Бюджетникам повышают зарплаты, чтобы не разбежались
В связи с повышением тарифной ставки первого разряда и введением новых корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам бюджетников с 1 мая заработная плата вырастет в среднем на 5%. Рост не самый впечатляющий, но и под него должны быть средства.
Постановление Совмина от 4 мая 2012 года № 410 предусматривает повышение тарифной ставки первого разряда с 1 мая с 200 до 210 тыс. рублей. Также вводятся новые корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам бюджетников, причем, чем выше разряд у работника, тем меньший коэффициент будет применяться при расчете ему заработной платы.
До этого тарифная ставка первого разряда повышалась 1 января текущего года на 32,5% — со 151 тысячи до 200 тысяч рублей. Тогда уровень зарплаты работников бюджетных организаций в среднем увеличился на 19,4%.
По данным Национального статистического комитета, начисленная средняя заработная плата работников в апреле 2012 года составила 3 252 689 рублей (в марте — 3 159 624 рубля), рабочих и служащих — 3 278 999 рублей (в марте — 3 188 047 рублей).
Возможно ли до конца года, как того требует глава государства, повысить уровень доходов населения до заветных 500 долларов средней зарплаты по стране? Позволяет ли состояние экономики не только ставить подобную цель, но и достичь ее? Ведь очевидно, что сейчас рост зарплат опережает рост ВВП (за январь-апрель рост ВВП составил 2,9% при годовом прогнозе 5-5,5%).
Для увеличения доходов бюджетников необходимо залезать в госкарман, так как бюджетникам зарплаты выплачиваются из налогов. Таким образом, отмечает экономист Сергей Чалый, повышение зарплат должно быть обосновано ростом производительности труда в реальном секторе.
Причем производительность труда должна расти опережающими темпами по отношению к заработной плате. Но этого, обращает внимание эксперт, как раз и не происходит, хотя платить только заработанную зарплату требуют и глава государства, и правительство.
Говоря о новых корректирующих коэффициентах к тарифной ставке, Сергей Чалый поясняет, что «игра коэффициентами происходит для того, чтобы подтянуть доходы самых низкооплачиваемых бюджетников. В результате мы получим уменьшение дифференциала зарплат: средняя зарплата бюджетников растет в основном за счет увеличения более низких зарплат».
Мы возвращаемся в ситуацию 2006 года, считает Чалый. Тогда чиновник средней руки, по его словам, мог получить более двух тысяч долларов в эквиваленте — столько, сколько теперь не зарабатывают даже в ІТ-бизнесе. После 2009 года зарплата росла более заметно в частном бизнесе и в реальном секторе экономики. «Мы делаем шаг назад», — говорит Сергей Чалый, и это, по его мнению, может спровоцировать нехватку квалифицированных кадров.
«На рынке труда предложения квалифицированной рабочей силы довольно ограничены. Получается, темпы роста в частном секторе могут оказаться меньше, чем могли быть — из-за того, что будет сложно найти нужное количество работников необходимой квалификации. Работа чиновников станет более привлекательной. Такое время еще не наступило, но тенденция есть. Люди в качестве места работы будут выбирать непроизводственный сектор. В целом это плохо для макроэкономики», — отмечает Сергей Чалый.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц считает, что зарплаты повышать нужно в любом случае. И, прежде всего, как раз из-за угрозы оттока кадров: «Увеличивать зарплату необходимо, прежде всего, исходя из идеи сохранения квалифицированных кадров, так как существует угроза их оттока из страны, а также из органов госуправления в бизнес».
Таким образом, рост зарплат чиновников в свете общего увеличения зарплат в бюджетной сфере также необходим. Уровень квалификация чиновников в Беларуси недостаточен для решения насущных проблем, отмечает Георгий Гриц, но, по его мнению, «они получают совсем мало».
Как считает эксперт, увеличение зарплат чиновников следует рассматривать с точки зрения сохранения потенциала руководящих кадров в реальном секторе и в госучреждениях. Говоря о том, что средний чиновник скоро будет получать больше, чем зарабатывают в реальном секторе, Георгий Гриц отметил, что «ошибка чиновников может принести больше негативных последствий для экономики, чем ошибка рядового работника или менеджера», особенно, «если в госуправление придут еще более некомпетентные люди, чем работают теперь».
Однако, если статья расходов на содержание органов госуправления определена и увеличиваться, по информации специалистов, не будет, возникает вопрос, как можно взять больший кусок пирога, когда сам пирог и количество претендующих на него остается прежним. Уменьшить количество чиновников?
За счет экономии и сокращения кадров увеличить зарплаты чиновникам непросто, отмечает Георгий Гриц: «Сегодня и так плохим работником считается тот чиновник, который работает меньше 10 часов в день. Если начнут сокращать госаппарат, чтобы поднять оставшимся служащим зарплаты, качество управления не улучшится. При существующем госрегулировании экономики сократить число чиновников без ухудшения качества работы системы управления невозможно».
Для изменения ситуации необходимо, считает Гриц, не сокращать госаппарат, а постепенно устранять государство от принятия хозяйственных решений.
Елена СПАСЮК