Белорусским интернет-магазинам запретят устанавливать цены в валюте
23.05.2012 09:03
—
Новости Экономики
Белорусским интернет-магазинам запретят устанавливать цены в валюте
Законодательство об интернет-торговле в нашей стране постоянно трансформируется. Каждые полтора-два года возникает новая инициатива, которая тут же вызывает всплеск негативной реакции со стороны участников рынка. Но, несмотря на многократно звучащие пророчества локального "апокалипсиса", сегодня интернет-магазины работают без каких-либо сложностей. А вот государство все равно недовольно положением дел в этой сфере розничной торговли. Проблемы все те же: продажа "серых" товаров, неправильно оформленные документы, и как следствие — многочисленные нарушения прав потребителя.
Чего же не хватает национальному законодательству для того, чтобы устранить существующие сложности, и каких нововведений следует ожидать в ближайшее время, "Р" решила спросить у специалистов. В круглом столе, который прошел в редакции нашей газеты, приняли участие заместитель министра торговли Ирина Наркевич, и.о. генерального директора УП "Надежные программы" (портал TUT.BY) Людмила Чекина, начальник Главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Николай Потеев, руководитель Центра систем идентификации Виктор Дравица и директор расчетного центра пластиковых карт АСБ "Беларусбанк" Анатолий Боговик.
Проще некуда…
"Р": Интернет-магазины существуют в Беларуси около 15 лет, но долгие годы эта сфера торговли оставалась почти бесконтрольной. Чего сегодня реально не хватает национальному законодательству, чтобы решить проблему легализации интернет-торговли?
Ирина Наркевич: Да, действительно, в 2006 году постановление Совмина № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли с использованием сети Интернет" впервые закрепило в законодательстве такой термин, как "интернет-магазин". Тогда же было установлено, что доменное имя сайта должно быть указано в лицензии на розничную торговлю. В 2008 году Закон "О защите прав потребителей" дополнительно урегулировал эту сферу, появились требования предоставления информации о продавце и товаре. Закон в данном случае защищает права граждан. Но с учетом того, что интернет-магазины — это дистанционная форма торговли, для защиты прав потребителей потребовалась конкретизация ряда положений. В 2009 году было дополнительно определено, что интернет-торговля — это не что иное, как торговля по образцам. Следующий, 2010 год — это, можно сказать, совершенно новая веха на постсоветском пространстве, появляется Указ Президента № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет", который впервые обозначил, что регистрация интернет-магазинов в Торговом реестре обязательна для всех виртуальных торговых площадок без исключения. Ныне, когда отменена лицензия на розничную торговлю, никаких административных барьеров-то при выходе на этот рынок нет. Вообще, открыть в Интернете магазин очень простая и быстрая процедура. Подал данные — тебя за один день зарегистрировали. Аренда помещения не нужна, зарегистрироваться можно за один день, товар в собственность интернет-магазины не приобретают...
Николай Потеев: Либерализируется и налоговая сфера. Недавно для субъектов хозяйствования мы подготовили совместно с Минфином письмо, существенно упрощающее выписку накладных. Дело в том, что в наш адрес обратился ряд добросовестных субъектов: у них было увеличение затрат и усложнение администрирования по этому поводу. Допустим, крупному интернет-магазину в день нужно развезти 50—100 заказов — значит, на каждый адрес надо выписывать отдельную накладную. Мы пошли навстречу: сейчас определено, что достаточно выписывать одну накладную на определенный населенный пункт. Это позволяет сократить время, а также затратную часть.
Ирина Наркевич: Замечу: все послабления — это продуманные меры, направленные на обеспечение комфортной работы легально работающих интернет-магазинов. Мы постоянно смотрим, что происходит в Европе, учимся на их опыте, как совершенствовать интернет-торговлю. Там тоже немало проблем и с продажей "серых" товаров, и с хулиганскими действиями продавцов. Мы бы очень хотели, чтобы в ближайшем времени в Беларуси появилась Ассоциация интернет-магазинов или же специальная секция в ассоциации, которая занимается IТ-технологиями. Только с появлением добровольно работающих продавцов мы вправе надеяться на то, что недобросовестные участники рынка начнут отступление.
"Р": Простите, из ваших слов выходит, что следствием "откручивания гаек" стал вопрос защиты прав потребителей?
Ирина Наркевич: До сих пор так и не решена одна из главных проблем: мы так и не смогли урегулировать вопрос продаж "серого" товара. Предложений, как избежать этой проблемы, было немало, но все они показались нам излишне сложными. На одном из заседаний рабочей группы одна из IТ-компаний предлагала ввести тотальный электронный контроль движения и учета товаров в сфере интернет-торговли. Мы долго дискутировали, но поняли, что результатов не будет, учитывая, что в этом сегменте рынка в основном работают ИП, а появление дорогостоящего компонента повлияет на эффективность их деятельности. Прорабатывались более щадящие меры: ввести обязательное ограничение — если покупка стоит свыше какой-то определенной суммы, то она должна обязательно оплачиваться в безналичной форме. Но в итоге мы посчитали, что это ущемляет права граждан и подобные требования следует вводить поэтапно. Хотя, например, в Швеции не так давно был введет 100 %-ный запрет на перечисление денег за покупки, совершенные в интернете, наличным способом. То есть не одни мы, но и весь мир думает, как урегулировать эту сферу, как ограничить в виртуальном пространстве движение "серого" товара и защитить права потребителя.
"Р": И какие же меры защиты в таком случае можно будет считать действенными?
Ирина Наркевич: После 4 июля нынешнего года в Беларуси вступает в силу постановление Совета Министров № 291. С этой даты магазины обязаны будут предложить потребителю хотя бы один дистанционный способ перечисления денег. Наверное, сегодня ИП пойдут по пути наименьшего сопротивления и предложат своим покупателям сходить в сберкассу или на почту, рассчитывая, что клиенты не захотят платить за эквайринг банку. Допускаю, что такое может случиться. Но важен первый шаг: потребитель ведь в данном случае, по крайней мере, сможет выбирать. Как только клиенты начнут более активно выбирать дистанционные формы оплаты, магазины вынуждены будут более активно использовать такие инструменты, ведь в противном случае они не смогут конкурировать с другими магазинами.
Кроме того, впервые на постсоветском пространстве вводятся требования об обязательном размещении на главной странице торгового сайта исчерпывающей информации о продавце, образца торгового чека, координат регулирующего органа, в который может обратиться потребитель за защитой своих прав. Информация о товаре должна будет доводиться до покупателя через каталоги, проспекты, рекламу, буклеты, фотографии или иные информационные источники.
С оглядкой на Запад
"Р": Сейчас много говорится о зарубежном опыте в части регулирования работы интернет-магазинов. Что бы белорусы могли перенять у западных коллег?
Виктор Дравица: С 1 июля нынешнего года начинает функционировать вся наработанная на Евразийском экономическом пространстве таможенная база. То есть фактически с этого времени начнется регулирование этой сферы "правильными" способами, инструментами и на основании международных подходов. Когда в 2010 году эта работа начиналась, мы внимательно изучили, как эти вопросы регулируются на международном уровне, и прежде всего в странах ЕС. В Европе получили широкое распространение ассоциации интернет-магазинов, которые присваивают им евролейблы, облегчая тем самым выбор потребителям. Этот специальный знак гарантирует, что интернет-магазин соблюдает все нормы законодательства и обеспечивает безопасность покупки. Между тем системы рейтингов и отзывов, которые используют белорусские интернет-площадки, не всегда содержат достоверную информацию.
Кроме того, мы в нашем центре внимательно посмотрели, как происходит продвижение товаров в торговых сетях с точки зрения полного и подробного их представления, чтобы описания были понятны потребителю. В прошлом году в Беларуси для ведения процессов электронной торговли на основе международных стандартов была создана межведомственная распределенная информационная система "Банк данных электронных паспортов товаров". Теперь стало возможным получить необходимые сведения о товарах, включая подтверждение наличия документов об их безопасности и качестве. Мы можем, используя этот ресурс, работать по принципу одноразового ввода информации и многократного ее использования, нашей торговле не надо придумывать свою систему описания. Кроме того, мы проводим аттестацию нашего ресурса, чтобы быть представленными в международной сети, то есть продвигать продукцию на экспорт.
Анатолий Боговик: Абсолютно поддерживаю ситуацию с описанием товара. Сами интернет-магазины могут извлечь из этого большой плюс. Не так давно на территории Южной Америки и Юго-Восточной Азии проводилось большое социальное исследование. У населения спросили, что важно при приобретении товара в интернете? На первой позиции оказалось полное и подробное описание товара. Насколько я понимаю, сегодня работа ведется как раз в этой части.
Ирина Наркевич: Хочу акцентировать внимание: в настоящий момент существуют рекомендации Минторга касательно того, чтобы интернет-магазины переходили на описание товаров в соответствии с современными требованиями, потому что это интегрирование в систему. Обязательного компонента пока нет, но я полагаю, что крупные торговые площадки уже могут это делать.
Между тем в этой сфере у нас немало проблем. В Беларуси работают крупные площадки, которые концентрируют на своих серверах интернет-магазины. Для последних это очень удобно, потому что потребитель при поиске товара ориентируется именно на площадки, ищет через них. Но иногда эти площадки размещают не только рейтинги товаров, но и отзывы о работе продавцов. Когда мы в ходе проверок внедрились в эти отзывы, то обнаружили забавный парадокс: те магазины, на которые в Минторг сплошные жалобы приходят, имеют почему-то самый высокий рейтинг и только благоприятные отзывы. Как они формируются? Действительно ли человек приобретал товар в магазине? Скорее всего, многие из этих откликов написали про себя сами площадки. Хочу заметить: согласно нормам Указа № 60 Президента введена ответственность за достоверность той информации, которая размещается в интернете. Продавцы, которые строчат о себе лестные отзывы, просто пока не напуганы тем, что это в суде будет иметь определенные последствия, — пока не было прецедентов. Я, к примеру, анализировала опыт европейских сайтов. Там, если ты хочешь о гостинице плохое или хорошее написать, надо побывать в этой гостинице, представить анкетные данные, которые впоследствии могут быть перепроверены.
С банковским пластиком — в интернет
"Р": Готовы ли наши банки к тому, чтобы обеспечивать интернет-торговлю новым инструментарием?
Анатолий Боговик: На сегодняшний день система дистанционного банковского обслуживания — это не нечто новое. Мы уже достаточно давно говорим и об SMS-банкинге, и об интернет-банкинге, и о мобильном банкинге. А до этого предлагались другие сервисы, которые вынесены за пределы банковских, такие, как информационные киоски. Надо сказать, что население достаточно быстро привыкает к этому всему новому, потому что это удобно. Сегодня мир движется предельно быстро, и эти сервисы помогают идти в ногу со временем. Мы говорили, что в том же интернет-магазине должно быть несколько способов совершения платежей, на выбор магазина. На мой взгляд, абсолютно правильно. Точно так же, как у нас есть своя клиентская аудитория, которая ходит в инфокиоски, пользуется мобильным банкингом и по-прежнему ходит в отделение. Еще одну параллель можно провести с операторами сотовой связи. Если помните, они прошли путь эволюции в части платежей — сначала только через сберкассы, потом инфокиоски, SMS-банкинг и т.д. На сегодняшний день интернет-магазины могут организовывать те сервисы, которые, на их взгляд, помогут им качественно торговать.
Второй момент касается добросовестности самих магазинов. Возможность предоставления этих сервисов оплаты будет воспитывать магазины и выталкивать с рынка недобросовестные торговые площадки. И происходить это будет достаточно быстро. И я могу сказать, что какого-то административного давления в этой области абсолютно нет. То есть правила предельно мягкие. Хочешь работать — работай. Хочешь выигрывать — должен сам придумывать новые возможности.
Абсолютно полностью уверен в перспективности этого направления, потому что мы видим эту динамику. Например, обороты по коммунальным платежам, совершаемым по интернет- или мобильному банкингу, с начала года выросли на 35 %. Если смотреть интернет-магазины, а среди наших клиентов их около сотни, то динамика здесь тоже очевидна: ежемесячно их оборот увеличивается на 20 %.
"Р": Как вы думаете, после 4 июля какая форма безналичных расчетов будет в большем почете?
Анатолий Боговик: На мой взгляд, классический интернет-эквайринг. Люди привыкли использовать карточку в традиционной торговле, так что мне кажется, что эта привычка распространится и на интернет.
"Р": В последнее время много говорилось о том, что безналичные платежи при оплате за товары и услуги далеко не так распространены, как того хотелось бы…
Ирина Наркевич: В случае с интернет-торговлей при расчете карточкой есть такой важный момент, как предоплата. Люди почему-то ее боятся. Они выбирают расчет наличными: привезли товар — посмотрел — отдал деньги. При этом человек иногда отдает курьеру очень большие деньги без каких-либо сопроводительных документов, без гарантии, без сервисного обслуживания. Наверное, людям нужно понять, что предоплата в данном случае не страшна, потому что при ее осуществлении остается ее электронный "след" в каком-то банке, эти деньги не растворились, не исчезли бесследно, и в случае возникновения проблем их можно отследить и вернуть.
Николай Потеев: Потребителю вообще стоит задуматься: если продавец не может предоставить ему возможность безналичного расчета, то что это вообще за продавец? Скорее всего, он работает нелегально. И если покупатели будут меньше обращаться к таким торговцам, то и теневой оборот в стране будет снижаться. В первом квартале нынешнего года нами было проведено 318 проверок. Практически во всех случаях установлены нарушения законодательства. Основное большинство из них — это незарегистрированная предпринимательская деятельность, порядка 160 нарушений. Еще 60 — это реализация товара без сопроводительных документов. Только за первый квартал из "теневого" оборота МНС было изъято более 4 млрд. Поэтому рост числа безналичных расчетов должен в какой-то степени положительно влиять на эту динамику.
Ирина Наркевич: Мы также провели большой мониторинг интернет-торговли, за месяц проверили 105 магазинов. В итоге в 65 из них, а это 62 %, были выявлены нарушения. К примеру, УНН сейчас практически все указывают, уже привыкли, а вот юридический адрес своей организации не указали 32 магазина. А ведь это важная информация! Гарантийный срок на товар — 34 нарушения. Согласно нормам белорусского законодательства гарантийный срок составляет 3 года, а у нас интернет-магазины в данном вопросе решают кто во что горазд — месяц, два. Сведения об изготовителе или импортере — выявлено 50 нарушений. Сведения о госрегистрации "забыли" указать 29 магазинов, время своей работы — 22 магазина, реальные цены и условия оплаты — 23 магазина. Об этом можно поговорить отдельно. Развивая интернет-торговлю, важно обеспечить наличие товара в течение рабочего времени. Зачастую звонишь в магазин и выясняешь, что товара, который заявлен на сайте, попросту нет.
Из 65 магазинов, в которых мы нашли нарушения, не зарегистрированы в Торговом реестре 17. То есть это те, кто работает нелегально. С 4 июля мы сможем применить к ним меры административного воздействия. Кстати, сегодня в реестре зарегистрировано 3955 виртуальных магазинов, но очевидно, что их гораздо больше. Я полагаю, что вскоре эта цифра увеличится, возможно, даже вдвое.
Немало у нас претензий и в отношении установленных цен. В соответствии с Гражданским кодексом они могут указываться в условных единицах, но почему в стационарных магазинах этого нет? Нередки случаи, когда продавцы вообще забывают указывать цены в национальной валюте, при этом курс доллара устанавливают не по Нацбанку, а свой и в итоге вводят потребителя в заблуждение. Мы в Минторге, кстати, всерьез рассматриваем инициативу запретить интернет-магазинам указывать цены не в белорусских рублях. Эта мера также будет дисциплинировать виртуальную торговлю.
Послабления для добросовестных
Людмила Чекина: Около месяца назад в Министерстве торговли прошло совещание, на котором присутствовали представители всех крупнейших площадок, на которых размещены интернет-магазины. В ходе этой встречи Минторг озвучил ряд предложений в наш адрес, и мы пошли навстречу регулятору. Теперь наши партнеры, которые развивают этот бизнес на типовом ПО, сталкиваются с необходимостью обязательно заполнить поля, которые предусматривают размещение на главной странице интернет-магазина всей той информации, которая требуется правилами розничной торговли по образцам, Законом "О торговле", Законом "О защите прав потребителей". Это обязательная норма. Что касается тех площадок, которые к нам приходят со своим ПО, то с ними немножко сложнее. Мы сделали изменения в наши договоры, мы ввели обязательное требование по указанию этой информации и вообще требования о выполнении законодательства в части регистрации в Торговом реестре, указания обязательной информации и т.д. И возможность расторжения договора в случае, если эти требования не выполняются. Конечно, сейчас остро стоит вопрос контроля. Для площадки это дополнительная нагрузка, но для магазина гораздо лучше, что их проконтролирует виртуальный арендодатель, нежели придет налоговый инспектор. Внутренний аудит, не предусматривающий никаких карательных мер, кроме расторжения договора. Конечно, многие площадки боятся, что от них уйдут их клиенты, перейдут на те площадки, которые предъявляют менее жесткие требования.
Ирина Наркевич: Я полагаю, что в рамках государственно-частного партнерства возможно будет заключить специальные договоры с крупными площадками, вызывающими доверие регулятора, и полностью освободить работающие на них интернет-магазины от контроля. Мы готовы наложить мораторий на любые проверки при условии добросовестной работы таких компаний. Пойдем с проверками, только если будут жалобы граждан. Нам с этой позиции проще наблюдать, куда будет отток, и ходить проверять те площадки. Кто хочет нормально работать, пусть развиваются, но должны взять на себя ответственность.
Людмила Чекина: Разумеется, это было бы очень интересно. Я думаю, многие площадки и крупные интернет-магазины, которые работают легально, заинтересованы в соблюдении порядка. Тем более что требования, предъявляемые регулятором, не чрезмерные, вполне либеральные, понятные, направленные на защиту прав потребителей. Меня поразили цифры, приведенные представителем МНС, согласно которым половина из проверенных субъектов работали вообще без регистрации в качестве ИП. Это говорит о том, какой большой процент виртуальных магазинов недобросовестно конкурируют — не платят налоги, не выполняют обязательств перед покупателями. И в результате ИП или юрлицо, которое старается работать легально, проигрывает в той же цене, потому что налоги в нее не заложены, отсутствуют гарантии. Для субъектов, работающих легально, важны четкие правила игры, обязательные для всех. И те правила, которые вводятся, та же система дистанционной оплаты, — это прогрессивный ход, хотя и требует определенных мер со стороны субъектов хозяйствования. Но он все-таки направлен на развитие интернет-торговли. Думаю, серьезные игроки на рынке не очень будут ограничены нововведениями.
Чего же не хватает национальному законодательству для того, чтобы устранить существующие сложности, и каких нововведений следует ожидать в ближайшее время, "Р" решила спросить у специалистов. В круглом столе, который прошел в редакции нашей газеты, приняли участие заместитель министра торговли Ирина Наркевич, и.о. генерального директора УП "Надежные программы" (портал TUT.BY) Людмила Чекина, начальник Главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Николай Потеев, руководитель Центра систем идентификации Виктор Дравица и директор расчетного центра пластиковых карт АСБ "Беларусбанк" Анатолий Боговик.
Проще некуда…
"Р": Интернет-магазины существуют в Беларуси около 15 лет, но долгие годы эта сфера торговли оставалась почти бесконтрольной. Чего сегодня реально не хватает национальному законодательству, чтобы решить проблему легализации интернет-торговли?
Ирина Наркевич: Да, действительно, в 2006 году постановление Совмина № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли с использованием сети Интернет" впервые закрепило в законодательстве такой термин, как "интернет-магазин". Тогда же было установлено, что доменное имя сайта должно быть указано в лицензии на розничную торговлю. В 2008 году Закон "О защите прав потребителей" дополнительно урегулировал эту сферу, появились требования предоставления информации о продавце и товаре. Закон в данном случае защищает права граждан. Но с учетом того, что интернет-магазины — это дистанционная форма торговли, для защиты прав потребителей потребовалась конкретизация ряда положений. В 2009 году было дополнительно определено, что интернет-торговля — это не что иное, как торговля по образцам. Следующий, 2010 год — это, можно сказать, совершенно новая веха на постсоветском пространстве, появляется Указ Президента № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет", который впервые обозначил, что регистрация интернет-магазинов в Торговом реестре обязательна для всех виртуальных торговых площадок без исключения. Ныне, когда отменена лицензия на розничную торговлю, никаких административных барьеров-то при выходе на этот рынок нет. Вообще, открыть в Интернете магазин очень простая и быстрая процедура. Подал данные — тебя за один день зарегистрировали. Аренда помещения не нужна, зарегистрироваться можно за один день, товар в собственность интернет-магазины не приобретают...
Николай Потеев: Либерализируется и налоговая сфера. Недавно для субъектов хозяйствования мы подготовили совместно с Минфином письмо, существенно упрощающее выписку накладных. Дело в том, что в наш адрес обратился ряд добросовестных субъектов: у них было увеличение затрат и усложнение администрирования по этому поводу. Допустим, крупному интернет-магазину в день нужно развезти 50—100 заказов — значит, на каждый адрес надо выписывать отдельную накладную. Мы пошли навстречу: сейчас определено, что достаточно выписывать одну накладную на определенный населенный пункт. Это позволяет сократить время, а также затратную часть.
Ирина Наркевич: Замечу: все послабления — это продуманные меры, направленные на обеспечение комфортной работы легально работающих интернет-магазинов. Мы постоянно смотрим, что происходит в Европе, учимся на их опыте, как совершенствовать интернет-торговлю. Там тоже немало проблем и с продажей "серых" товаров, и с хулиганскими действиями продавцов. Мы бы очень хотели, чтобы в ближайшем времени в Беларуси появилась Ассоциация интернет-магазинов или же специальная секция в ассоциации, которая занимается IТ-технологиями. Только с появлением добровольно работающих продавцов мы вправе надеяться на то, что недобросовестные участники рынка начнут отступление.
"Р": Простите, из ваших слов выходит, что следствием "откручивания гаек" стал вопрос защиты прав потребителей?
Ирина Наркевич: До сих пор так и не решена одна из главных проблем: мы так и не смогли урегулировать вопрос продаж "серого" товара. Предложений, как избежать этой проблемы, было немало, но все они показались нам излишне сложными. На одном из заседаний рабочей группы одна из IТ-компаний предлагала ввести тотальный электронный контроль движения и учета товаров в сфере интернет-торговли. Мы долго дискутировали, но поняли, что результатов не будет, учитывая, что в этом сегменте рынка в основном работают ИП, а появление дорогостоящего компонента повлияет на эффективность их деятельности. Прорабатывались более щадящие меры: ввести обязательное ограничение — если покупка стоит свыше какой-то определенной суммы, то она должна обязательно оплачиваться в безналичной форме. Но в итоге мы посчитали, что это ущемляет права граждан и подобные требования следует вводить поэтапно. Хотя, например, в Швеции не так давно был введет 100 %-ный запрет на перечисление денег за покупки, совершенные в интернете, наличным способом. То есть не одни мы, но и весь мир думает, как урегулировать эту сферу, как ограничить в виртуальном пространстве движение "серого" товара и защитить права потребителя.
"Р": И какие же меры защиты в таком случае можно будет считать действенными?
Ирина Наркевич: После 4 июля нынешнего года в Беларуси вступает в силу постановление Совета Министров № 291. С этой даты магазины обязаны будут предложить потребителю хотя бы один дистанционный способ перечисления денег. Наверное, сегодня ИП пойдут по пути наименьшего сопротивления и предложат своим покупателям сходить в сберкассу или на почту, рассчитывая, что клиенты не захотят платить за эквайринг банку. Допускаю, что такое может случиться. Но важен первый шаг: потребитель ведь в данном случае, по крайней мере, сможет выбирать. Как только клиенты начнут более активно выбирать дистанционные формы оплаты, магазины вынуждены будут более активно использовать такие инструменты, ведь в противном случае они не смогут конкурировать с другими магазинами.
Кроме того, впервые на постсоветском пространстве вводятся требования об обязательном размещении на главной странице торгового сайта исчерпывающей информации о продавце, образца торгового чека, координат регулирующего органа, в который может обратиться потребитель за защитой своих прав. Информация о товаре должна будет доводиться до покупателя через каталоги, проспекты, рекламу, буклеты, фотографии или иные информационные источники.
С оглядкой на Запад
"Р": Сейчас много говорится о зарубежном опыте в части регулирования работы интернет-магазинов. Что бы белорусы могли перенять у западных коллег?
Виктор Дравица: С 1 июля нынешнего года начинает функционировать вся наработанная на Евразийском экономическом пространстве таможенная база. То есть фактически с этого времени начнется регулирование этой сферы "правильными" способами, инструментами и на основании международных подходов. Когда в 2010 году эта работа начиналась, мы внимательно изучили, как эти вопросы регулируются на международном уровне, и прежде всего в странах ЕС. В Европе получили широкое распространение ассоциации интернет-магазинов, которые присваивают им евролейблы, облегчая тем самым выбор потребителям. Этот специальный знак гарантирует, что интернет-магазин соблюдает все нормы законодательства и обеспечивает безопасность покупки. Между тем системы рейтингов и отзывов, которые используют белорусские интернет-площадки, не всегда содержат достоверную информацию.
Кроме того, мы в нашем центре внимательно посмотрели, как происходит продвижение товаров в торговых сетях с точки зрения полного и подробного их представления, чтобы описания были понятны потребителю. В прошлом году в Беларуси для ведения процессов электронной торговли на основе международных стандартов была создана межведомственная распределенная информационная система "Банк данных электронных паспортов товаров". Теперь стало возможным получить необходимые сведения о товарах, включая подтверждение наличия документов об их безопасности и качестве. Мы можем, используя этот ресурс, работать по принципу одноразового ввода информации и многократного ее использования, нашей торговле не надо придумывать свою систему описания. Кроме того, мы проводим аттестацию нашего ресурса, чтобы быть представленными в международной сети, то есть продвигать продукцию на экспорт.
Анатолий Боговик: Абсолютно поддерживаю ситуацию с описанием товара. Сами интернет-магазины могут извлечь из этого большой плюс. Не так давно на территории Южной Америки и Юго-Восточной Азии проводилось большое социальное исследование. У населения спросили, что важно при приобретении товара в интернете? На первой позиции оказалось полное и подробное описание товара. Насколько я понимаю, сегодня работа ведется как раз в этой части.
Ирина Наркевич: Хочу акцентировать внимание: в настоящий момент существуют рекомендации Минторга касательно того, чтобы интернет-магазины переходили на описание товаров в соответствии с современными требованиями, потому что это интегрирование в систему. Обязательного компонента пока нет, но я полагаю, что крупные торговые площадки уже могут это делать.
Между тем в этой сфере у нас немало проблем. В Беларуси работают крупные площадки, которые концентрируют на своих серверах интернет-магазины. Для последних это очень удобно, потому что потребитель при поиске товара ориентируется именно на площадки, ищет через них. Но иногда эти площадки размещают не только рейтинги товаров, но и отзывы о работе продавцов. Когда мы в ходе проверок внедрились в эти отзывы, то обнаружили забавный парадокс: те магазины, на которые в Минторг сплошные жалобы приходят, имеют почему-то самый высокий рейтинг и только благоприятные отзывы. Как они формируются? Действительно ли человек приобретал товар в магазине? Скорее всего, многие из этих откликов написали про себя сами площадки. Хочу заметить: согласно нормам Указа № 60 Президента введена ответственность за достоверность той информации, которая размещается в интернете. Продавцы, которые строчат о себе лестные отзывы, просто пока не напуганы тем, что это в суде будет иметь определенные последствия, — пока не было прецедентов. Я, к примеру, анализировала опыт европейских сайтов. Там, если ты хочешь о гостинице плохое или хорошее написать, надо побывать в этой гостинице, представить анкетные данные, которые впоследствии могут быть перепроверены.
С банковским пластиком — в интернет
"Р": Готовы ли наши банки к тому, чтобы обеспечивать интернет-торговлю новым инструментарием?
Анатолий Боговик: На сегодняшний день система дистанционного банковского обслуживания — это не нечто новое. Мы уже достаточно давно говорим и об SMS-банкинге, и об интернет-банкинге, и о мобильном банкинге. А до этого предлагались другие сервисы, которые вынесены за пределы банковских, такие, как информационные киоски. Надо сказать, что население достаточно быстро привыкает к этому всему новому, потому что это удобно. Сегодня мир движется предельно быстро, и эти сервисы помогают идти в ногу со временем. Мы говорили, что в том же интернет-магазине должно быть несколько способов совершения платежей, на выбор магазина. На мой взгляд, абсолютно правильно. Точно так же, как у нас есть своя клиентская аудитория, которая ходит в инфокиоски, пользуется мобильным банкингом и по-прежнему ходит в отделение. Еще одну параллель можно провести с операторами сотовой связи. Если помните, они прошли путь эволюции в части платежей — сначала только через сберкассы, потом инфокиоски, SMS-банкинг и т.д. На сегодняшний день интернет-магазины могут организовывать те сервисы, которые, на их взгляд, помогут им качественно торговать.
Второй момент касается добросовестности самих магазинов. Возможность предоставления этих сервисов оплаты будет воспитывать магазины и выталкивать с рынка недобросовестные торговые площадки. И происходить это будет достаточно быстро. И я могу сказать, что какого-то административного давления в этой области абсолютно нет. То есть правила предельно мягкие. Хочешь работать — работай. Хочешь выигрывать — должен сам придумывать новые возможности.
Абсолютно полностью уверен в перспективности этого направления, потому что мы видим эту динамику. Например, обороты по коммунальным платежам, совершаемым по интернет- или мобильному банкингу, с начала года выросли на 35 %. Если смотреть интернет-магазины, а среди наших клиентов их около сотни, то динамика здесь тоже очевидна: ежемесячно их оборот увеличивается на 20 %.
"Р": Как вы думаете, после 4 июля какая форма безналичных расчетов будет в большем почете?
Анатолий Боговик: На мой взгляд, классический интернет-эквайринг. Люди привыкли использовать карточку в традиционной торговле, так что мне кажется, что эта привычка распространится и на интернет.
"Р": В последнее время много говорилось о том, что безналичные платежи при оплате за товары и услуги далеко не так распространены, как того хотелось бы…
Ирина Наркевич: В случае с интернет-торговлей при расчете карточкой есть такой важный момент, как предоплата. Люди почему-то ее боятся. Они выбирают расчет наличными: привезли товар — посмотрел — отдал деньги. При этом человек иногда отдает курьеру очень большие деньги без каких-либо сопроводительных документов, без гарантии, без сервисного обслуживания. Наверное, людям нужно понять, что предоплата в данном случае не страшна, потому что при ее осуществлении остается ее электронный "след" в каком-то банке, эти деньги не растворились, не исчезли бесследно, и в случае возникновения проблем их можно отследить и вернуть.
Николай Потеев: Потребителю вообще стоит задуматься: если продавец не может предоставить ему возможность безналичного расчета, то что это вообще за продавец? Скорее всего, он работает нелегально. И если покупатели будут меньше обращаться к таким торговцам, то и теневой оборот в стране будет снижаться. В первом квартале нынешнего года нами было проведено 318 проверок. Практически во всех случаях установлены нарушения законодательства. Основное большинство из них — это незарегистрированная предпринимательская деятельность, порядка 160 нарушений. Еще 60 — это реализация товара без сопроводительных документов. Только за первый квартал из "теневого" оборота МНС было изъято более 4 млрд. Поэтому рост числа безналичных расчетов должен в какой-то степени положительно влиять на эту динамику.
Ирина Наркевич: Мы также провели большой мониторинг интернет-торговли, за месяц проверили 105 магазинов. В итоге в 65 из них, а это 62 %, были выявлены нарушения. К примеру, УНН сейчас практически все указывают, уже привыкли, а вот юридический адрес своей организации не указали 32 магазина. А ведь это важная информация! Гарантийный срок на товар — 34 нарушения. Согласно нормам белорусского законодательства гарантийный срок составляет 3 года, а у нас интернет-магазины в данном вопросе решают кто во что горазд — месяц, два. Сведения об изготовителе или импортере — выявлено 50 нарушений. Сведения о госрегистрации "забыли" указать 29 магазинов, время своей работы — 22 магазина, реальные цены и условия оплаты — 23 магазина. Об этом можно поговорить отдельно. Развивая интернет-торговлю, важно обеспечить наличие товара в течение рабочего времени. Зачастую звонишь в магазин и выясняешь, что товара, который заявлен на сайте, попросту нет.
Из 65 магазинов, в которых мы нашли нарушения, не зарегистрированы в Торговом реестре 17. То есть это те, кто работает нелегально. С 4 июля мы сможем применить к ним меры административного воздействия. Кстати, сегодня в реестре зарегистрировано 3955 виртуальных магазинов, но очевидно, что их гораздо больше. Я полагаю, что вскоре эта цифра увеличится, возможно, даже вдвое.
Немало у нас претензий и в отношении установленных цен. В соответствии с Гражданским кодексом они могут указываться в условных единицах, но почему в стационарных магазинах этого нет? Нередки случаи, когда продавцы вообще забывают указывать цены в национальной валюте, при этом курс доллара устанавливают не по Нацбанку, а свой и в итоге вводят потребителя в заблуждение. Мы в Минторге, кстати, всерьез рассматриваем инициативу запретить интернет-магазинам указывать цены не в белорусских рублях. Эта мера также будет дисциплинировать виртуальную торговлю.
Послабления для добросовестных
Людмила Чекина: Около месяца назад в Министерстве торговли прошло совещание, на котором присутствовали представители всех крупнейших площадок, на которых размещены интернет-магазины. В ходе этой встречи Минторг озвучил ряд предложений в наш адрес, и мы пошли навстречу регулятору. Теперь наши партнеры, которые развивают этот бизнес на типовом ПО, сталкиваются с необходимостью обязательно заполнить поля, которые предусматривают размещение на главной странице интернет-магазина всей той информации, которая требуется правилами розничной торговли по образцам, Законом "О торговле", Законом "О защите прав потребителей". Это обязательная норма. Что касается тех площадок, которые к нам приходят со своим ПО, то с ними немножко сложнее. Мы сделали изменения в наши договоры, мы ввели обязательное требование по указанию этой информации и вообще требования о выполнении законодательства в части регистрации в Торговом реестре, указания обязательной информации и т.д. И возможность расторжения договора в случае, если эти требования не выполняются. Конечно, сейчас остро стоит вопрос контроля. Для площадки это дополнительная нагрузка, но для магазина гораздо лучше, что их проконтролирует виртуальный арендодатель, нежели придет налоговый инспектор. Внутренний аудит, не предусматривающий никаких карательных мер, кроме расторжения договора. Конечно, многие площадки боятся, что от них уйдут их клиенты, перейдут на те площадки, которые предъявляют менее жесткие требования.
Ирина Наркевич: Я полагаю, что в рамках государственно-частного партнерства возможно будет заключить специальные договоры с крупными площадками, вызывающими доверие регулятора, и полностью освободить работающие на них интернет-магазины от контроля. Мы готовы наложить мораторий на любые проверки при условии добросовестной работы таких компаний. Пойдем с проверками, только если будут жалобы граждан. Нам с этой позиции проще наблюдать, куда будет отток, и ходить проверять те площадки. Кто хочет нормально работать, пусть развиваются, но должны взять на себя ответственность.
Людмила Чекина: Разумеется, это было бы очень интересно. Я думаю, многие площадки и крупные интернет-магазины, которые работают легально, заинтересованы в соблюдении порядка. Тем более что требования, предъявляемые регулятором, не чрезмерные, вполне либеральные, понятные, направленные на защиту прав потребителей. Меня поразили цифры, приведенные представителем МНС, согласно которым половина из проверенных субъектов работали вообще без регистрации в качестве ИП. Это говорит о том, какой большой процент виртуальных магазинов недобросовестно конкурируют — не платят налоги, не выполняют обязательств перед покупателями. И в результате ИП или юрлицо, которое старается работать легально, проигрывает в той же цене, потому что налоги в нее не заложены, отсутствуют гарантии. Для субъектов, работающих легально, важны четкие правила игры, обязательные для всех. И те правила, которые вводятся, та же система дистанционной оплаты, — это прогрессивный ход, хотя и требует определенных мер со стороны субъектов хозяйствования. Но он все-таки направлен на развитие интернет-торговли. Думаю, серьезные игроки на рынке не очень будут ограничены нововведениями.
Кстати
В Торговом реестре на сегодняшний день зарегистрировано 3955 интернет-магазина, хотя, по оценкам специалистов, в реальности в Байнете их может функционировать в два раза больше. Более того, немало белорусских виртуальных магазинов все еще игнорируют требования об обязательном размещении в зоне "BY" и предлагают клиентам товары с площадок, размещенных на зарубежных серверах. По данным Министерства торговли, по итогам кризисного 2011 года официальные обороты виртуальной торговли в нашей стране достигли Br 800 млрд, что составляет меньше 1 % товарооборота республики.
Между тем представители интернет-сообщества уверены, что реально количество "сетевых" торговцев гораздо меньше заявленных цифр. Дело в том, что нередки случаи, когда один предприниматель открывает в интернете сразу несколько торговых площадок.