Белорусский госсектор: сократить нельзя оставить
15.05.2012 11:02
—
Новости Экономики
Белорусский госсектор: сократить нельзя оставить
Беларусь сегодня декларирует, что практически каждое государственное предприятие может быть продано. Однако существуют большие сомнения, что власти пойдут на какую-то масштабную приватизацию — существующая экономическая модель, как показывают финансовые показатели, всецело зависит от работы госсектора. Интернет-газете Naviny.by удалось узнать, какую роль в белорусской экономике играют сегодня госпредприятия. Их приватизация потребовала бы коренного пересмотра экономической модели, сложившейся в стране.
Экономика с государственным лицом
Чтобы оценить влияние госсектора на белорусскую экономику, достаточно взглянуть на то, кто контролирует в стране основные объемы промышленного производства.
В денежном выражении, напомним, объём промышленного производства составил в 2011 году почти 337 трлн рублей. В том числе, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, на долю госсектора в прошлом году пришлось более 70% промышленного производства. Почти 4000 государственных предприятий (и организаций с долей госсобственности), учитываемых официальной статистикой, произвели в прошлом году продукции на 242,5 трлн рублей.
Показательно, что наибольший объём продукции произвели госпредприятия Гомельской и Витебской областей (соответственно, на 61,4 трлн и 50,9 трлн рублей), что закономерно — в названных областях располагаются нефтеперерабатывающие заводы. Кстати, доля концерна "Белнефтехим", которому подведомственны белорусские НПЗ, в общем объеме промпроизводства составила в 2011 году 29,8%.
Еще одна важная отличительная особенность белорусского госсектора — высокая занятость. В стенах госпредприятий, а также в организациях с госдолей трудилось в 2011 году порядка 1,75 млн человек. Это более половины (50,8%) от списочной численности работников всех (за исключением субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) белорусских организаций.
Что касается вклада госсектора в показатели внешней торговли (экспорта), то здесь важно учитывать одно обстоятельство. Основные экспортные потоки Беларуси идут через организации, которые формально являются частными ("Белорусская калийная компания", "Белорусская нефтяная компания"). Отсюда, к слову, вот такой парадокс: экспортерами белорусских нефтепродуктов являются… субъекты малого предпринимательства. В 2011 году эти самые субъекты направили на экспорт 13,27 млн тонн нефтепродуктов (всего было экспортировано в прошлом году 15,6 млн тонн нефтепродуктов).
А вот взгляд на прибыль госпредприятий возвращает нас к реальному понимаю того, какую роль госсектор занимает в нашей стране. В 2011 году белорусские предприятия получили прибыль в размере 40,7 трлн рублей, в том числе государственные (и с долей госсобственности) заработали 26,2 трлн рублей. То есть почти две трети полученной прибыли сконцентрировано в госсекторе.
Госсектор Беларуси: как он работает
Однако приведенные данные вовсе не означают, что все государственные предприятия способны генерировать прибыль.
Эксперты Всемирного банка, проанализировавшие положение дел в реальном секторе экономики Беларуси, пришли к выводу, что государственные производственные объединения позволяют маскировать убыточность одних предприятий за счет прибыли других.
"Вертикальная интеграция позволяет маскировать неэффективность внутри госпредприятий, так как прибыльные компании занимаются перекрестным субсидированием убыточных", — говорится в исследовательской работе экспертов Всемирного банка, посвященной положению государственных и частных предприятий в машиностроительной отрасли Беларуси.
В своей работе, которая весной этого года была опубликована на сайте Всемирного банка, эксперты подробно расписывают схему, которая позволяет неэффективным белорусским госпредприятиям жить за счет других.
"Согласно нормативным актам, товары и услуги, поставляемые одним предприятием вертикально интегрированной структуры другой, зависят от жесткой структуры издержек, а не от уровня цен на рынке. Таким образом, предприятия с высоким уровнем излишней занятости имеют возможность передавать издержки от излишней занятости и другие последствия неэффективной работы вверх по вертикально интегрированной цепочке", — говорится в исследовательской работе экспертов Всемирного банка.
Проанализировав деятельность машиностроительных предприятий, эксперты пришли к выводу, что частные и государственные предприятия в условиях Беларуси ведут себя по-разному.
Когда падение спроса приводит к падению продаж и прибыли, говорится в исследовании, частные предприятия снижают занятость и объемы производства, повышая тем самым производительность. "В то же время госпредприятия не снижают количество занятых, и, таким образом, когда снижается их прибыль, снижается и производительность", — отмечают в своем исследовании эксперты Всемирного банка.
По информации Naviny.by, к настоящему времени Всемирный банк подготовил новый страновой экономический меморандум, в котором как раз и рассматривается эффективность частных и государственных предприятий Беларуси. По имеющейся информации, эксперты банка, проанализировав состояние реального сектора экономики Беларуси, пришли к выводу, что нашей стране следует пойти на трансформацию госсектора.
Речь идет о привлечении стратегических инвесторов, приватизации госпредприятия, отделение непрофильной деятельности от госпредприятий, ликвидации системы доведения до предприятий количественных целевых показателей.
Следует отметить, что с аналогичными инициативами экономические власти уже не так давно выступали. Осенью 2011 года, как ранее информировала интернет-газета Naviny.by, госорганы, отвечающие за экономический блок вопросов, предлагали сократить госсектор на треть путем его постепенной приватизации. Предлагалось также отменить практику доведения директивных показателей до госпредприятий.
Однако инициативы экономических властей так и не были поддержаны на самом верху. Законопроект об индикативном планировании, который разработали экономические власти, пока так и не был принят белорусским парламентом. Осеннее предложение госорганов приватизировать 2,6 тыс. госпредприятий, озвученное на заседании правительства 8 ноября, также было проигнорировано.
В общем, не торопится Беларусь сокращать госсектор. Более того — противится этому.
Экономика с государственным лицом
Чтобы оценить влияние госсектора на белорусскую экономику, достаточно взглянуть на то, кто контролирует в стране основные объемы промышленного производства.
В денежном выражении, напомним, объём промышленного производства составил в 2011 году почти 337 трлн рублей. В том числе, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, на долю госсектора в прошлом году пришлось более 70% промышленного производства. Почти 4000 государственных предприятий (и организаций с долей госсобственности), учитываемых официальной статистикой, произвели в прошлом году продукции на 242,5 трлн рублей.
Показательно, что наибольший объём продукции произвели госпредприятия Гомельской и Витебской областей (соответственно, на 61,4 трлн и 50,9 трлн рублей), что закономерно — в названных областях располагаются нефтеперерабатывающие заводы. Кстати, доля концерна "Белнефтехим", которому подведомственны белорусские НПЗ, в общем объеме промпроизводства составила в 2011 году 29,8%.
Еще одна важная отличительная особенность белорусского госсектора — высокая занятость. В стенах госпредприятий, а также в организациях с госдолей трудилось в 2011 году порядка 1,75 млн человек. Это более половины (50,8%) от списочной численности работников всех (за исключением субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) белорусских организаций.
Что касается вклада госсектора в показатели внешней торговли (экспорта), то здесь важно учитывать одно обстоятельство. Основные экспортные потоки Беларуси идут через организации, которые формально являются частными ("Белорусская калийная компания", "Белорусская нефтяная компания"). Отсюда, к слову, вот такой парадокс: экспортерами белорусских нефтепродуктов являются… субъекты малого предпринимательства. В 2011 году эти самые субъекты направили на экспорт 13,27 млн тонн нефтепродуктов (всего было экспортировано в прошлом году 15,6 млн тонн нефтепродуктов).
А вот взгляд на прибыль госпредприятий возвращает нас к реальному понимаю того, какую роль госсектор занимает в нашей стране. В 2011 году белорусские предприятия получили прибыль в размере 40,7 трлн рублей, в том числе государственные (и с долей госсобственности) заработали 26,2 трлн рублей. То есть почти две трети полученной прибыли сконцентрировано в госсекторе.
Госсектор Беларуси: как он работает
Однако приведенные данные вовсе не означают, что все государственные предприятия способны генерировать прибыль.
Эксперты Всемирного банка, проанализировавшие положение дел в реальном секторе экономики Беларуси, пришли к выводу, что государственные производственные объединения позволяют маскировать убыточность одних предприятий за счет прибыли других.
"Вертикальная интеграция позволяет маскировать неэффективность внутри госпредприятий, так как прибыльные компании занимаются перекрестным субсидированием убыточных", — говорится в исследовательской работе экспертов Всемирного банка, посвященной положению государственных и частных предприятий в машиностроительной отрасли Беларуси.
В своей работе, которая весной этого года была опубликована на сайте Всемирного банка, эксперты подробно расписывают схему, которая позволяет неэффективным белорусским госпредприятиям жить за счет других.
"Согласно нормативным актам, товары и услуги, поставляемые одним предприятием вертикально интегрированной структуры другой, зависят от жесткой структуры издержек, а не от уровня цен на рынке. Таким образом, предприятия с высоким уровнем излишней занятости имеют возможность передавать издержки от излишней занятости и другие последствия неэффективной работы вверх по вертикально интегрированной цепочке", — говорится в исследовательской работе экспертов Всемирного банка.
Проанализировав деятельность машиностроительных предприятий, эксперты пришли к выводу, что частные и государственные предприятия в условиях Беларуси ведут себя по-разному.
Когда падение спроса приводит к падению продаж и прибыли, говорится в исследовании, частные предприятия снижают занятость и объемы производства, повышая тем самым производительность. "В то же время госпредприятия не снижают количество занятых, и, таким образом, когда снижается их прибыль, снижается и производительность", — отмечают в своем исследовании эксперты Всемирного банка.
По информации Naviny.by, к настоящему времени Всемирный банк подготовил новый страновой экономический меморандум, в котором как раз и рассматривается эффективность частных и государственных предприятий Беларуси. По имеющейся информации, эксперты банка, проанализировав состояние реального сектора экономики Беларуси, пришли к выводу, что нашей стране следует пойти на трансформацию госсектора.
Речь идет о привлечении стратегических инвесторов, приватизации госпредприятия, отделение непрофильной деятельности от госпредприятий, ликвидации системы доведения до предприятий количественных целевых показателей.
Следует отметить, что с аналогичными инициативами экономические власти уже не так давно выступали. Осенью 2011 года, как ранее информировала интернет-газета Naviny.by, госорганы, отвечающие за экономический блок вопросов, предлагали сократить госсектор на треть путем его постепенной приватизации. Предлагалось также отменить практику доведения директивных показателей до госпредприятий.
Однако инициативы экономических властей так и не были поддержаны на самом верху. Законопроект об индикативном планировании, который разработали экономические власти, пока так и не был принят белорусским парламентом. Осеннее предложение госорганов приватизировать 2,6 тыс. госпредприятий, озвученное на заседании правительства 8 ноября, также было проигнорировано.
В общем, не торопится Беларусь сокращать госсектор. Более того — противится этому.