Реальный сектор. Куда пошлют?
22.04.2012 09:11
—
Новости Экономики
Реальный сектор. Куда пошлют?
Партнер рубрики |
Наш президент отложил оглашение своего ежегодного послания Национальному Собранию и белорусскому народу. Не готово. Сложно сказать, что там потребовалось переделать, поскольку сложно сказать, что власть может сегодня сказать обществу. Кризис вновь набирает обороты, цены растут, миграция бушует, правительство так из ступора и не вышло. Нет ощущения, что власть знает, что нужно делать в этой ситуации. Похоже, все во власти ждут, что ситуация сама по себе выйдет на что-то определенное, и с этого момента можно будет что-то начать планировать. А пока – просто перебиваются со дня на день.
А чего можно ждать?
Да, в экономике достигнута хрупкая стабилизация. Даже Standard & Poor's улучшило наш прогноз по рейтингу до "стабильного".
К сожалению, с позицией авторитетного агентства не могу согласиться. Наша стабилизация идет на таком низком уровне, что через самое непродолжительное время не может не сорваться. Поскольку та стабилизация, что достигнута, не только не позволяет экономике республики развиваться, но даже не обеспечивает постепенный выход из кризиса. А стабилизация на нынешнем кризисном уровне обществом принята быть не может.
Курс доллара. Как представляется, осенняя девальвация проходила под давлением спекуляций и подогреваемых завышенных девальвационных ожиданий. Состоянию экономики страны такой курс не соответствовал, и был установлен с определенным "запасом". Именно это и объясняет относительную стабильность курса уже полгода. Но этот "запас" стремительно съедается ростом цен и зарплат.
Зарплаты стали основной жертвой проведенных девальваций. Именно за счет массового сокращения зарплат (в валютном исчислении) правительству удалось сбалансировать на какое-то время экономику страны. Как за счет собственно сокращения зарплат, так и за счет сокращения спроса на импортные товары потребления. Однако реакцией населения стал всплеск трудовой миграции, уже представляющий реальную угрозу для экономики. Открытая граница с Россией буквально заставляет изыскать любые возможности для повышения зарплат. Что, в свою очередь, снижает эффект от девальвации.
Ставки по кредитам. Под давлением кредиторов выведены, по сути, на запретительный уровень. Нормально, если ставка по кредитам для предприятий чуть ниже среднего сложившегося уровня рентабельности. Нормально, если ставка для населения чуть выше уровня инфляции. Но у нас и средний уровень рентабельности в промышленности запредельно низок, и предстоящий уровень инфляции непредсказуем. Поскольку продиктованная кредиторами неэмиссионная политика не обеспечивает без дополнительных кредитов потребности экономики, а эмиссия и дополнительные кредиты могут оказаться несовместимы. В результате и ставка рефинансирования, и ставки по кредитам и депозитам устанавливаются без всякой связи с потребностями экономики, внося в нее еще большие дисбалансы.
Состояние производства иначе как состоянием деградации назвать нельзя. Эффект от девальвации практически исчерпан. Оборотные средства вымыты. Источников для финансирования абсолютно необходимого повышения зарплат у предприятий нет. А дефицит кадров, в связи с миграцией, по ряду позиций уже стал угрожающим. Неизбежный в этих условиях рост цен производителей серьезно обостряет проблему конкурентоспособности продукции. А по товарам потребления, включая сельхозпродукцию, вызывает потребность в дополнительном повышении зарплат.
Иначе как лицемерием нельзя назвать попытку увязать рост зарплат с ростом производительности труда. В XXI веке производительность труда определяется инвестициями и организацией. И от трудовых усилий отдельного работника зависит слабо. Стоимость рабочей силы определяется рынком. С учетом ЕЭП – на базе стоимости рабочей силы в России. Те производства, которые не могут обеспечить приемлемый для работников уровень оплаты труда, должны быть либо закрыты, либо реорганизованы. Все равно работники с них уйдут.
Работа или имитация?
Длительная стабилизация на нынешнем уровне в нашей экономике невозможна. Ее обязательно сорвет и миграция, и неизбежная в таких условиях деградация производств. Но стратегии выхода из кризиса правительство сформировать за год так и не сумело. Пустить все "по воле волн" под флагом "рыночных реформ" или спихнуть ответственность с министерств на руководство формируемых холдингов – это еще не стратегия. Скорее – имитация деятельности.
Но то, что для этого правительства день выигранный в борьбе за свое выживание, для нашей экономики – день упущенный, чреватый ухудшением обстановки. Тот сонм проблем, который сегодня навалился на нашу экономику, складывался не один день. Уже много лет принципиальные проблемы нашей экономики не решаются, а приглушаются внешним финансированием. Как результат, они не могли не накапливаться. И, в конце концов, вылились в кризис прошлого года. Однако никаких мер по решению накопившихся проблем пока не предпринимается, правительство просто барахтается в текучке.
Мои статьи в "Реальном секторе" стали выходить не так давно. А колонка в "Белгазете" идет уже более 2 лет. В комментарии к посланию президента в 2010 году я писал: "… на два главных для нашей экономики вопроса (модернизация производственного аппарата с выводом его на конкурентоспособный уровень и выстраивание взаимоотношений властной вертикали с хозяйствующими субъектами) ответов в послании нет. И хотя заявлено, что приоритетами стали структурное преобразование экономики, повышение доли высокотехнологичных отраслей и инновационного сектора, все это слова, никак не соотносимые с реальной хозяйственной практикой". Так ведь и сегодня это можно повторить. И сдвиги здесь за два года абсолютно несущественные.
Там же я писал: "Проблема нашей модернизации – проблема отсутствия разработанных эффективных проектов, а не проблема отсутствия денег или инвесторов. Так что модернизация белорусской промышленности на сегодняшнем этапе – работа не столько для чиновников или финансистов, сколько для инженеров". Так и сегодня у нас не появилось ни проектов, ни инструментов для модернизации. Тех команд, организаций, фирм, которые могли бы на современном уровне готовить проекты модернизации и их реализовывать. Каждый директор нечто у себя ваяет, вне всякой связи с остальными предприятия, на том уровне, для которого удалось раздобыть ресурсы. В результате и проблема с места не сдвигается, и скудные ресурсы тратятся нерационально.
Кризис, изыди!
А ведь есть в стране опыт. В советское время действительно прорывных успехов в выпуске передовой продукции и решении сложнейших технических проблем удавалось добиваться там, где заводы подчинялись КБ, а не наоборот. КБ Туполева, Королева, как и многие другие сходные по функциям, были, пусть несовершенными и, по нынешним меркам, слишком громоздкими, прообразами современных инжиниринговых фирм. Подчинение директоров заводов Генеральному конструктору позволяло и оптимизировать технологические цепочки, и отслеживать мировой опыт. На Западе вместо подчинения работают рыночные механизмы: имеется возможность заказать все, что нужно. И мы к этому должны прийти. Но у нас пока они не работают. Административный ресурс подключать приходится.
Послание 2011 года было оглашено в условиях надвигающегося кризиса. Президент заявил, что Беларусь подверглась атаке. Но уже год не решается сказать, кто же атаковал нашу экономику.
Я писал по поводу этого послания: "(Президент) говорит – надо жить по средствам.
Правительство попробовало. Урезать расходы под наличные доходы. Так говорит – не надо нам такое правительство. Нужны волшебники. Чтобы в один день экономику на современный лад перестроили, и денег на причуды ледовых дворцов принесли.
Говорит – нужны модернизация, инновации.
Но это дело и затратное, и небыстрое. А деньги заткнуть дыру нужны сегодня.
Говорит – нужно привлечь иностранный капитал.
Уже два года завлекаем. Толку – чуть. С инвесторами должны разговаривать не чиновники, а инженеры. И идти к ним надо с проектами. Что толку в призывах, если существующий механизм привлечения инвесторов не работает".
Разве для нашей власти что-то изменилось? Все те же мечты о непонятных инвесторах, которые и деньги дадут, и спрашивать за них не будут. Те же приватизационные планы без малейшего для них основания. Те же мантры про модернизацию (непонятно, на какие деньги) и инновации.
Кстати, об инновациях. Недавно коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки по использованию бюджетных средств, выделенных на НИОКР. Результат – пользы нет, сотни миллиардов рублей государственных средств ушли в песок, не принеся никакого эффекта для нашей экономике. Толковый анализ и по модернизации дал бы те же самые результаты. Поскольку нынешняя структура нашей экономики и модернизацию, и инновации просто отторгает.
В остальном в послании 2011 года – попытки уговорить кризис не приходить и славославия в честь белорусской социально-экономической модели. Но и тогда правительство пребывало в ступоре, не зная, как бороться с надвигающимся кризисом, и сегодня находится в том же ступоре, не представляя, как из него выйти. И тогда никого, кроме себя, любимых, не слышали, и сегодня никого слышать не желают. Разве что под требования кредиторов, хоть и со скрипом, вынуждены подстраиваться.
Что сегодня у нас изменилось, чтобы кризис, пусть и приглушенный временной стабилизацией, не угрожал уже и существованию нашего государства? Что еще должно произойти, чтобы пропагандистские заклинания о прелестях уже обанкротившейся нашей социально-экономической модели не препятствовали проведению назревших реформ в экономике? Как еще объяснить нашим чиновникам, что потенциальный инвестор, (свой или иностранный - безразлично) – не чудак-филантроп, жаждущий избавиться от лишних денег, а потенциальный партнер со своими интересами, которых нужно уважать и строить свои предложения с их учетом? И если наши чиновники свое "непосильным трудом нажитое" предпочитают держать на счетах в укромных банках, это еще не означает, что те, кто инвестирует в производство – сумасшедшие.
Пока – ничего не изменилось. Разве что под заклинания о недопустимости массовой приватизации вовсю разбушевалась приватизация номенклатурная: предвидя катастрофу, наши чиновники готовят для себя, любимых, "запасные аэродромы".
Для любых серьезных изменений нужна большая подготовительная работа. Она не делается. Пропагандистские бумажки типа Программы развития промышленности – не в счет. Следовательно, кроме деклараций, и от нового послания президента ждать особенно нечего.
Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года