Тормоза белорусской приватизации

Источник материала:  
05.04.2012 12:02 — Новости Экономики

От Минска требуют более оперативных решений по приватизации привлекательных объектов госсобственности. В первых рядах покупателей — российские бизнесмены, в чьих интересах косвенно работает и контролируемый Москвой Антикризисный фонд ЕврАзЭС.


Как ранее писала БДГ, Антикризисный фонд ЕврАзЭС условием получения последующих траншей кредита выставил ужесточение обязательств Беларуси по стабилизационному кредиту. 

В обмен на оговоренные два транша кредита в этом году фонд требует от белорусских финансовых властей увеличить размер ЗВР примерно на 50%, что невозможно без масштабной распродажи госсобственности. 

"Они от нас хотят, чтобы мы программу прошлого года ужесточили, прежде всего, с точки зрения объема золотовалютных резервов - речь идет не о двух, а о трехмесячном запасе, а также с точки зрения приватизации", - заявила 4 апреля Надежда Ермакова. 
Напомним, Беларуси Антикризисный фонд обещал 3 млрд. долларов, пока же получено два транша - в 1 млрд. 240 млн. Третий и четвертого еще нет.

Однако белорусские власти не переживают по этому поводу. Н.Ермакова заявила журналистам, что, «исходя из объема золотовалютных резервов (около 8 млрд. долларов), острой необходимости в получении дополнительных 440 млн. долларов нет».

Тем не менее, до конца года Нацбанк рассчитывает получить оба запланированных транша. Интрига заключается в том, как много для этого придется сделать белорусским властям, анализируют naviny.by

Единственный способ выполнить условия фонда — приватизация. Этим и объясняется давление фонда на Беларусь в части активизации процессов разгосударствления. Но окажется ли такое давление эффективным? 
С одной стороны, заявление Ермаковой об отсутствии потребности в новых траншах соответствует действительности, отмечают эксперты. Прошлогодние договоренности по нефти и газу с Россией позволили стране отдышаться, и необходимость в проведении приватизации крупных предприятий временно отпала.

Транши фонда на 800 млн. и 440 млн. долларов помогли властям в прошлом году отчасти выправить ситуацию в стране. 

Но Беларусь не сможет просто сказать, что кредиты ей больше не нужны, и поэтому она ничего не будет делать, - сейчас не такая ситуация. 
ЕврАзЭС — это Евразийский банк развития, который финансирует и изучает возможности для финансирования инфраструктурных проектов в Беларуси и является источником предоставления ресурсов до 100 млн. долларов. 
Экономист Ярослав Романчук требования Антикризисного фонда относительно роста ЗВР считает смешными. «За последние пять лет ЗВР в Беларуси никогда не соответствовали трехмесячному объему импорта. Даже МВФ, имея больше оснований, чем Антикризисный фонд, требовать такого роста резервов, с такими вещами к Беларуси не приставал», — отметил он. 
По мнению Романчука, за этим требованием кроется недовольство фонда, и, в первую очередь, России предлагаемыми белорусскими властями реформами, а также процессом приватизации. 
«Распродажа активов идет, но по схемам (через холдинги, инвестиционные фонды), которые, очевидно, не нравятся ни России, ни фонду ЕврАзЭС. В этой ситуации российский бизнес остается за рамками этих процессов. Поэтому фонд будет настаивать на более комплексном подходе к рыночным реформам и, конечно же, способствовать активизации приватизационных процессов», — отметил экономист. 

Однако фонду, похоже, придется иметь дело с новыми правилами игры, которые инициировал президент Беларуси. И пока эксперты затрудняются сказать, как отразятся очередные реформы, которые затеял Александр Лукашенко, на темпах приватизации. Инвесторов, например, такой подход не может устраивать. 
«Правила игры меняются каждый год, и это вносит смуту и нервозность. Покупатель долго присматривается к предприятию, начинает вести какие-то разговоры, и раз — опять все меняется», — обращают внимание эксперты. 
Нынешние перемены заключаются в том, что Лукашенко потребовал прекратить формировать списки предприятий, выставляемых на продажу, делить их на стратегически важные и остальные. По словам главы государства, объектом приватизации может стать любое предприятие в стране. А, значит, нет необходимости составлять некие перечни. 
Однако эксперты не разделяют мнение Лукашенко. «Список — это некий индикатив для инвесторов. И государству, наоборот, стоило бы конкретизировать свои планы для потенциальных покупателей. Прописать, например, что данный стратегически важный объект не хотим продавать целиком: 51% акций предприятия останутся за государством. Остальные 49% акций, пожалуйста, покупайте. И так по каждому предприятию, которое представляет ценность», — отмечает эксперт в области слияния и поглощения. 
С другой стороны, глава государства дал понять, что можно обсуждать возможность продажи любого предприятия, главное — по какой цене. Это справедливо, но в случае с Беларусью такой подход — серьезный тормоз приватизации. 
«К промышленным гигантам всегда есть интерес, но мешает вопрос цены. Когда Семашко заявляет, что БМЗ стоит 8 млрд. долларов, можно не сомневаться, что мы долго будет продавать это предприятие», — отметил эксперт. 
Выход из ценового тупика — привлечение компетентных и независимых оценщиков, которым власти будут доверять. Пока такого желания не видно. 

Оценка МАЗа тому пример. В 2011 году компания Ernst & Young оценила стоимость активов МАЗа в 800 млн. долларов. Но белорусскую сторону эта цифра не устроила. Теперь тот же Ernst & Young проводит повторную оценку МАЗа. 
Кроме того, оценка активов может занять много времени. По этой причине власти будут иначе определять рыночную стоимость активов, и не факт, что ценники будут устраивать покупателей. 
Такой подход тем более актуален в связи с принятым правительством решением: начальная цена продажи акций в Беларуси будет определяться по рыночной стоимости. Но ведь в Беларуси как такового рынка нет. И правительству придется прописать алгоритм определения рыночной цены, обращают внимание аналитики.
Впрочем, Лукашенко собирается внести еще немного ясности в процесс приватизации. Глава государства поручил правительству выработать единый целостный документ, который бы регулировал всю сферу приватизации в Беларуси, и в течение второго квартала снять все вопросы. 
Единый закон о приватизации с новым порядком продажи активов нужен, соглашается Ярослав Романчук. «Но принципиальный момент в том, будет ли политическая воля на проведение честной народной приватизации, чтобы люди получили свой кусок национального пирога, или все будет сделано в пользу олигархов и иностранных инвесторов? Учитывая, что наметились явные признаки народного "кидалова", документ может получиться отвратительного качества», — полагает он.

←Проект нового жилищного кодекса Беларуси пока не рассматривается из-за планируемых изменений в указ №13

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика