Бизнес в стиле кантри
Как повысить привлекательность предпринимательства на селе и в малых городах?
Белорусский бизнес набирает вес. Он прирастает новой продукцией, рабочими местами, прибылью. Однако по-прежнему более 60—70 процентов предпринимателей “прописаны” в столице и других крупных городах. Как расширить географию предпринимательской инициативы?
Ягодная пора
Предприятие “Фроузен фудс” открылось в Березе Брестской области в 2008 году. Там расфасовывают замороженные овощи и ягоды и до 85 процентов продукции поставляют в страны Евросоюза.
— Во-первых, в этой местности много ягод, — перечисляет бизнесмен Александр Скрипчик причины открытия производства именно в Березе. — Во-вторых, это центр Брестской области: если ехать на машине, то до Бреста один час пути, до Минска — два. В-третьих, Береза — промышленный город, поэтому с квалифицированными кадрами нет проблем. В-четвертых, в малом городе мы получили налоговые льготы и смогли сэкономленные деньги направить на развитие производства.
По его мнению, чтобы бизнес активнее развивался на периферии, нужно строить жилье. Только так можно заинтересовать квалифицированного работника, удержать его. Поэтому, считает бизнесмен, государство могло бы помочь бизнесменам, решившим работать на периферии, выделением льготных кредитов на жилье.
— Социальная инфраструктура также важна, — продолжает Александр. — Но если есть желание, можно из той же Березы подъехать на машине в кобринский аквапарк или пружанский ледовый дворец.
МТЗ по-деревенски
У предпринимателя Эдуарда Войтеховича из деревни Комарово Мядельского района бизнес поменьше. Вместе с семьей он держит агроусадьбу, магазинчик и небольшую хлебопекарню.
— В деревне жить намного удобнее, чем в городских “коробках”, — убежден Эдуард. —Чтобы молодежь не уезжала за длинным рублем в Минск, нужно в деревне дать интересную работу с достойной зарплатой, создать условия для развития предпринимательства.
На селе не следует ограничиваться только работой на земле. Почему бы, предлагает он, не производить в Комарово пластиковые детали для тракторов МТЗ?
— Льготы на государственном уровне — это хороший стимул, — говорит предприниматель. — Но еще важнее то, каким образом идеи реализуются местными органами власти, как изменяются сторонние условия ведения бизнеса.
Например, делится он собственными проблемами, у комаровской котельной сменился владелец, и тарифы для пекарни вдруг выросли в несколько раз. Или как относиться к тому, что далеко не сразу удавалось решить вопрос о передаче нескольких пустующих зданий для создания сельского бизнес-инкубатора?
Преференции с добавкой
Чтобы предпринимательство активнее развивалось в регионах, в 2008—2009 годах были приняты Декрет № 1 и Декрет № 9. Они установили преференции для субъектов хозяйствования, решивших регистрироваться и работать в малых городах и на селе.
Но, например, в Березовском районе, рассказывают в местном райисполкоме, помимо “Фроузен фудс” “декретными” льготами за несколько лет воспользовались лишь несколько предприятий.
Между тем многим малым городам и сельским территориям малый бизнес мог бы помочь открыть второе дыхание. Новые рабочие места, инвестиции могли бы сыграть роль катализатора, подстегнуть развитие торговли, сервиса и тем самым способствовать повышению уровня жизни вдали от огней больших городов. Поэтому в нынешнем году и появился президентский Декрет № 6, который аккумулировал лучшее из предыдущих двух документов и расширил преференции.
Этим документом, который вступает в силу 1 июля нынешнего года, установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют определенным критериям, при регистрации на территории, не относящейся к двадцати двум крупнейшим городам Беларуси, смогут на семь лет получить льготы.
Учить и помогать
— По сути, почти вся Беларусь превращается в свободную экономическую зону, — объясняет значимость Декрета № 6 председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Георгий Бадей.
Важно, чтобы не просто предприниматели в погоне за льготами сменили городскую прописку на сельскую, а чтобы бизнес на периферии развивался в дополнение к тому, который уже работает в крупных городах. Для этого необходимо создавать на местах центры поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторы. Людей на периферии нужно обучать основам предпринимательства, помогать сделать первые шаги.
Кроме того, предстоит отшлифовать некоторые правовые аспекты. Например, объясняет начальник отдела экономики Пружанского райисполкома Любовь Имховик, пока нет комментариев, какие документы должен представить предприниматель, чтобы воспользоваться льготами, предусмотренными Декретом № 6. Неясно и то, будет ли распространяться действие преференций и на предприятия, созданные менее семи лет назад.
— В Пружанском районе есть предприниматели, которые около пяти лет безвозмездно пользуются зданиями бывших военных городков, — обращает внимание Любовь Имховик. — По действующему законодательству выкупить здание напрямую, без аукциона могут только юрлица или индивидуальные предприниматели, арендующие данное имущество не менее трех лет. А при безвозмездном пользовании должен проводиться аукцион. А между тем многие из пользователей за время аренды в ремонт военных зданий бывших военных городков вложили немалые деньги.
Сила конкуренции
— Декрет № 6 — важный документ. В нем учтены многие предложения союзов предпринимателей, — отмечает председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин.
Однако, убежден он, преференции принесут эффект только в том случае, если будет в целом совершенствоваться деловая среда, что предусмотрено Директивой № 4 Президента. В нашей стране удалось максимально упростить процедуру регистрации. В дальнейшем необходимо решать и другие вопросы, в том числе снижать налоговую нагрузку, смягчать контрольную деятельность, повышать инвестиционную привлекательность.
— В Соединенных Штатах тоже стимулировали бизнес на периферии льготными условиями налогообложения, — сравнивает тактику Беларуси с опытом других стран экономист Леонид Заико.— Немало усилий приложили и в Польше, где вклад малого бизнеса в экономику страны сегодня достигает 70 процентов.
По его мнению, главная задача государства заключается в том, чтобы создавать благоприятную конкурентную среду, прозрачные и предсказуемые условия игры без частых и резких изменений законодательства. В таких условиях бизнесмен, как и полагается предприимчивому человеку, сам выберет выгодную нишу. Высокий же уровень конкуренции может заставить работать не только в Минске, но развиваться в малых городах и на селе.