Вынужденная либерализация: насколько хватит запала властей?
Есть старая притча, в которой пастух кричит "Волки! Волки! Помогите!", когда на самом деле никаких волков нет. Первое время жители деревни верят ему и прибегают на помощь. Когда же волки действительно появляются, пастуху уже никто не верит и на помощь не приходит...
Декрет №6 на деле может оказаться той либерализацией, которую власти давно обещают. Вопрос только в том, как быстро бизнес в нее поверит и хватит ли на этот срок запала у властей.
Предпринимателей осыпали льготами
Декрет №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», подписанный Александром Лукашенко 7 мая, можно назвать почти революционным.
Во-первых, предоставляемые декретом льготы расширяют свободу действий предпринимателей. Это кардинально отличается от проводимой политики увеличения доли государства в экономике. Показательно, что с начала года государственные расходы увеличились с 41% до 53% ВВП.
Во-вторых, согласно декрету, льготами может воспользоваться почти любой участник рынка, который планирует производить свою продукцию (оказывать услуги) в средних, малых городах и сельской местности Беларуси. Ранее стимулирование предпринимательской деятельности происходило точечно — отдельные предприятия получали льготы и/или субсидии. Например, Оршанскому льнокомбинату с 2010 по 2012 год было выделено 145,01 млрд. белорусских рублей бюджетных субсидий.
В-третьих, условия, создаваемые декретом для бизнеса, носят действенный характер. Беларусь может не только подняться в рейтинге Doing Business 2013, но и улучшить свое общее экономическое положение.
Согласно декрету №6, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации или их обособленные подразделения, зарегистрированные и производящие продукцию (оказывающие услуги) в малых, средних городах, сельской местности, в течение семи лет с момента регистрации:
1) не уплачивают налог на прибыль;
2) не уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии);
3) не уплачивают налог на недвижимость со стоимости зданий и машино-мест;
4) не делают отчисления в инновационный фонд;
5) освобождаются от обязательной продажи 30% валютной выручки, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами;
6) освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства;
7) могут самостоятельно определять поставщиков или покупателей продукции;
8) имеют право страховать свои имущественные интересы у страховых организаций за пределами Республики Беларусь;
9) не уплачивают ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость, взимаемые таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.
Спасаясь от России
Что заставило Александра Лукашенко подписать декрет №6? Ведь в конце 2010 года была принята директива №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Именно она была призвана стать источником либерализации в стране. Но не стала. В итоге белорусское руководство оказалось прижатым рядом факторов.
Один из них — российский. Усиление интеграционных процессов облегчает российскому бизнесу доступ на белорусский рынок. Бизнес в России обладает большим инвестиционным капиталом, конкурентоспособной продукцией, специалистами высокого уровня. Эти факторы могут загнать белорусские предприятия в угол.
Беларусь сейчас зависит от нефтяных и газовых дотаций России. Позволить себе зависеть еще и от российского бизнеса — непозволительная роскошь. Притом что российские бизнесмены в условиях своей страны уже обкатали различные схемы слияний и поглощений. Им не составит труда войти капиталом в низкоэффективные белорусские госпредприятия с долгами, работающие на бюджетных дотациях.
Декрет №6 можно рассматривать в какой-то мере и как белорусский ответ на действия российских властей, направленных на создание госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока. Своим решением российские власти наделяют госкомпанию исчерпывающими полномочиями, практически создавая на 60% Российской Федерации свободную экономическую зону (СЭЗ). Это противоречит соглашению, согласно которому СЭЗ Беларуси, России и Казахстана должны работать по единым правилам.
Не стоит упускать из виду и эволюционный фактор. Ресурсов для поддержания командно-административной экономики у белорусских властей с каждым днем становится все меньше. Россия с приходом Путина постепенно переходит от модели госинтервенционизма к управляемому капитализму. Беларусь — все еще в поисках своего пути.
Наиболее вероятен выбор нынешних белорусских властей в пользу китайского пути — декларируемый социализм с созданием благоприятных условий для развития частного бизнеса и привлечения инвестиций. Лукашенко уже не раз ставил чиновникам в пример китайскую модель развития.
Еще одним фактором, подтолкнувшим президента к принятию декрета, может быть желание властей увеличить приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Осознав, что путь развития, основанный на кредитах и эмиссионных деньгах, ведет в тупик, чиновники вынуждены задуматься об альтернативе. Тем более, что план привлечения ПИИ с начала года выполнен только на 3,7%.
Обеспечить права собственности
Вступление декрета №6 в силу с 1 июля не сразу вызовет приток инвестиций в регионы Беларуси или быстрое развитие новых производств с инновационной продукцией. Чтобы рассчитывать на положительный эффект от документа, необходимо время. Слишком долго чиновники кричали «либерализация», а на деле получалось больше проверок, больше штрафов, больше банкротств.
До идеального документа и декрет №6 все-таки не дотягивает. Слабым звеном является вопрос собственности. Необходима серьезная его доработка. Пока в том, что касается условий распоряжения собственностью, большая свобода рук у местных властей, что провоцирует рост коррупции.
Декрет позволяет предпринимателям арендовать капитальные строения в рассрочку. При необходимости из местных бюджетов будут финансироваться инженерная и транспортная структуры нового предприятия.
Но аренда и право собственности — это разные категории. Серьезный инвестор всегда заинтересован в стопроцентном владении своим бизнесом. Пока же он будет чувствовать себя лишь обычным гостем. Ожидать серьезного притока иностранных инвестиций в Беларусь можно лишь тогда, когда не только на словах, но и на деле будут созданы условия и гарантии защиты прав собственности.
Антон БОЛТОЧКО