Левин: "Ради создания крупного игрока в ЕЭП государство может уступить контрольный пакет акций"
22.05.2012 19:51
—
Новости Экономики
Левин: "Ради создания крупного игрока в ЕЭП государство может уступить контрольный пакет акций"
Бизнесмен Сергей Левин через фонд прямых инвестиций "Сябар Капитал" предложил правительству Беларуси создать крупный продуктовый холдинг на базе госпредприятий в минском микрорайоне "Дражня". По задумке бизнесмена, на первом этапе в него должны войти кондитерский "Слодыч", пивзавод "Крынiца", Минский завод игристых вин, недвижимое имущество Минского мясокомбината. В дальнейшем планируется расширение кластера за счет других минских и региональных предприятий.
Стоит напомнить, что инициатива создания такого кластера была озвучена Сергеем Левиным во время посещения Александром Лукашенко фабрики "Сонца". Комитету госконтроля и правительству поручено изучить данное предложение. На минувшей неделе этот проект обсуждали в КГК. Вскоре после этого Сергей Левин раскрыл некоторые подробности проекта в беседе с корреcпондентом TUT.BY.
- Как возникла идея создания многофункционального комплекса?
- Идея состоит в том, чтобы создать крупнейшего национального игрока в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Ведь сегодня на этих предприятиях дела обстоят где-то лучше, где-то хуже. Но на многих из них возможности для роста уже исчерпаны. Чтобы противостоять крупным иностранным компаниям, требуется создание подобных объединений предприятий у себя в стране. В таком узком сегменте, как, например, пиво или шоколад, в Беларуси сложно создать глобального игрока. Однако если мы объединим несколько активов, то может получиться действительно крупный холдинг в секторе товаров народного потребления.
Мы решили начать проект с создания производственного кластера в минском микрорайоне "Дражня", где фактически за одним забором находятся достаточно много предприятий из сектора FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса). Благодаря тому, что этот кластер будет развиваться по единому плану, мы сможем решить ряд таких инфраструктурных вопросов, как энергетика, экология, система безопасности, логистика и так далее. За счет сокращения расходов в этих направлениях мы сможем создать конкурентоспособный продукт в ЕЭП. А разработав единую активную маркетинговую стратегию и систему дистрибуции, сможем существенно увеличить объемы сбыта. Добиться большей синергии можно, если у этих предприятий будет один стратегический инвестор, в роли которого мы и предлагаем себя.
- Предлагаю более подробно остановиться на каждом из предприятий, к которому вы проявляете интерес.
- Я не хотел бы пока говорить конкретно обо всех предприятиях, чтобы не подогревать по отношению к ним ненужный ажиотаж и прочие кривотолки. К тому же проект еще только обсуждается. Могу лишь более подробно рассказать об одном из предприятий, которые сегодня на слуху благодаря так называемому народному IPO - это Минский завод игристых вин (МЗИВ).
У завода есть существенный минус - отсутствие собственных виноградников, однако есть неоспоримый плюс - по технологическому уровню минскому предприятию нет равных в СНГ, хотя на постсоветском пространстве подобных заводов десятки. Что касается производства, то МЗИВ фактически монополизировал белорусский рынок игристых вин (умышленно не говорю шампанского, чтобы быть корректным с точки зрения технологий). Однако, если говорить откровенно, это сезонный продукт, с ярко выраженным пиком продаж на Новый год. Вместе с тем государство неоднократно предпринимало попытки наладить производство "тихих" вин, но все оказалось тщетно. Хотя за последние 5-10 лет в Беларуси появилось довольно много успешных производителей вина. Поэтому наша бизнес-идея как стратегического инвестора заключается в том, чтобы разнообразить ассортимент выпускаемой продукции и наладить активную маркетинговую политику.
- Следите ли вы за тем, как проходит IPO минского завода?
- Да, активно следим за этим процессом. Хотелось, чтобы во время IPO появились владельцы акций, которые на собрании акционеров будут нам как стратегическому инвестору помогать, а не мешать.
Мне нравится, как государство проводит рекламную и финансовую презентацию завода, однако не совсем понятно, почему много говорится о прошлом, об истории завода и очень мало - о будущем.
- Какой объем инвестиций и на какие цели намерены привлечь для реализации проекта в "Дражне"?
- За 10 лет планируется привлечь около 200 млн долларов. Пока это довольно приблизительная цифра. Многое зависит от того, сколькими заводами мы будем управлять. Конкретика появится после того, как проект будет утвержден. Инвестиции будут направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и их модернизацию.
- Из каких стран вы намерены привлечь инвесторов?
- Стратегическим инвестором значится фонд частных прямых инвестиций (private equity) "Сябар Капитал". По мере реализации проекта он будет пополняться инвестициями от частных лиц из Европы и США. Если проект начнется реализовываться, то их имена будут обнародованы, мы не будем делать из этого большой тайны. У нас стоит задача преобразовать государственные предприятия в классическую публичную компанию, понятную всем потребителям и акционерам.
Могу лишь сказать, что у потенциальных инвесторов уже есть опыт инвестирования в страны Восточной Европы и СНГ. Они уже хорошо знают этот регион, в том числе все его политические и макроэкономические риски.
- Прошла информация, что руководство данным кластером планируется поручить управляющей компании, уставной фонд которой будет сформирован в виде стоимости активов предприятий (доля государства) и соответствующего денежного вклада инвестора. Правильно ли я понял, что инвесторы готовы уступить контрольный пакет акций государству?
- Какое-то время государство, не исключаю этого, будет оставаться старшим партнером. Но мы будем инвестировать значительные суммы, поэтому государство постепенно будет терять контроль над предприятиями при выполнении нами определенных условий. Этот процесс будет протекать в несколько этапов. Могу лишь заверить, что он будет абсолютно прозрачный для общественности. В итоге мы должны выйти на единую акцию для всех предприятий.
Я уже давно высказываю точку зрению, что сектор товаров повседневного спроса - это не та область экономики, где государство должно быть собственником предприятий, держать все под своим контролем. Оно здесь должно быть скорее регулятором. Поэтому в рассматриваем проекте, мне кажется, главная цель государства - создание крупного национального игрока в регионе ЕЭП, а поэтому контроль над заводами можно и потерять. Менеджмент и инвесторы будут чувствовать себя комфортнее, если им будет принадлежать контрольный пакет акций.
- Несмотря на то, что предприятия, к приватизации которых вы проявляете интерес, являются государственными, есть инвесторы, которые утверждают, что сделали немало для их развития. Поэтому они выступают против прихода новых инвесторов. Например, Марат Новиков в таком ключе говорит о "Слодыче".
- Эти люди почему-то полагают, что появление конкурента в их секторе недопустимо. И даже одно только намерение инвестировать в этот сектор вызывает у них раздражение. Но всем известно, что двигателем торговли, прогресса является конкуренция. Поэтому мы всегда ратуем за честную и открытую конкуренцию. Всегда склонны к диалогу с собственниками предприятий. В данном случае собственником является государство. Поэтому мы сделали правительству Беларуси соответствующее предложение о создании многопрофильной компании.
- Вы однажды вынашивали идею создания льняного холдинга, но не нашли поддержки в органах госуправления. На сей раз перспективы вам видятся более радужными? Пригодился ли тот неудачный опыт при реализации этого проекта?
- Да, действительно у нас были и удачные проекты, и такие, где мы не смогли договориться с властями о структуре сделки. Но и тот, и этот проект значимы. Они претендуют на звание "голубой фишки" белорусской экономики.
Может быть, в лен мы приходили новичками, нам было не очень много доверия. В секторе FMCG - мы, можно сказать, титулованные и проверенные временем. Как-никак я уже построил три завода в Беларуси (пивзавод "Сябар", производcтво соков "Старая крепость" и фабрика бытовой химии "Сонца". - TUT.BY).
В льняном проекте было много вопросов, которые сложно решить юридически - это выделение земель, субсидий, передача активов и так далее. Сегодня законодательство сделало шаг вперед. Поэтому в данном случае общая структура сделки выработана. У нас есть хорошие шансы достигнуть компромиссного решения по ряду вопросов. Даже это касается оценки активов, что было прежде одним из камней преткновения. Сейчас есть ощущение, что и власти, и мы говорим о примерно одинаковом порядке цифр. Поэтому сегодня ход переговоров дает надежду для сдержанного оптимизма.
Стоит напомнить, что инициатива создания такого кластера была озвучена Сергеем Левиным во время посещения Александром Лукашенко фабрики "Сонца". Комитету госконтроля и правительству поручено изучить данное предложение. На минувшей неделе этот проект обсуждали в КГК. Вскоре после этого Сергей Левин раскрыл некоторые подробности проекта в беседе с корреcпондентом TUT.BY.
Фото: alteredu.by |
- Как возникла идея создания многофункционального комплекса?
- Идея состоит в том, чтобы создать крупнейшего национального игрока в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Ведь сегодня на этих предприятиях дела обстоят где-то лучше, где-то хуже. Но на многих из них возможности для роста уже исчерпаны. Чтобы противостоять крупным иностранным компаниям, требуется создание подобных объединений предприятий у себя в стране. В таком узком сегменте, как, например, пиво или шоколад, в Беларуси сложно создать глобального игрока. Однако если мы объединим несколько активов, то может получиться действительно крупный холдинг в секторе товаров народного потребления.
Мы решили начать проект с создания производственного кластера в минском микрорайоне "Дражня", где фактически за одним забором находятся достаточно много предприятий из сектора FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса). Благодаря тому, что этот кластер будет развиваться по единому плану, мы сможем решить ряд таких инфраструктурных вопросов, как энергетика, экология, система безопасности, логистика и так далее. За счет сокращения расходов в этих направлениях мы сможем создать конкурентоспособный продукт в ЕЭП. А разработав единую активную маркетинговую стратегию и систему дистрибуции, сможем существенно увеличить объемы сбыта. Добиться большей синергии можно, если у этих предприятий будет один стратегический инвестор, в роли которого мы и предлагаем себя.
- Предлагаю более подробно остановиться на каждом из предприятий, к которому вы проявляете интерес.
- Я не хотел бы пока говорить конкретно обо всех предприятиях, чтобы не подогревать по отношению к ним ненужный ажиотаж и прочие кривотолки. К тому же проект еще только обсуждается. Могу лишь более подробно рассказать об одном из предприятий, которые сегодня на слуху благодаря так называемому народному IPO - это Минский завод игристых вин (МЗИВ).
У завода есть существенный минус - отсутствие собственных виноградников, однако есть неоспоримый плюс - по технологическому уровню минскому предприятию нет равных в СНГ, хотя на постсоветском пространстве подобных заводов десятки. Что касается производства, то МЗИВ фактически монополизировал белорусский рынок игристых вин (умышленно не говорю шампанского, чтобы быть корректным с точки зрения технологий). Однако, если говорить откровенно, это сезонный продукт, с ярко выраженным пиком продаж на Новый год. Вместе с тем государство неоднократно предпринимало попытки наладить производство "тихих" вин, но все оказалось тщетно. Хотя за последние 5-10 лет в Беларуси появилось довольно много успешных производителей вина. Поэтому наша бизнес-идея как стратегического инвестора заключается в том, чтобы разнообразить ассортимент выпускаемой продукции и наладить активную маркетинговую политику.
- Следите ли вы за тем, как проходит IPO минского завода?
- Да, активно следим за этим процессом. Хотелось, чтобы во время IPO появились владельцы акций, которые на собрании акционеров будут нам как стратегическому инвестору помогать, а не мешать.
Мне нравится, как государство проводит рекламную и финансовую презентацию завода, однако не совсем понятно, почему много говорится о прошлом, об истории завода и очень мало - о будущем.
- Какой объем инвестиций и на какие цели намерены привлечь для реализации проекта в "Дражне"?
- За 10 лет планируется привлечь около 200 млн долларов. Пока это довольно приблизительная цифра. Многое зависит от того, сколькими заводами мы будем управлять. Конкретика появится после того, как проект будет утвержден. Инвестиции будут направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и их модернизацию.
- Из каких стран вы намерены привлечь инвесторов?
- Стратегическим инвестором значится фонд частных прямых инвестиций (private equity) "Сябар Капитал". По мере реализации проекта он будет пополняться инвестициями от частных лиц из Европы и США. Если проект начнется реализовываться, то их имена будут обнародованы, мы не будем делать из этого большой тайны. У нас стоит задача преобразовать государственные предприятия в классическую публичную компанию, понятную всем потребителям и акционерам.
Могу лишь сказать, что у потенциальных инвесторов уже есть опыт инвестирования в страны Восточной Европы и СНГ. Они уже хорошо знают этот регион, в том числе все его политические и макроэкономические риски.
- Прошла информация, что руководство данным кластером планируется поручить управляющей компании, уставной фонд которой будет сформирован в виде стоимости активов предприятий (доля государства) и соответствующего денежного вклада инвестора. Правильно ли я понял, что инвесторы готовы уступить контрольный пакет акций государству?
- Какое-то время государство, не исключаю этого, будет оставаться старшим партнером. Но мы будем инвестировать значительные суммы, поэтому государство постепенно будет терять контроль над предприятиями при выполнении нами определенных условий. Этот процесс будет протекать в несколько этапов. Могу лишь заверить, что он будет абсолютно прозрачный для общественности. В итоге мы должны выйти на единую акцию для всех предприятий.
Я уже давно высказываю точку зрению, что сектор товаров повседневного спроса - это не та область экономики, где государство должно быть собственником предприятий, держать все под своим контролем. Оно здесь должно быть скорее регулятором. Поэтому в рассматриваем проекте, мне кажется, главная цель государства - создание крупного национального игрока в регионе ЕЭП, а поэтому контроль над заводами можно и потерять. Менеджмент и инвесторы будут чувствовать себя комфортнее, если им будет принадлежать контрольный пакет акций.
- Несмотря на то, что предприятия, к приватизации которых вы проявляете интерес, являются государственными, есть инвесторы, которые утверждают, что сделали немало для их развития. Поэтому они выступают против прихода новых инвесторов. Например, Марат Новиков в таком ключе говорит о "Слодыче".
- Эти люди почему-то полагают, что появление конкурента в их секторе недопустимо. И даже одно только намерение инвестировать в этот сектор вызывает у них раздражение. Но всем известно, что двигателем торговли, прогресса является конкуренция. Поэтому мы всегда ратуем за честную и открытую конкуренцию. Всегда склонны к диалогу с собственниками предприятий. В данном случае собственником является государство. Поэтому мы сделали правительству Беларуси соответствующее предложение о создании многопрофильной компании.
- Вы однажды вынашивали идею создания льняного холдинга, но не нашли поддержки в органах госуправления. На сей раз перспективы вам видятся более радужными? Пригодился ли тот неудачный опыт при реализации этого проекта?
- Да, действительно у нас были и удачные проекты, и такие, где мы не смогли договориться с властями о структуре сделки. Но и тот, и этот проект значимы. Они претендуют на звание "голубой фишки" белорусской экономики.
Может быть, в лен мы приходили новичками, нам было не очень много доверия. В секторе FMCG - мы, можно сказать, титулованные и проверенные временем. Как-никак я уже построил три завода в Беларуси (пивзавод "Сябар", производcтво соков "Старая крепость" и фабрика бытовой химии "Сонца". - TUT.BY).
В льняном проекте было много вопросов, которые сложно решить юридически - это выделение земель, субсидий, передача активов и так далее. Сегодня законодательство сделало шаг вперед. Поэтому в данном случае общая структура сделки выработана. У нас есть хорошие шансы достигнуть компромиссного решения по ряду вопросов. Даже это касается оценки активов, что было прежде одним из камней преткновения. Сейчас есть ощущение, что и власти, и мы говорим о примерно одинаковом порядке цифр. Поэтому сегодня ход переговоров дает надежду для сдержанного оптимизма.