Без креста на идее, или Там, где кончается борозда
(Продолжение. Начало в №46 за 13 марта.)
Сорняков бояться – в поле не выходить
В корпорации «Агро-Союз» нас прежде всего интересовал опыт ресурсосберегающего земледелия. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) еще в 1993 году объявила его одним из основных инструментов решения продовольственной проблемы в мире, определив как «агроэкологическую революцию XXI века». По данным ФАО, в настоящее время в мире около 400 миллионов гектаров земли обрабатывается именно по системе ресурсосберегающего земледелия, в том числе около 100 миллионов гектаров по технологии «нулевая» обработка, или NO-TILL (прямой посев).
В корпорации «Агро-Союз» технология NO-TILL применяется более десяти лет. Она исключает механические приемы воздействия на почву. Посев производится при сохраненных и равномерно распределенных пожнивных остатках на полях. Стерня способствует задержанию снега и накоплению влаги, а измельченная солома дает дополнительное биологическое питание почвенным организмам, препятствует испарению.
Особо важную роль в земледелии по системе NO-TILL играют севообороты, которые способствуют снижению засоренности, заболеваемости сельскохозяйственных культур, устранению проблем, связанных с насекомыми и вредителями, увеличивают плодородие почвы и потенциальную рентабельность земли. Глобальное значение технология приобрела благодаря ее экологическим и экономическим преимуществам — они защищают почву от ветровой и водной эрозий, а также существенно снижают затраты.
Еще в 80-х годах прошлого века на территории СССР по почвозащитным сберегающим технологиям обрабатывалось около 60 миллионов гектаров земли, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению в 1976—1980 гг. производства противоэрозионной техники для сельского хозяйства». Однако распад Союза, деление его на самостоятельные государства со своей индивидуальной и часто непредсказуемой системой земледелия приостановили начавшиеся ранее процессы системного внедрения этой технологии. Игнорировались, а в ряде случаев и вовсе были преданы забвению, достижения и наработки в этой области известных ученых и практиков, в том числе Терентия Мальцева, Федора Моргуна и, конечно, российского первопроходца Ивана Овсинского. Все замерло, а кое-где и откатилось далеко назад.
К сожалению, и в Беларуси о ресурсосберегающей технологии обработки почвы забыли на долгие годы. Плуг, как не раз бывало, стал главным орудием хлебороба. И лишь благодаря усилиям энтузиастов прогрессивная система не была предана забвению полностью и получила определенное распространение.
В Минской области, например, до последнего времени из общей площади пахотных земель 1 миллион 92 тысячи гектаров с использованием оборотных плугов обрабатывалось 83 процента площадей и только 17 процентов — по «минимальной». По «нулевой» технологии обработка не велась.
Конечно, это ничтожно мало, ведь там, где внедряют «бесплужку» или вовсе сеют по нетронутой почве, достигают видимых преимуществ. Основными достоинствами системы сберегающего земледелия в условиях нашей республики являются сохранение поверхностного плодородного слоя почвы, эффективное противодействие эрозийным процессам, повышение плодородия почвы, сохранение почвенной биоты, сокращение трудовых затрат до 40 процентов, экономия топлива от 30 до 60 процентов, возможность более раннего сева, сохранение почвенной влаги в неблагоприятные климатические периоды, повышение урожайности от 10 до 30 процентов, снижение рисков, связанных с неблагоприятными погодными условиями. И это отнюдь не голая теория.
В Копыльском районе ресурсосберегающее земледелие несколько лет активно применяют в ОАО «Старица-Агро». Некоторые хозяйства Минского района тоже пошли по этому пути. Однако на общем фоне их усилия остаются практически незамеченными, а достижения никто не пропагандирует, в планах работы аграрных чиновников об этом даже не упоминают. Более того, к ним, как и ко всем остальным, без всякого исключения, например, предъявляются требования по осенней зяблевой вспашке, хотя она в данном случае вовсе ни к чему.
— Что необходимо сделать, чтобы ресурсосберегающие технологии активнее проникали в белорусскую сельскохозяйственную среду? — спросили члены делегации у руководителя агробизнеса корпорации «Агро-Союз», умницы и большого эрудита Эдуарда Романькова.
— Этого надо захотеть, — ответил он.
Многие, наверно, удивятся, но главным тормозом на пути распространения бесплужной обработки почвы, по мнению специалистов корпорации, являются... ученые. Свои кандидатские и докторские диссертации некоторые из них защитили по традиционной обработке почвы, и пересматривать собственные воззрения вовсе не горят желанием. А практики смотрят на ученых. Образуется этакое вроде бы и не совсем заметное, однако достаточно мощное аграрное лобби, преодолеть которое не очень-то просто. Ведь тут тебе и авторитет, и звания, и вхожесть в высокие кабинеты. Кто решится тягаться с такими соперниками?
С высоты своих постов и званий они обосновывают причины, по которым, скажем, у нас в Беларуси не может получить распространения система ресурсосберегающего земледелия. У нас-де и земля не такая, как черноземы Украины и России, и опыт отсутствует, которого предстоит еще набираться, набив себе не одну шишку, и поля при новом подходе к их обработке заполонят сорняки, и еще много-много всего, что делает «бесплужку» персоной нон-грата.
Может, в чем-то оппоненты и правы. Но это частности. Если так рассуждать, говорит Эдуард Романьков, можно ничего не делать, ни к чему не стремиться, довольствоваться тем, что есть. Тогда никому не понадобится ничего доказывать.
У нас не те земли? Так ведь повального внедрения ресурсосберегающих технологий никто и не требует. Давайте внедрим их там, где это можно. И не за счет горстки энтузиастов, а для начала на примере, скажем, одного-двух районов. Получится — пойдем дальше. Нет — останемся с тем, с чем и жили. Хуже не будет.
Недостаток опыта? Приобретем его в конкретных делах с помощью тех, у кого это давно получилось и работает. Скажем, специалистов той же корпорации «Агро-Союз».
Нет специальной техники? Надо изыскать средства на ее закупку. Хотя бы для эксперимента, в единичных экземплярах. Не век же держаться за плуг.
Сорняков бояться — в поле не выходить. В Нижнегородской области России, где автору этих строк тоже приходилось знакомиться с системой ресурсосберегающего земледелия, сорняки уничтожают глифосатами. А дальше о них можно забыть. Если, конечно, производить посев здоровыми семенами, соблюдать в точности остальную технологию.
— Игнорирование даже одного приема может поставить крест на всей идее, — подчеркивает Эдуард Романьков.
И, конечно, надо хотя бы на время отказаться от «валовки», то есть из года в год увеличивать валовые показатели производства продукции любой ценой. Иначе правильный, выверенный севооборот не соблюсти. А при ресурсосберегающем земледелии он обязателен.
Безусловно, в республике определенный опыт ресурсосберегающего земледелия все же имеется. Но его, увы, недостаточно. Поэтому «минималка» и «нулевка» должны стать не уделом энтузиастов, а обрести надежную основу на государственном уровне. Если этого не произойдет, все может так и утонуть в бесконечных спорах о том, а надо ли нам это.
Результатом внедрения ресурсосберегающей технологии в растениеводстве в корпорации «Агро-Союз» является то, что уже более 10 лет на здешних полях не работают культиваторы, а посев производится при сохраненных и равномерно распределенных пожнивных остатках. Применение этой технологии приводит к значительному повышению урожайности сельскохозяйственных культур и позволяет снизить затраты на их выращивание.
Применение технологии NO-TILL дает шанс возродить плодородие почвы, сократить количество необходимой техники (2 трактора вместо 40), снизить расходы на ГСМ=100 до 25 литров на гектар, уменьшить затраты на амортизацию, запчасти и ремонт, изменить структуру затрат в пользу статей, которые имеют наибольшее влияние на урожайность, повысить производительность труда, увеличить прибыль в хозяйствах любого размера, снизить себестоимость производства на 30—50 проц., увеличить урожайность культур и повысить качественные показатели.
«Ни разу никого не подвели. Не подведем и земляков»
Встретить земляка за тысячу с лишним километров от Беларуси приятно. Сергей Лашук, директор ООО «Производственное предприятие «Агро-Союз», родом из Смолевичского района. В корпорации работает не первый год, занимает один из ключевых постов.
Производственное предприятие располагается на площади около 10 гектаров. В отличие от пахотных угодий, которые арендованы у частных владельцев, земля под производственными корпусами предприятия — его собственность. Каждый клочок ее здесь используется с максимальной пользой. Все выверено до мелочей: дорожки, расположение строений, остальная инфраструктура.
Предприятие появилось после того, как учредители корпорации задумали производить по лицензиям импортные машины и оборудование для ресурсосберегающей технологии обработки почвы. В 2000 году здесь был собран первый 18-метровый широкозахватный культиватор и проведены его полевые испытания. А уже через два года состоялось открытие нового цеха серийного производства сельхозтехники площадью 5000 м2, оборудованного современными станками импортного производства. В 2003-м начато серийное производство 18-метровых сеялок и культиваторов «Horsh-Агро-Союз», продукция прошла сертификацию и государственную регистрацию технических условий на серийные изделия.
Через пять лет после того как был собран первый культиватор, производительность предприятия увеличилась до 500 агрегатов в год. В России в Ростове-на-Дону и Данкове Липецкой области были созданы два сервисных центра, два постоянных склада запчастей (в Раменском и Белгороде) и пять сезонных складов, действующих в течение посевных кампаний. На Беларусь, увы, действие завода не распространялось, так как к ресурсосберегающему земледелию на то время у нас относились как к чему-то нереальному.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото автора
(Окончание следует.)