Эксперт: Перспективы малого и среднего бизнеса в ЕЭП неоднозначны

Источник материала:  
11.06.2012 15:20 — Новости Экономики

Эксперт: Перспективы малого и среднего бизнеса в ЕЭП неоднозначны

  • Андрей Скриба, эксперт ИЦ ИПМ специально для TUT.BY

           


С 1 января 2012 г. начало функционировать Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. В Беларуси это событие совпало с переживаемыми отечественным бизнесом последствиями финансового кризиса 2011 г. и девальвации национальной валюты. В этой ситуации данная интеграционная инициатива несет как новые возможности, так и ряд угроз и вызовов деятельности белорусских малых и средних предприятий.

Беларусь первой из трех стран завершила процедуру ратификации пакета из 18 соглашений по созданию Единого экономического пространства, ставшего следующим после Таможенного союза этапом интеграции Беларуси, Казахстана и России. Предполагалось, что данный проект создаст выгодные условия для ориентированных на экспорт государственных предприятий, существенно упростив доступ на рынки стран-партнеров.

Перспективы же малых и средних белорусских предприятий видятся не столь однозначными, особенно в свете негативно повлиявшего на их деятельность финансового кризиса 2011 г.

Так, согласно опросу, проведенному Исследовательским центром ИПМ (проведен в апреле 2012 г., опрошено 400 малых и средних предприятий), более половины предприятий констатировали ухудшение своего экономического положения в 2011 г. (для сравнения, в 2010 г. об ухудшении соответствующего показателя говорили лишь 34%); о стабильности своего положения заявили 31,5% (в 2010 г. – 31,9%), а о его улучшении – 16,8% (в 2010 г. – более 20%). Тем не менее необходимо отметить, что в условиях трехкратной девальвации и значительного сокращения внутреннего спроса, на который преимущественно ориентированы белорусские МСП (табл. 1), данные показатели можно считать выше ожидаемых, что говорит об определенной гибкости отечественного бизнеса и его способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности.
 
Таблица 1. Какие рынки наиболее важны для Вашего предприятия?
(от "1" (не имеет значения) до "5" (очень важен)
 
1
2
3
4
5
НО/ЗО
Всего
Внутренний рынок Беларуси
2,5
3
5
11,5
74,5
3,5
100
России и Казахстана
27
6,8
10,5
24,2
23,2
8,2
100
Украины
39,5
10
17,2
12
8
13,2
100
Других стран СНГ
45,8
14
13
7,8
6,8
12,8
100
Европейского союза
56,5
7,8
6
6
11,2
12,5
100
Других страны мира
52
4
6,8
4,2
7,2
25,8
100
Источник: Исследовательский центр ИПМ

С одной стороны, упрощенный доступ на рынки России и Казахстана будет способствовать их популяризации среди белорусского малого и среднего бизнеса. Сегодня рынки этих стран наиболее важными для себя считают лишь 23,2% отечественных МСП, в то время как о приоритетности внутреннего рынка говорят почти три четверти опрошенных. В некоторой степени этому может способствовать и осуществленная девальвация национальной валюты, создавшая краткосрочные конкурентные преимущества в форме снизившейся стоимости отечественных товаров и услуг в валютах других государств.

Однако, с другой стороны, представители белорусских МСП сомневаются в своей способности эффективно конкурировать на рынках других стран ЕЭП. Невысокий и нестабильный уровень доходов таких предприятий не позволяет им осуществлять долгосрочные инвестиции, что уже сегодня сопровождается снижением их конкурентоспособности по сравнению с зарубежными компаниями. Так, на вопрос: "Может ли Ваше предприятие эффективно конкурировать на рынке ЕЭП?" - положительно ответили лишь 39% опрошенных, отрицательно – 43,5%, 17,5% затруднились ответить. Это означает не только низкий уровень готовности почти половины отечественных МСП выйти на рынки России и Казахстана, но и их осознание собственной невысокой конкурентоспособности в случае прихода на белорусский рынок новых игроков из этих стран.

Главной причиной низкой конкурентоспособности представители опрошенных МСП называет отсутствие собственных средств на продвижение продукта (рекламу и PR). Устранение этой проблемы, а также пункта "высокая себестоимость продукции" (14,3%) затрудняют отсутствие у белорусских предприятий собственных средств и возможностей привлечения кредитных ресурсов ввиду высоких процентных ставок.

Таблица 2. По каким причинам Ваше предприятие не способно эффективно конкурировать на рынке ЕЭП?

 
Количество
%
Высокая себестоимость продукции
27
14,3
Отсутствие собственных средств на продвижение продукта (реклама и PR)
65
34,4
Низкое качество товара по сравнению с конкурентами других стран ТС
17
9,0
Административные препятствия выхода на рынки со стороны стран ТС
29
15,3
НО/ЗО
51
27,0
Всего
189
100,0
Источник: Исследовательский центр ИПМ


Таким образом, представители белорусского малого и среднего бизнеса свидетельствуют о серьезных вызовах для своей работы ввиду происходящих интеграционных процессов. Их успешность в условиях Единого экономического пространства уже сегодня оказалась подвержена риску прихода в Беларусь более конкурентных или обладающих большими финансовыми ресурсами российских и казахских компаний, а будущее отечественных МСП будет во многом зависеть от улучшения условий хозяйственной деятельности и возможности их ускоренного развития.
 

←Пивоваренные заводы Беларуси увеличили экспорт продукции на 6%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика