Какая промышленная политика нужна экономике Беларуси?
05.04.2012 15:36
—
Новости Экономики
Какая промышленная политика нужна экономике Беларуси?
В республике разрабатывается Программа развития промышленного комплекса на период до 2020 г. В настоящее время Министерством экономики подготовлена концепция программы. Надо сказать, причины, обусловившие ее разработку, министерством названы достаточно объективно. Это "неэффективная отраслевая и технологическая структура промышленного комплекса, громоздкая система государственного управления отраслью (8 министерств и концернов), слабая кооперация с международными компаниями, опережающий рост инвестиций в секторы промышленности, ориентированные на внутренний рынок, низкий уровень эффективности государственной поддержки, высокий износ активной части основных средств, затратность и существенная импортоемкость промышленной продукции". В такой оценке важна не новизна, об этом не говорил только ленивый, а то, что она сделана ведущим органом государственного управления.
А вот что касается мер по преодолению сложившихся проблем, то здесь позиция Минэкономики крайне традиционна. Такой документ мог быть рожден и 15, и 20 лет назад. К сожалению, до настоящего времени нет понимания места республики в международном разделении труда с учетом реального положения дел и потенциальных возможностей белорусской экономики. Несмотря на то что, по данным Национального статистического комитета РБ, за 5 лет - с 2005 по 2010 гг. - износ активной части основных средств уменьшился на 16,4 процентного пункта (с 72,2 до 55,8%), надеяться на приближение к современному технологическому уровню не приходится. Между тем конкуренция на российском рынке нарастает. Казалось бы, в этих условиях очевидна необходимость концентрации всех средств на наиболее прорывных направлениях, сосредоточения внимания на качественных показателях, но увы... До 2015 г. среднегодовой темп прироста валовой добавленной стоимости заложен в 10%, среднегодовой индекс промышленного производства - 9%. Намечено развитие всех традиционных подотраслей с "доминированием государственной собственности в стратегически значимых организациях". Негосударственный сектор мыслится формировать за счет малого и среднего бизнеса.
Среди главных задач промышленного комплекса названы экспорт, снижение импорто- и материалоемкости, импортозамещение, в том числе благодаря организации выпуска легковых автомобилей и сложной техники. По сути взаимоисключающие задачи. Что в республике есть для создания таких производств? Автозавод и тот самостоятельно изготавливает практически только раму и кабину. Все закупается по импорту. Создание завода по сборке "Фордов" показало, что при отсутствии рынка неэффективно и отверточное производство. То же можно сказать и о сложной бытовой технике. Разработчики Концепции, видимо, не понимают, что российский рынок для этих товаров закрыт, а изготовление только для нужд республики будет априори неэффективно. Нужны существенно большие объемы продаж, чтобы продукция стала конкурентоспособной.
Неясно также, как можно достичь снижения импортоемкости, развивая производство телевизионной техники, химических волокон и нитей, металлургию, радио- и микроэлектронику, космические технологии, фармацевтику.
Обобщая, следует сказать, что республика стремится соответствовать всем критериям индустриально развитой страны. Только где для этого средства и где инвесторы, которые смогут в этом помочь? Расчет на собственные силы вряд ли оправдан: долги растут, инвестиционные возможности снижены не только в результате упразднения льгот, но также из-за инфляции и недоступности кредитных ресурсов. В определенной мере к такому алгоритму формирования промышленности подталкивает и Россия. Но тогда надо четко определиться с тем, что наша страна является частью промышленного комплекса формируемого на Едином экономическом пространстве Россией, Беларусью и Казахстаном. Хотя и в этом случае геополитическое положение республики дает ей возможность иметь более эффективную экономику, основанную на сфере услуг.
Сегодня в промышленности производительность труда, по данным за 2010 г., составляет 12,3 тыс. долл., что в 4,9 раза ниже, чем рабочих мест, определяемых Концепцией как высокопроизводительные, которых за пятилетку намечается создать 200 тыс. Между тем даже при неразвитой инфраструктуре выработка на транспорте выше, чем в промышленности на 12,4%, в отрасли связи - на 51,8%. Эти цифры говорят не только о преимуществе сферы услуг над промышленностью, но и достаточно отчетливо характеризуют состояние промышленного комплекса, который к тому же составляет только 61% объема производства услуг.
Логичнее сконцентрировать усилия действительно на конкурентоспособных производствах, опирающихся на местные сырьевые ресурсы, привлечь для их развития передовые технологии. Высвобождающихся работников переобучать и направлять на создание современной транспортной инфраструктуры, которая будет востребована и Единым экономическим пространством.
А вот что касается мер по преодолению сложившихся проблем, то здесь позиция Минэкономики крайне традиционна. Такой документ мог быть рожден и 15, и 20 лет назад. К сожалению, до настоящего времени нет понимания места республики в международном разделении труда с учетом реального положения дел и потенциальных возможностей белорусской экономики. Несмотря на то что, по данным Национального статистического комитета РБ, за 5 лет - с 2005 по 2010 гг. - износ активной части основных средств уменьшился на 16,4 процентного пункта (с 72,2 до 55,8%), надеяться на приближение к современному технологическому уровню не приходится. Между тем конкуренция на российском рынке нарастает. Казалось бы, в этих условиях очевидна необходимость концентрации всех средств на наиболее прорывных направлениях, сосредоточения внимания на качественных показателях, но увы... До 2015 г. среднегодовой темп прироста валовой добавленной стоимости заложен в 10%, среднегодовой индекс промышленного производства - 9%. Намечено развитие всех традиционных подотраслей с "доминированием государственной собственности в стратегически значимых организациях". Негосударственный сектор мыслится формировать за счет малого и среднего бизнеса.
Среди главных задач промышленного комплекса названы экспорт, снижение импорто- и материалоемкости, импортозамещение, в том числе благодаря организации выпуска легковых автомобилей и сложной техники. По сути взаимоисключающие задачи. Что в республике есть для создания таких производств? Автозавод и тот самостоятельно изготавливает практически только раму и кабину. Все закупается по импорту. Создание завода по сборке "Фордов" показало, что при отсутствии рынка неэффективно и отверточное производство. То же можно сказать и о сложной бытовой технике. Разработчики Концепции, видимо, не понимают, что российский рынок для этих товаров закрыт, а изготовление только для нужд республики будет априори неэффективно. Нужны существенно большие объемы продаж, чтобы продукция стала конкурентоспособной.
Неясно также, как можно достичь снижения импортоемкости, развивая производство телевизионной техники, химических волокон и нитей, металлургию, радио- и микроэлектронику, космические технологии, фармацевтику.
Обобщая, следует сказать, что республика стремится соответствовать всем критериям индустриально развитой страны. Только где для этого средства и где инвесторы, которые смогут в этом помочь? Расчет на собственные силы вряд ли оправдан: долги растут, инвестиционные возможности снижены не только в результате упразднения льгот, но также из-за инфляции и недоступности кредитных ресурсов. В определенной мере к такому алгоритму формирования промышленности подталкивает и Россия. Но тогда надо четко определиться с тем, что наша страна является частью промышленного комплекса формируемого на Едином экономическом пространстве Россией, Беларусью и Казахстаном. Хотя и в этом случае геополитическое положение республики дает ей возможность иметь более эффективную экономику, основанную на сфере услуг.
Сегодня в промышленности производительность труда, по данным за 2010 г., составляет 12,3 тыс. долл., что в 4,9 раза ниже, чем рабочих мест, определяемых Концепцией как высокопроизводительные, которых за пятилетку намечается создать 200 тыс. Между тем даже при неразвитой инфраструктуре выработка на транспорте выше, чем в промышленности на 12,4%, в отрасли связи - на 51,8%. Эти цифры говорят не только о преимуществе сферы услуг над промышленностью, но и достаточно отчетливо характеризуют состояние промышленного комплекса, который к тому же составляет только 61% объема производства услуг.
Логичнее сконцентрировать усилия действительно на конкурентоспособных производствах, опирающихся на местные сырьевые ресурсы, привлечь для их развития передовые технологии. Высвобождающихся работников переобучать и направлять на создание современной транспортной инфраструктуры, которая будет востребована и Единым экономическим пространством.