Продуктовая война между Киевом и Минском: на кону — пиво
Беларусь ведет переговоры с украинской стороной, пытаясь восстановить поставки мясомолочной продукции в эту страну. Тем временем мясомолочные проблемы между двумя государствами получили… пивное продолжение. В Киеве сегодня крайне недовольны условиями поставок украинского ячменного напитка в Беларусь.
Мясомолочные переговоры продолжаются, пивные — начинаются
С 1 марта 2012 года, как известно, введен запрет на поставки белорусской мясомолочной продукции в Украину.
Пока точно неизвестно, когда белорусские производители продовольствия вновь получат доступ на украинский рынок. «В настоящее время по этому вопросу ведутся переговоры на уровне ветеринарных ведомств», — сообщил Naviny.by источник в госорганах.
Между тем, на этой неделе продуктовые проблемы между Киевом и Минском получили пивное продолжение. Глава Минэкономразвития Украины Петр Порошенко призвал белорусскую сторону изменить условия поставок украинского пива на белорусский рынок.
«Я убежден, что в условиях кризиса торговые барьеры нам только вредят и считаю, что мы должны продемонстрировать прогресс по доступу украинских товаров на другие рынки», — заявил Порошенко.
Украинские производители сегодня крайне недовольны условиями поставок своего пива на белорусский рынок. Чтобы понять почему, стоит обратить внимание на цифры.
В 2011 году поставки импортного пива в Беларусь заметно сократились. Если в 2010 году на белорусский рынок было ввезено из-за границы 14,4 млн. дал ячменного напитка, то в 2011-м — 8,9 млн. дал. Падение объемов поставок импортного пива было связано, с одной стороны, с девальвацией, которая привела к снижению покупательной способности белорусов. Этот фактор, как видим, больно ударил по российскому пиву, поставки которого на белорусский рынок в прошлом году заметно сократились.
Однако, с другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что поставки украинского пива на белорусский рынок в 2011 году вообще рухнули. Сказалась девальвация? Не только.
С 2011 года в Беларуси введено лицензирование импорта украинского пива. С прошлого года ввоз украинского пива должен осуществляться по разовым лицензиям, которые выдаются Министерством торговли Беларуси по согласованию с концерном «Белгоспищепром». Для получения лицензии украинские пивовары должны согласовать с концерном минимальные цены на импортируемое пиво.
Украинские производители отмечают, что введение лицензирования привело к удорожанию их пива на белорусском рынке, и, как следствие, объемы его реализации в 2011 году резко упали. В Киеве называют белорусскую систему лицензирования не иначе как «торговыми барьерами».
«Резкое падение объема реализации украинского пива на рынке Беларуси объясняется введением торговых барьеров, что и привело к росту розничных цен пива из Украины, и, как следствие, к падению его конкурентоспособности на полках вашей страны», — заявили Naviny.by в пресс-службе Carlsberg Ukraine.
Между тем, белорусская сторона не считает лицензирование «торговым барьером». По информации Naviny.by из госорганов, минимальные отпускные цены, которые должны соблюдать украинские производители, на 20-30% ниже отпускных цен белорусских пивоваров. Поэтому, как полагают в Минске, прибавив к отпускной цене транспортные расходы и торговые надбавки, украинское пиво на рынке Беларуси должно стоить примерно столько же, сколько и белорусское.
Отменять лицензирование украинского пива, как того хотят в Киеве, белорусская сторона не собирается. «Они опять могут начать давить нас ценами, и поэтому отмена лицензирования нецелесообразна», — заявил Naviny.by в Минске профильный источник.
Напомним, что в конце 2010-го основанием для введения лицензирования украинского пива стала позиция белорусской стороны, которая посчитала, что украинские пивовары демпингуют на рынке Беларуси.
Пытаться найти консенсус по пивной проблеме Киев и Минск будут пробовать уже в ближайшие дни. По информации Naviny.by, переговоры по вопросу поставок в Беларусь украинского пива пройдут в Минске уже на следующей неделе.
Таким образом, Беларусь и Украина будут вести переговоры по трем продуктовым направлениям — пиво, мясо и молоко.
Эксперты в госорганах высказывают предположение, что совпадение трех вопросов неслучайно, и украинская сторона, воспользовавшись мясомолочным конфликтом между двумя странами, хочет протолкнуть свои интересы на пивном направлении.
Корень пивной проблемы
За 2005-2010 гг., как показано на графике выше, Украине удалось в 12 раз увеличить поставки своего ячменного напитка на белорусский рынок. Даже если согласиться с заявлениями белорусской стороны о том, что украинские пивовары на нашем рынке демпинговали, возникает вопрос: за счет чего?
Оказывается, условия хозяйствования для украинских и белорусских пивоваров принципиально разные.
«Позиции украинских производителей на белорусском рынке в 2005-2010 гг. росли за счет двух факторов: качество было неплохим, а цена привлекательной. Дело в том, что стоимость основных сырьевых ресурсов в Украине ниже, чем у нас», — сообщил Naviny.by генеральный директор ОАО «Пивзавод «Оливария» Михаил Чеченев.
Практически каждая товарная позиция, которую закупают белорусские пивовары для производства ячменного напитка, в Беларуси стоит дороже, чем у наших южных соседей.
«Преформы, этикетки, солод и даже вода — все у них дешевле. Плюс у них отсутствуют контрольные знаки, которые также стоят денег. При этом качество их продукции весьма неплохое», — рассказывает Михаил Чеченев, объясняя причины конкурентоспособности украинского пива.
Белорусские производители, справедливости ради нужно отметить, за последние годы также существенно подняли качество своей продукции. Поэтому, когда привозное украинское пиво после введения лицензирования в 2011 году подорожало, многие потребители переключились на продукцию белорусских пивоваров. На внутреннем рынке, по данным «Белгоспищепрома», в 2011 году было реализовано 40,7 млн. дал белорусского пива против 34,2 млн. дал в 2010 году.
По словам белорусских пивоваров, сегодня для них главная проблема — все-таки не импорт, с которым удается конкурировать, а местные особенности работы.
Постоянное повышение пивного акциза в Беларуси снижает привлекательность ячменного напитка для потребителей, говорит генеральный директор «Лидского пива» Аудрюс Микшис.
«Из-за повышения пивного акциза привлекательность крепких алкогольных напитков в глазах потребителей растет. Такая тенденция противоречит задаче по борьбе с алкоголизмом», — убежден Микшис.
По его словам, Беларусь обошла соседние страны по величине акциза в расчете на литр.
«Акциз на пиво в Беларуси за последнее время вырос в пять раз и продолжает увеличиваться в этом году. По уровню акциза (18 евроцентов на литр) мы уже опередили и Литву, и Латвию, и Украину. В Литве сегодня акциз составляет 12 евроцентов, в Латвии — 16 евроцентов, а в Украине — 7 евроцентов на литр пива», — констатирует Аудрюс Микшис.
Этот пример в очередной раз доказывает, что на фоне соседней Украины условия для пивоварения в Беларуси, мягко говоря, не самые лучшие. Понимая это, наши южные соседи, несмотря на многочисленные предложения, не торопятся перемещать в Беларусь производство своей продукции.
Дмитрий ЗАЯЦ, инфографика Анатолия ТАТАРЧУКА