Тормоза белорусской приватизации
От Минска требуют более оперативных решений по приватизации привлекательных объектов госсобственности. В первых рядах покупателей — российские бизнесмены, в чьих интересах косвенно работает и контролируемый Москвой Антикризисный фонд ЕврАзЭС.
Как ранее писала БДГ, Антикризисный фонд ЕврАзЭС условием получения последующих траншей кредита выставил ужесточение обязательств Беларуси по стабилизационному кредиту.
В обмен на оговоренные два транша кредита в этом году фонд требует от белорусских финансовых властей увеличить размер ЗВР примерно на 50%, что невозможно без масштабной распродажи госсобственности.
"Они от нас хотят, чтобы мы программу прошлого года
ужесточили, прежде всего, с точки зрения объема золотовалютных резервов - речь
идет не о двух, а о трехмесячном запасе, а также с точки зрения
приватизации", - заявила 4 апреля Надежда Ермакова.
Напомним, Беларуси Антикризисный фонд обещал 3 млрд. долларов, пока же получено
два транша - в 1 млрд. 240 млн. Третий и четвертого еще нет.
Однако белорусские власти не переживают по этому поводу. Н.Ермакова заявила журналистам, что, «исходя из объема золотовалютных резервов (около 8 млрд. долларов), острой необходимости в получении дополнительных 440 млн. долларов нет».
Тем не менее, до конца года Нацбанк рассчитывает получить оба запланированных транша. Интрига заключается в том, как много для этого придется сделать белорусским властям, анализируют naviny.by.
Единственный способ выполнить условия фонда — приватизация.
Этим и объясняется давление фонда на Беларусь в части активизации процессов
разгосударствления. Но окажется ли такое давление эффективным?
С одной стороны, заявление Ермаковой об отсутствии потребности в новых траншах
соответствует действительности, отмечают эксперты. Прошлогодние договоренности по
нефти и газу с Россией позволили стране отдышаться, и необходимость в
проведении приватизации крупных предприятий временно отпала.
Транши фонда на 800 млн. и 440 млн. долларов помогли властям в прошлом году отчасти выправить ситуацию в стране.
Но Беларусь не сможет просто сказать, что кредиты ей больше
не нужны, и поэтому она ничего не будет делать, - сейчас не такая ситуация.
ЕврАзЭС — это Евразийский банк
развития, который финансирует и изучает возможности для финансирования инфраструктурных
проектов в Беларуси и является источником предоставления ресурсов до 100 млн.
долларов.
Экономист Ярослав Романчук требования Антикризисного фонда
относительно роста ЗВР считает смешными. «За последние пять лет ЗВР в
Беларуси никогда не соответствовали трехмесячному объему импорта. Даже МВФ,
имея больше оснований, чем Антикризисный фонд, требовать такого роста резервов,
с такими вещами к Беларуси не приставал», — отметил он.
По мнению Романчука, за этим требованием кроется недовольство фонда, и, в
первую очередь, России предлагаемыми белорусскими властями реформами, а также
процессом приватизации.
«Распродажа активов идет, но по схемам (через холдинги,
инвестиционные фонды), которые, очевидно, не нравятся ни России, ни фонду
ЕврАзЭС. В этой ситуации российский бизнес остается за рамками этих процессов.
Поэтому фонд будет настаивать на более комплексном подходе к рыночным реформам
и, конечно же, способствовать активизации приватизационных процессов», —
отметил экономист.
Однако фонду, похоже, придется иметь дело с новыми правилами
игры, которые инициировал президент Беларуси. И пока эксперты затрудняются
сказать, как отразятся очередные реформы, которые затеял Александр
Лукашенко, на темпах приватизации. Инвесторов, например, такой подход не может
устраивать.
«Правила игры меняются каждый год, и это вносит смуту и нервозность. Покупатель
долго присматривается к предприятию, начинает вести какие-то разговоры, и раз —
опять все меняется», — обращают внимание эксперты.
Нынешние перемены заключаются в том, что Лукашенко потребовал прекратить
формировать списки предприятий, выставляемых на продажу, делить их на
стратегически важные и остальные. По словам главы государства, объектом
приватизации может стать любое предприятие в стране. А, значит, нет
необходимости составлять некие перечни.
Однако эксперты не разделяют мнение Лукашенко. «Список — это некий
индикатив для инвесторов. И государству, наоборот, стоило бы конкретизировать
свои планы для потенциальных покупателей. Прописать, например, что данный
стратегически важный объект не хотим продавать целиком: 51% акций предприятия
останутся за государством. Остальные 49% акций, пожалуйста, покупайте. И так по
каждому предприятию, которое представляет ценность», — отмечает эксперт в
области слияния и поглощения.
С другой стороны, глава государства дал понять, что можно обсуждать возможность
продажи любого предприятия, главное — по какой цене. Это справедливо, но в
случае с Беларусью такой подход — серьезный тормоз приватизации.
«К промышленным гигантам всегда есть интерес, но мешает вопрос цены. Когда
Семашко заявляет, что БМЗ стоит 8 млрд. долларов, можно не сомневаться, что мы
долго будет продавать это предприятие», — отметил эксперт.
Выход из ценового тупика — привлечение компетентных и независимых оценщиков,
которым власти будут доверять. Пока такого желания не видно.
Оценка МАЗа тому пример. В 2011 году компания Ernst &
Young оценила стоимость активов МАЗа в 800 млн. долларов. Но белорусскую
сторону эта цифра не устроила. Теперь тот же Ernst & Young проводит
повторную оценку МАЗа.
Кроме того, оценка активов может занять много времени. По этой причине власти
будут иначе определять рыночную стоимость активов, и не факт, что ценники будут
устраивать покупателей.
Такой подход тем более актуален в связи с принятым правительством решением:
начальная цена продажи акций в Беларуси будет определяться по рыночной
стоимости. Но ведь в Беларуси как такового рынка нет. И правительству придется
прописать алгоритм определения рыночной цены, обращают внимание аналитики.
Впрочем, Лукашенко собирается внести еще немного ясности в процесс приватизации.
Глава государства поручил правительству выработать единый целостный документ,
который бы регулировал всю сферу приватизации в Беларуси, и в течение второго
квартала снять все вопросы.
Единый закон о приватизации с новым порядком продажи активов нужен, соглашается
Ярослав Романчук. «Но принципиальный момент в том, будет ли политическая
воля на проведение честной народной приватизации, чтобы люди получили свой
кусок национального пирога, или все будет сделано в пользу олигархов и
иностранных инвесторов? Учитывая, что наметились явные признаки народного "кидалова", документ может получиться отвратительного качества», — полагает он.