Кто последний в очереди за акциями белорусских НПЗ?
Глава концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин конкретизировал условия приватизации российскими компаниями белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Оказывается, чтобы получить контрольный пакет акций, предложить хорошую цену будет недостаточно. Российскому бизнесу придется сначала заработать право на покупку. Иначе говоря, профинансировать модернизацию НПЗ. Только не получится ли в итоге, что Беларусь и активы не продаст, и денег для реконструкции заводов не найдет?
Приватизация НПЗ откровенно затянулась, убеждены независимые эксперты. И чем дольше Беларусь будет держать у себя пакеты акций заводов, тем сложнее будет не только приватизировать активы, но и выручить за них хорошие деньги.
Власти, похоже, эти опасения не разделяют, видимо, полагая, что цена на такие «голубые фишки», как НПЗ, не упадет, а интерес к ним со стороны потенциальных инвесторов не иссякнет. Значит, и повода спешить с продажей заводов нет.
«Мы не хотим, чтобы сегодня у кого-то там был контрольный пакет. Мы хотим поработать так, чтобы они (российские нефтяные компании. — Naviny.by) заработали этот контрольный пакет, вложившись в эту собственность», — озвучил схему приватизации в эфире телеканала «Беларусь 1» председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин.
Судя по всему, Беларусь не боится, что заинтересованные покупатели сорвутся с крючка, узнав, на какие финансовые вложения их пытаются раскрутить. Как пояснил Жилин, концерн в настоящее время ведет работу по привлечению инвесторов в нефтехимическую отрасль с сырьевыми потоками прежде всего из России.
Российский бизнес, переждав, пока улягутся страсти после президентских выборов, вновь начал интересоваться вложениями в белорусские активы, отмечают в «Белнефтехиме». Это, по словам Игоря Жилина, подтверждается наличием нескольких предложений по реализации инвестиционных проектов, в частности, на ОАО «Гродно Азот», а также по участию в реконструкции НПЗ.
«Мы работаем сегодня с нефтяниками, и они очень заинтересованы в том, чтобы продвинуть работу по модернизации наших заводов путем финансового участия», — отметил Игорь Жилин.
Масштабная модернизация белорусских НПЗ, рассчитанная до 2015 года, по данным «Белнефтехима», потребует 2,7 млрд. долларов. Общая стоимость проектов программы развития ОАО «Нафтан» до 2015 года — 1,4 млрд. долларов, Мозырского НПЗ — 1,3 млрд. долларов.
Для крупных российских нефтяных компаний это подъемные затраты. А с точки зрения получаемых выгод и вполне обоснованные. Реализация инвестпроектов позволит на каждом из двух заводов увеличить объемы переработки нефти с 10,5 до 12 млн. тонн в год, а глубину переработки нефтяного сырья поднять до 90% и даже более. Помимо этого ожидается увеличение объемов производства автобензинов, а также ежегодной выручки от реализации продукции не менее чем на 1,2 млрд. долларов.
Однако, отмечают аналитики, обозначив желание инвестировать в модернизацию белорусских НПЗ, российские компании потребуют и четких гарантий, что эти вложения станут фундаментом для будущей приватизации предприятий. Будут ли они получены, еще вопрос. Вместе с тем, уже сегодня можно отметить, что Беларусь выставляет довольно хитрые условия приватизации нефтеперерабатывающих активов.
«Вложение средств в модернизацию должно способствовать увеличению стоимости активов. И для инвестора логично для начала купить актив, а уж потом вложиться в его развитие, чтобы увеличить стоимость, — отметил в комментарии для Naviny.by экономист Сергей Чалый. — Здесь же получается, что за свои же деньги российским нефтяным компаниям предлагается увеличить стоимость активов, которые они же потом и будут выкупать. Это все равно, что хозяин квартиры на вторичном рынке предложит ее покупателю сначала сделать евроремонт, а потом поговорить о продаже недвижимости».
Научный директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая полагает, что заявления концерна «Белнефтехим» о приватизации НПЗ только при условии финансирования их модернизации «просто так не делаются».
«Для российских компаний (давальческая. — ред.) переработка на белорусских НПЗ стала привлекательной и будет таковой еще какое-то время. И если со стороны компаний есть большой интерес к активам и существует конкуренция, то такие заявления обоснованы», — считает Ирина Точицкая.
По мнению же Сергея Чалого, реальный интерес к белорусским НПЗ со стороны нефтяного российского бизнеса преувеличен. Эксперт не исключает, что интерес как к давальческой переработке, так и в целом к активам будет снижаться по мере реализации в России введенной еще в прошлом году налоговой системы «60-66».
Внедрение это системы было направлено на стимулирование добычи нефти в России, развитие более глубокой переработки нефти и модернизацию НПЗ. В этих целях российское правительство снизило коэффициент расчета экспортной пошлины на нефть до 0,60 и одновременно увеличило экспортную пошлину на темные нефтепродукты с 48% до 66% от пошлины на сырую нефть.
Предполагалось, что это заставит российские компании модернизировать свои НПЗ, чтобы производить больше светлых нефтепродуктов и отправлять на экспорт больше сырой нефти. И, по оценкам российских экспертов, новая налоговая система принесла определенный эффект: бюджеты ряда компаний на модернизацию НПЗ выросли.
В частности, «Московские новости» приводят в пример «Роснефть», которая утвердила рекордную инвестпрограмму на 2012 год — 480 млрд. российских рублей. Это на 35% больше, чем в 2011-м. При этом большая часть средств пойдет на развитие добычи и около трети запланированных инвестиций — в программу модернизации НПЗ.
И это лишь добавляет скептицизма относительно того, что в планы российских нефтяных компаний попадут белорусские НПЗ.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России и директор компании «ИнфоТЭК Терминал» Рустам Танкаев не разделяет мнение белорусской стороны по поводу интереса российских компаний к приватизации белорусской нефтепереработки. По его словам, этот интерес на самом деле невысокий, даже несмотря на привлекательность давальческой переработки нефти в Беларуси.
«В прошлом году в России наблюдался острый дефицит бензинов на внутреннем рынке. Региональные бензиновые кризисы привели к тому, что нефтепродукты пришлось закупать даже у финнов. Их бензин уходил на заправках по 40 рублей литр, при том что российский стоил 28-29 рублей. Власти в пожарном порядке выработали комплекс мер, чтобы успокоить рынок. И в такой ситуации было необходимо максимальное стимулирование давальческих схем», — отметил Рустам Танкаев.
Однако, по его мнению, как только будет решена проблема дефицита бензина, давальческие схемы для российских компаний будут запрещены. Он не исключает, что это может произойти совсем скоро. «Так что рассматривать давальческую переработку как фактор инвестиционной привлекательности белорусских НПЗ нельзя», — считает Танкаев.
По его словам, российские компании больше заинтересованы в покупке высокотехнологичных европейских НПЗ, а не белорусских. И это связано не только с качеством выпускаемой продукции, но и с инвестиционными рисками, которые в Беларуси достаточно высоки.
«При той системе власти, которая есть в Беларуси, приобретение каких бы то ни было прав на НПЗ для частных российских компаний бессмысленно», — подчеркивает Танкаев.
«В Украине благодаря сложным шагам со стороны власти Лисичанский НПЗ, который принадлежит ТНК-ВР, практически стал убыточным и в настоящее время продается. Кременчугский НПЗ силовым образом отобрали у «Татнефти». А в Беларуси ситуация еще хуже, чем в Украине. Собственность почти никак не защищена от произвола властей, и вкладывать в нее деньги — это чистое безумие. Поэтому никакой очереди за акциями НПЗ не будет. Ну разве что у какой-то компании есть хитрая бизнес-схема», — отмечает эксперт.
Андрей КОЖЕМЯКИН