СОЗДАНИЕ ХОЛДИНГОВ — НЕ МОДА
01.03.2012
—
Новости Экономики
На минувшей неделе английское слово холдинг стало весьма популярным в Беларуси. И отнюдь не случайно. В нынешней экономической реальности (всеобъемлющей, а не только отечественной) корпоративный мир буквально захлестнула волна объединений, слияний, поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, энергетики, компьютерщики, финансисты… Оно и понятно, ведь вместе выжить в суровых условиях ужесточающейся конкуренции легче. А холдинги как раз и создаются ради завоевания новых секторов рынка и снижения издержек, что в итоге позволяет повысить конкурентоспособность компании и, соответственно, ее капитализацию. Что это означает для белорусских предприятий, тем более в условиях функционирования Единого экономического пространства с Казахстаном и Россией, думается, особо объяснять не надо.
Поэтому более чем своевременным стало обсуждение в прошедшую пятницу на совещании у главы государства вопросов, связанных с образованием холдингов в республике. И хотя разговор шел о создании крупных компаний в молокоперерабатывющей отрасли, по сути своей он носил концептуальный характер. Ибо касался ключевых вопросов образования и деятельности холдингов в нашей стране.
Основной из них, безусловно, заключается в том, кто будет собственником управляющей компании — государство или частник. В данной связи Президент вполне обоснованно заметил, что проблема государственно-частного партнерства зачастую трактуется слишком упрощенно и односторонне — все сводится к приватизации предприятий и, по существу, к вытеснению государства из экономики. Такой подход никак не назовешь сбалансированным, особенно когда речь идет об отраслях, имеющих стратегическую значимость. А ведь именно в них в первую очередь и планируется создавать холдинги. Действительно, где гарантия того, что частник, озабоченный прежде всего получением прибыли, не займется производством только той продукции, которая пользуется особым спросом на внешних рынках, оставив внутренний на волю судеб. В той же молокопереработке, скажем, это будет означать фактический отказ от выпуска социально значимой продукции. Допустить этого государство, естественно, не может. Поэтому Президент высказался совершенно определенно: все создаваемые холдинги должны быть под управлением государства.
В связи с этим естественным образом возникает другой существенный вопрос — о привлечении инвесторов. Не секрет, что они охотнее вкладывают средства в те предприятия, которые, во-первых, относятся к негосударственной форме собственности и, во-вторых, представляют перспективные отрасли. О том, что в Беларуси в последние годы проводится планомерная работа по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, равно как и о том, что самое пристальное внимание уделяется развитию ключевых отраслей экономики, лишний раз говорить не приходится. Понятно и то, что эффективность экономической деятельности любого холдинга напрямую зависит от эффективности работы всех входящих в него компаний. А ее невозможно добиться без проведения серьезной технической и технологической модернизации, что, в свою очередь, требует инвестиций. Поэтому без привлечения иностранных инвесторов нам не обойтись. Но тут следует четко определить правила игры, поскольку любой инвестор уж точно не нужен. В данной связи трудно не согласиться с министром сельского хозяйства и продовольствия Михаилом Русым, который считает, что инвестор должен представить конкретные объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, строго соблюдать временные рамки реализации инвестпроектов, а кроме того, приходить либо со своим капиталом, либо с ресурсами иностранного банка. При таком подходе никто не останется внакладе: ни государство (читай, мы с вами), ни инвестор, который свою прибыль получит.
Разумеется, решение этих и многих других, связанных с созданием и развитием холдингов в республике, вопросов — дело непростое. Но и откладывать его в долгий ящик нельзя. Поскольку в условиях нарастающей конкуренции именно проведение структурной реорганизации предприятий валообразующих, экспортоориентированных отраслей позволит поднять эффективность их работы за счет экономии затрат, связанных с закупкой сырья и материалов, рационально управлять процессом модернизации и технического перевооружения производства, осуществить централизацию инвестиций, определить оптимальную линейку экспортной продукции, разработать четкую специализацию по брендам, выстроить грамотную логистику и в конечном итоге повысить конкурентоспособность белорусской экономики.
Надо сказать, что в Беларуси это прекрасно понимают. Лишнее подтверждение тому — подписанный главой государства в минувший понедельник указ, определяющий порядок создания и развития холдинговых структур в системе Министерства промышленности. Документ тем более актуальный, что с участием организаций Минпрома уже образовано три холдинга — «Горизонт», «БелОМО», «Автокомпоненты», а в нынешнем году планируется создать семь новых в таких ключевых отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, металлургия, электроника. Уже одно это перечисление свидетельствует о том, что Беларусь следует в русле общемировой тенденции: холдинги — не мода, а требование времени.
Владимир НАПРЕЕВ