"РусАл" без Вексельберга - status quo или новые риски?
Взаимоотношения крупных акционеров ОК "РусАл" уже давно не были безоблачными - они спорили по целому ряду стратегических вопросов, но сор из избы выносили редко и без особого шума. И вот в последние недели прорвало.
Сначала гранату бросил Михаил Прохоров, охарактеризовавший взаимоотношения акционеров как "конфликт". И если эти слова, произнесенные в ходе телевизионных предвыборных дебатов, можно было списать на остроту политического момента, то заявление Виктора Вексельберга об отставке с поста председателя совета директоров "РусАла" и "глубоком кризисе" компании стало безоговорочной бомбой.
По мнению большинства аналитиков, опрошенных "Интерфаксом", конфликт приведет к росту рисков для алюминиевого гиганта, однако вряд ли завершится сменой его акционеров.
Вскоре после того, как В.Вексельберг сделал заявление, близкий к бизнесмену источник сказал "Интерфаксу", что Sual Partners не будет продавать свою долю в "РусАле". Но даже если бы Sual захотел выйти из капитала алюминиевого гиганта, реальных претендентов на его акции нет, а размещение столь значительного пакета на рынке затруднительно и невыгодно для самого В.Вексельберга, считают эксперты.
Отставка "зиц-председателя"
Во вторник В.Вексельберг, совладелец Sual Partners, которой принадлежит 15,8% акций ОК "РусАл", объявил о своей отставке с поста председателя совета директоров, который он занимал с момента создания объединенной компании в 2007 году.
Отставка В.Вексельберга обнажила конфликт акционеров, позиции которых расходились в вопросе владения 25% акций "Норильского никеля" и заключения алюминиевой компанией долгосрочного контракта с другим акционером, трейдером Glencore (владеет 8,75% акций "РусАла"). Спорным также является вопрос о выплате "РусАлом" дивидендов, которая не проводилась по соглашению с банками-кредиторами с 2008 года. Компания заявляла о том, что выплата дивидендов может возобновиться уже по итогам III квартала 2011 года, после рефинансирования долга компании в размере $11,3 млрд. Долг был рефинансирован, но решение по дивидендам так и не было принято. Позиции О.Дерипаски и В.Вексельберга расходились также по вопросу энергоснабжения уральских заводов группы, осуществляемого подконтрольным В.Вексельбергу "КЭС-Холдингом".
В своем официальном заявлении В.Вексельберг назвал текущее состояние "РусАла" "глубоким кризисом". По его мнению, он вызван "действиями менеджмента", в результате которых "РусАл" превратился из мирового лидера алюминиевой промышленности в компанию, перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов".
"РусАл" в ответ выпустил заявление, в котором говорится, что смена председателя совета директоров назрела. Вопрос о смене председателя совета директоров "уже несколько раз поднимался в рамках дискуссий на заседании совета директоров и планировался к обсуждению на заседании, которое состоится 16 марта", заявила алюминиевая компания. "РусАл" объясняет это "стремлением повысить эффективность работы совета директоров компании", а также тем, что В.Вексельберг "уже больше года фактически перестал выполнять свои функции председателя совета директоров".
"То, что конфликт акционеров "РусАла" зрел - не новость, несмотря на попытки "РусАла" делать хорошую мину. Вексельберг и глава "Онэксима" Михаил Прохоров публично выражали недовольство ситуацией в компании, когда мажоритарий "РусАла" может делать все, что хочет. Вероятно, Вексельбергу надоело быть "зиц-председателем", - считает аналитик "Уралсиба" Валентина Богомолова.
Основания для упреков в адрес менеджмента "РусАла" у В.Вексельберга есть, так как отказ от продажи пакета "Норникеля" и позиция в вопросе дивидендов - не самые желанные действия для миноритариев алюминиевой компании, считает Андрей Лобазов из Альфа-банка.
Benchmark риска
Мнения экспертов о последствиях ухода В.Вексельберга расходятся.
Новость "может оказать отрицательное воздействие скорее на имидж ОК "РусАл", нежели на его операционную деятельность, поскольку управление компанией, по нашему мнению, осуществляет целиком Олег Дерипаска", считают аналитики "Тройки Диалог". По их мнению, в рамках сложного акционерного соглашения "РусАл" дает О.Дерипаске все права контролирующего акционера, в том числе большинство голосов в совете директоров.
Между тем, по мнению аналитика UBS Кирилл Чуйко, накал в вопросе о продаже пакета в "Норникеле" может только нарастать, создавая для "РусАла" политические риски. К.Чуйко считает, что В.Вексельберг и М.Прохоров продолжат давление на менеджмент "РусАла" с тем, чтобы компания продала пакет в "Норникеле": "Сейчас, если дело пошло на явный конфликт, значит, уже могут быть другие ресурсы задействованы. Соответственно, это и политический риск для компании. Не исключаю, что будет задействована и тема с толлингом". "Я бы сказал, что "РусАл" будет benchmark риска в России", - сказал К.Чуйко.
Очередная попытка поставить под сомнение эффективность толлинговых схем, которыми пользуется "РусАл" для переработки на своих российских заводах импортного глинозема, была предпринята на прошлой неделе. По запросу депутата Госдумы от Иркутской области, где расположен крупнейший завод "РусАла" - Братский, этой темой пообещала заняться Счетная палата РФ.
По мнению А.Лобазова, для того, чтобы изменить расстановку сил, В.Вексельберг может отстаивать право на вето (которое он наложил при рассмотрении контракта с Glencore - ИФ) в судах, хотя кардинально повлиять на ситуацию у него вряд ли получится.
Возможные претенденты на долю Sual
Продажа Sual доли в "РусАле", речь о которой впервые зашла больше года назад в ходе обсуждения оферты "Норникеля" о выкупе доли "РусАла" в ГМК, проблематична, но все-таки возможна. Среди возможных претендентов на пакет Sual называются совладелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов, трейдер Glencore, а также "Интеррос" или "Норникель". Часть акций также может быть предложена рынку, считает ряд экспертов.
М.Стискин из "Тройки" считает выход на рынок или продажу А.Усманову вероятными сценариями развития ситуации.
По мнению К.Чуйко из UBS, В.Вексельберг и М.Прохоров будут искать стратегии по выходу из "РусАла" самостоятельно, но многое будет зависеть от соглашения акционеров. "Не секрет, что у Дерипаски есть "право первой ночи", и просто так пакет не продашь", - заявил аналитик UBS.
"С точки зрения долгосрочных перспектив алюминий может быть интересен, но в среднесрочной перспективе - это очень волатильный товар. На этом рынке никогда не было высоких прибылей, возможно, никогда и не будет. Тяжело покупать компанию, у которой не очень высокий уровень рентабельности, при этом громадный уровень долговой нагрузки", - сказал К.Чуйко. Glencore - возможный кандидат, но трейдер не сможет приобрести долю Sual и "Онэксима", она слишком велика. К.Чуйко считает, что часть акций может выплеснуться на рынок, однако они вряд ли вызовут интерес инвесторов.
По соглашению акционеров, продающий свою долю акционер наверняка должен предложить свой пакет существующим, это обычная практика, отмечает В.Богомолова из "Уралсиба", по мнению которой продажа доли Sual не исключена. "Любой из крупных акционеров, как En+, так и "Онэксим", может заинтересоваться (долей Sual - ИФ), но Дерипаска более стеснен в средствах. Вряд ли пакет появится на рынке, он очень велик", - сказала В.Богомолова.
Она не исключает и "интригующий сценарий" - продажа доли Sual "Интерросу" или "Норникелю". "Хотя "Норникелю" интереснее выкупить свою долю у "РусАла", а не приходить в "РусАл", - добавила аналитик "Уралсиба".
В отличие от идеи с "Интерросом"/"Норникелем" приход "Металлоинвеста" для О.Дерипаски более позитивен - у "Металлоинвеста" с "РусАлом" действует коалиция в совете директоров "Норникеля". Этот приход может оживить идею создания горнорудного гиганта, считает В.Богомолова. По ее мнению, "Металлоинвест", в свое время обсуждавший возможность слияния с "Норникелем", может интересоваться подобными перспективами применительно к "РусАлу". "Возможно, Алишер Усманов по-прежнему не против с кем-нибудь слиться, но вопрос - насколько ему интересен "РусАл" с его высоким долговым портфелем", - сказала В.Богомолова. Но конечное решение по таким глобальным сделкам - за правительством.
Реальных покупателей на пакет Sual нет, считает А.Лобазов (Альфа-банк): "Говорить о том, что в ближайшее время может состояться такая сделка, нельзя. Думаю, что пока останется status quo".
"Интерросу" и менеджменту "Норникеля" сейчас не интересно покупать долю Sual - им уже удалось существенно ослабить позиции "РусАла" в "Норникеле". "С этим пакетом "Норникель" ничего не сможет изменить в "РусАле", тем более это конфликтующий акционер. "РусАл" (для ГМК - ИФ) - малопривлекательная инвестиция, дивидендов вряд ли стоит ждать в ближайшее время, и синергия с "Норникелем" отсутствует", - сказал А.Лобазов. Glencore уже добилась своих целей в сбыте "РусАла", и наращивание доли трейдеру не нужно. Вывод доли Sual на рынок - не очень грамотный маневр, считает аналитик Альфа-банка, так как это создаст большое давление на бумаги и исключит возможность для В.Вексельберга выйти из "РусАла" с премией.
Представитель "Норникель" во вторник заявил "Интерфаксу", что у ГМК в настоящий момент нет планов по выкупу доли Sual, а также по очередной оферте "РусАлу".
Крупнейшим акционером "РусАла" с долей в 47,71% является En+ гендиректора алюминиевой компании Олега Дерипаски. Группе "Онэксим" Михаила Прохорова принадлежит 17,02%, международному трейдеру Glencore - 8,75%. Free float составляет около 10,75%.
Фото: Итар-ТАСС