Захотят ли пенсионеры работать дольше и получать больше?
Белорусы получили возможность увеличить размер своей пенсии в 1,5-2 раза в случае более позднего выхода на нее. Соответствующий указ № 136 на этой неделе был подписан Александром Лукашенко.
Власти рассчитывают, что нововведения станут стимулом для населения продолжить работать после достижения пенсионного возраста, а также отказаться в этот период от получения пенсии. Но эксперты считают, что этого крайне мало для решения проблем с пенсионной системы.
В новом указе президента закреплено прогрессивное увеличение пенсий белорусов. Главное условие — при достижении пенсионного возраста человек продолжает работать и при этом отказывается от получения пенсии.
Так, за первый год работы рост пенсий в этой случае составит 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года размер повышения составит уже 14%, за три года — 24%, за четыре года — 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период.
Механизм отложенной пенсии существовал и до выхода указа. Однако бонус за работу после достижения пенсионного возраста и отказ от получения пенсии был существенно ниже. В этом плане показателен пример, приведенный пресс-службой Администрации президента.
Так, женщина, имеющая стаж работы 37 лет, по выходе на пенсию в 55 лет получит пенсию в размере 1 млн. 401 тыс. рублей. Если бы она продолжила работать и обратилась бы за пенсией только через 5 лет после наступления пенсионного возраста, то размер ее пенсии при ранее действовавшей норме увеличился бы на 642 тыс. рублей, или на 45,8%, и составил 2 млн. 43 тыс. рублей. В соответствии с новыми нормами ее пенсия за отложенный уход на 5 лет вырастет уже на 1 млн. 31 тыс. рублей, или на 73,6%, и составит 2 млн. 433 тыс. рублей.
Эксперты считают, что власти в данном случае преследуют ряд целей.
«За счет нововведения власти намерены повысить уровень доходов пенсионеров, который на сегодня является довольно низким», — отмечает эксперт Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Владимир Жишкевич.
Белорусских пенсионеров действительно нельзя назвать хорошо обеспеченными. По данным Белстат, средний размер пенсий по возрасту в феврале составил 1 млн. 255,2 тыс. рублей. Между тем реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом инфляции) в феврале 2012 года по сравнению с февралем 2011 года уменьшился на 0,5%. Реальный размер пенсий за 2011 год и вовсе уменьшился почти на 23%.
Теперь же действующие и будущие пенсионеры могут рассчитывать на существенные бонусы и реально влиять на размер своей пенсии. «Например, за три года отложенного обращения за пенсией ее размер возрастет приблизительно в 1,4 раза, за пять лет — в 1,7-2 раза (в зависимости от стажа и заработка конкретного пенсионера)», — заявила в интервью БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева.
Она напомнила, что размер средней трудовой пенсии в марте нынешнего года составил 1 млн. 221,9 тыс. рублей, средней пенсии по возрасту — 1 млн. 255,2 тыс. рублей. «Если бы возможность поощрительных премий была у человека пять лет назад, и он бы этим воспользовался, то сегодня получал бы ежемесячно около 2,5 млн. рублей пенсии. Причем этот размер индексировался бы и перерассчитывался впоследствии в соответствии с нормативными документами до конца его жизни», — подчеркнула представитель Минтруда.
Однако власти хотят не только повлиять на размер пенсий, но и одновременно сократить темпы роста реальных пенсионеров, которым выплачивается пенсия, на фоне сокращения трудовых ресурсов. Это, как полагают в правительстве, позволит снизить нагрузку на Фонд социальной защиты населения, финансовая прочность которого остается под вопросом.
По оценкам Минтруда, в 2012 году на 100 работающих белорусов будет приходиться 57 пенсионеров. В 2015 году это число возрастет до 60, а в 2020-м может составить 67 человек. По оценкам экспертов, уже в 2014 году ФСЗН может столкнуться с нехваткой средств для выплаты пенсий. Соответственно, чем больше людей по достижении пенсионного возраста продолжит работать, отказавшись от пенсий, тем меньше нагрузка будет на ФСЗН.
«Изменения в пенсионной системе увеличат заинтересованность граждан отсрочить выход на пенсию, — считает бывший министр труда, социолог Александр Соснов. — Но сложно сказать, насколько. Думаю, на хлебных местах пенсионеров не оставят, разве что по блату. Мне кажется, эти должности займут более молодые сотрудники». При этом эксперт уверен, что часть работающих пенсионеров все равно предпочтет получать одновременно и зарплату, и пенсию, несмотря на обещанные государством бонусы.
По словам Владимира Жишкевича, «любая мера, которая предоставляет человеку, который собирается выйти на пенсию, право выбора, это уже плюс. Выбор лучше, чем его отсутствие».
Вместе с тем эксперт не видит оснований для снижения финансовой нагрузки на ФСЗН.
«Да, первое время, возможно, два-три года, давление на Фонд соцзащиты снизится, сократятся его расходы, и мы получим определенную экономию средств. Но потом те пенсионеры, которые сразу не оформили пенсии, постепенно начнут вливаться в общую систему, и более того — с получением более высоких пенсий. Так что в такой ситуации сложно говорить о долгосрочной экономии», — считает Жишкевич.
С этим соглашается и заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев. «Возможно, Фонд соцзащиты протянет какое-то время, что-то сэкономит, ну а дальше? Ведь за каждый лишний год работы придется давать бонус. А за счет чего?», — задался вопросом Фадеев.
По его словам, указ президента решил лишь вопрос стимулирования более позднего выхода на пенсию, но не решил других проблем, которые сегодня стоят перед пенсионной системой. «Вопрос реформирования пенсионной системы надо решать комплексно, а не какими-то отдельными шагами», — подчеркнул эксперт.
По словам Валерия Фадеева, пора решать вопрос с перераспределением налоговой нагрузки между нанимателями и работниками. Также необходимо принимать более действенные меры по решению демографических проблем.
Кроме того, считает Фадеев, властям придется все же что-то делать с проблемой повышения пенсионного возраста. Эксперт полагает, что правительство могло бы использовать опыт ряда европейских стран, в которых пенсионный возраст увеличивался не одномоментно, а постепенно в течение нескольких лет.
Александр Лукашенко, правда, категорично заявил, что в Беларуси повышение пенсионного возраста не планируется. Однако, как предполагает Александр Соснов, указом № 316 государство как раз и обозначило движение в сторону повышения пенсионного возраста. «Власти рассчитывают приучить людей позже выходить на пенсию, чтобы потом принять официальное решение о повышении пенсионного возраста», — полагает эксперт.
Андрей КОЖЕМЯКИН