |
Низкое качество товара по сравнению с конкурентами других стран ТС | 17 | 9,0 |
Административные препятствия выхода на рынки со стороны стран ТС | 29 | 15,3 |
НО/ЗО | 51 | 27,0 |
Всего | 189 | 100,0 |
Источник: Исследовательский центр ИПМ |
Таким образом, представители белорусского малого и среднего бизнеса свидетельствуют о серьезных вызовах для своей работы ввиду происходящих интеграционных процессов. Их успешность в условиях Единого экономического пространства уже сегодня оказалась подвержена риску прихода в Беларусь более конкурентных или обладающих большими финансовыми ресурсами российских и казахских компаний, а будущее отечественных МСП будет во многом зависеть от улучшения условий хозяйственной деятельности и возможности их ускоренного развития.