«Хорошо бы инвесторам, вроде нас, давать отсрочку выплат перед банками за чужие долги»
— Крупные производители однозначно устойчивее в современном агробизнесе, — подчеркивает Леонтий Артемович. — Вы посмотрите: даже в России, когда в прежние годы там был определенный упадок сельхозпроизводства, наиболее живучими оказались именно крупнотоварные производства. Их не сумели заменить ни мелкие хозяйства, ни фермеры, которым на официальном уровне было отдано предпочтение.
Да, если небольшое по размерам хозяйство ведет свой бизнес успешно, то, как высказывался по этому поводу Президент страны Александр Лукашенко, его не стоит к кому-то присоединять. Во всяком случае, пока это будет возможным. Но ведь любому мелкому хозяйству сегодня выживать труднее, чем крупнотоварному. Вложенные ресурсы всегда будут расходоваться менее эффективно. Скажем, есть разница: освещать помещения, в одном из которых находится десять свиней, а в другом сто. Там, где содержится сто голов, электричество используется с большей окупаемостью.
Когда вокруг нашего СГЦ объединились все свиноводческие производства района, это позволило значительно увеличить поголовье свиней и существенно улучшить экономику отрасли. Так, в 2011 году от реализации свинины мы получили 2191 миллион рублей прибыли при рентабельности 4,6 процента.
При этом предприятие не утратило своего основного назначения, ради которого и создавалась: племпродажа хрячков и свинок по отношению к 2010 году увеличилась на 97 процентов. Выручка от реализации составила 2,03 миллиарда рублей, чистая прибыль — 423 миллиона рублей, рентабельность — 26,3 процента.
В этих достижениях, конечно же, есть вклад каждого из прежде самостоятельных свиноводческих производств. До объединения с нами они работали не лучшим образом. В составе СГЦ справляются с задачами вполне успешно, потому что у нас — отработанная годами технология, лучшие кадры, высокий уровень селекционной работы. Обеспечить все это отдельно взятым небольшим фермам или комплексам трудно: на развитие производства требуются огромные финансовые средства, в хозяйствах ощущается дефицит кадров, развитие племенной работы не отвечает требованиям. Я уже не говорю о других объективных и субъективных трудностях, которые известны каждому сельхозпроизводителю. Поэтому объединение хозяйств и создание на их основе крупного производителя продукции — шаг, продиктованный временем и здравым смыслом.
— Но ведь вы, Леонтий Артемович, присоединили к себе не только свиноводческие фермы и комплексы, но и приняли на баланс хозяйства, в которых они находились. Это как-то повлияло на экономику вашего сельхозпредприятия?
— Безусловно. Нам передали не самые лучшие хозяйства, и на реанимацию их производств, погашение долгов пришлось истратить немалые суммы. Однако плюсов в итоге оказалось больше, чем минусов.
Начну с того, что параллельно со свиноводством мы стали развивать еще и молочное скотоводство, откорм КРС. Начали строить новые и ремонтировать пригодные к эксплуатации животноводческие помещения, оснащали их современным оборудованием. Одновременно активно занялись селекционной работой, существенно обновили стадо высокопродуктивными животными.
Первые положительные результаты стали заметны в производстве молока: надои увеличились, качество улучшилось, затраты снизились. Однако потребовался еще не один год, чтобы усовершенствовать кормовую базу, отработать технологию.
Сегодня производство молока у нас на достаточно высоком уровне: в 2011 году от каждой коровы надоено по 7649 килограммов. Особенно важно, что увеличилась до 95,5 процента товарность молока — плюс 11 проц. к 2010 году. Улучшилось его качество: сортом «экстра» продано 89,9 процента — плюс 28,7 проц. к 2010-му. В итоге за счет увеличения товарности и улучшения качества получено дополнительно 696 миллионов рублей выручки. Прибыль от реализации молока составила 830 миллионов рублей — плюс 648 миллионов к 2010 г., рентабельность реализованной продукции — 19,3 процента — плюс 11,1 процента к 2010 г.
Сегодня уже можно говорить и о существенных подвижках в производстве говядины: в 2011 году впервые от ее реализации получено 834 миллиона рублей прибыли, рентабельность реализованной продукции составила 18,7 процента.
К показателям по говядине мы тоже пришли не сразу. Совершенствовали систему кормления и содержания животных, наращивали их поголовье — за прошлый год оно увеличилось на 13,2 процента. В результате то, к чему так стремились, стало реальностью.
Еще одним плюсом объединения стало расширение площади сельскохозяйственных угодий. Ведь чтобы содержать такое количество животных, а это 41027 свиней и 5423 головы крупного рогатого скота, в том числе 1505 коров, кормов требуется очень много. Значительную часть их мы выращиваем на собственных сельхозугодьях, которых насчитывается 11361 гектар, из них 7699 гектаров пашни с плодородием 34,1 балла.
Особое внимание уделяем возделыванию зерна как основного компонента при производстве комбикормов. За счет увеличения урожайности наращиваем валовые сборы. В 2011 году собрано 5124 тонны зерновых и зернобобовых при средней урожайности в амбарном весе 36,9 центнера с гектара.
— Создается впечатление, что и проблем у вас нет?
— С проблемами не сталкивается только тот, кто ничего не делает. В 2012 году нам надо серьезно работать над удешевлением кормовой единицы. Предстоит также подумать над снижением расхода электроэнергии и природного газа. Уверен, этого можно достичь, если сделать агробизнес более гибким, четче реагирующим на запросы рынка. Смогли же мы, к примеру, уменьшить в 2011 году расход топлива на 6,2 процента.
В 2012 году предстоит технически перевооружить СГЦ. В частности, выполнить работы по замене ковриков обогрева свиней, установить оборудование для создания микроклимата с компьютерной регулировкой, механизировать раздачу кормов с дозированием. Будет продолжен контроль за расходом топлива с установкой систем навигации, произведен ремонт технологического оборудования цеха по обогащению кормов, выполнены другие работы.
В условиях крупнотоварного производства все наши проблемы вполне решаемы, потому что недостаток ресурсов на одном участке перекрывается их экономией на другом. В маленьком хозяйстве этого достичь труднее, а подчас и вовсе невозможно.
— Ваше предприятие можно назвать холдингом?
— Холдинг — это предприятие, которое не только производит, но и перерабатывает и продает свою продукцию. Получается замкнутый цикл. Мы же производители. Свинины перерабатываем и продаем немного, да и в нешироком ассортименте. Молоко не перерабатываем вообще. Торговлю, правда, развиваем, но здесь у нас достижения пока относительно скромные, хотя товарооборот за 2011 год в сопоставимых ценах составил 8,5 миллиарда рублей, или 142,2 процента к уровню 2010 года. Получится или нет расширить и углубить переработку — покажет время. Сегодня в финансовом смысле для этого не самые подходящие условия.
— Только ли объединение хозяйств позволяет вашему ОАО уверенно развивать свой бизнес?
— Этот фактор — решающий. Но, конечно, далеко не единственным. В развитие своего производства предприятие ежегодно инвестирует сотни миллионов рублей. Это позволяет обновлять материально-техническую базу, приобретать немало новой техники. К примеру, в 2011 году была приобретена высокопроизводительная машина «Роса» для подкормки озимых культур и химической обработки посевов, и теперь земледельцы выполняют эти работы в технологически обозначенные сроки.
Есть еще один фактор, существенно влияющий на результаты труда. Это работа коллектива. У нас неплохая заработная плата, соцпакет. Поэтому можем позволить себе принимать на работу только тех, кто умеет и хочет добросовестно трудиться. За прошедшие годы сформировался дружный коллектив. В его составе немало настоящих мастеров своего дела. К примеру, начальник МТФ «Станьков» Раиса Шебушева — победитель республиканского соревнования животноводов по итогам работы за 2010 год.
Хотел бы также отметить работу начальника племфермы № 1 Тамары Кочмаровой — эта ферма лучшая среди всех ферм по свиноводству.
Станция искусственного осеменения — сердце нашего комплекса, и я очень доволен, что ее возглавляет Жанна Киселева, опытный специалист, добросовестный работник.
Мы гордимся, что в 2011 году комбайнер Юрий Тризно намолотил 3346 тонн зерна колосовых и кукурузы.
Можно назвать и другие фамилии. Коллектив у нас большой, и выделить лучших непросто. Скажу так: своих передовиков мы знаем и воздаем им должное.
— Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать при объединении хозяйств?
— Когда то или иное предприятие принимает на свой баланс отстающее хозяйство, оно должно не только реанимировать его производство, истратив значительную часть собственных средств, но и выплатить за банкрота его долги. Вот тут все и начинается. Как только банки узнают, что у долгов появился новый хозяин, они не отступят, пока не получат свое. Чтобы погасить долги, приходится даже брать кредиты. Поэтому, полагаю, инвесторам, вроде нас, надо предоставлять отсрочку долгов или другие преференции, направленные на снижение финансовой нагрузки.
— Благодарю вас, Леонтий Артемович, за содержательную беседу.
Олег ШВЕДОВ, «БН»