Белорусские чиновники разбегаются из-за низкой зарплаты
Падение реальных зарплат госслужащих, вызванное девальвацией, может вызвать острый дефицит квалифицированных кадров в органах власти. Чиновникам, правда, вроде как собираются поднять весной зарплату, однако пока это достаточно неконкретные планы. Между тем, в 2011 году процесс оттока кадров начался вполне конкретный и не где-нибудь, а в правительстве.
МАЗ лучше министерства
По февральским данным из госорганов, которые получила интернет-газета Naviny.by, в настоящее время «происходит отток высококвалифицированных специалистов» из органов власти «в коммерческие отрасли и отрасли реального сектора экономики».
Причина этого явления, как ранее сообщала интернет-газета Naviny.by, — низкие зарплаты чиновников, которые в реальном выражении сильно упали в результате двух девальваций.
При сегодняшнем уровне зарплат рассчитывать, что в госорганы придут квалифицированные специалисты, не приходится.
По данным на январь 2012 года, в исполкомах заработная плата работников, впервые принятых на должности государственных служащих и не имеющих класса государственного служащего, по ряду должностей составляет менее миллиона белорусских рублей (около 120 долларов).
В кадровом управлении Гомельского облисполкома интернет-газете Naviny.by рассказали, что на местах специалисты предпочитают работать в бюджетной сфере, нежели идти на госслужбу.
«Мы ощущаем, что специалисты не хотят сегодня идти к нам на работу. Если сравнивать нашу зарплату с зарплатой специалистов на ведущих предприятиях, то она отличается в разы. В районах нам сложно привлечь специалистов — учителя зарабатывают больше, чем работники местных органов власти», — констатировал в беседе с корреспондентом Naviny.by представитель Гомельского облисполкома.
Проблемы, которые видны сегодня на местном уровне, хорошо просматривались на уровне правительства еще в прошлом году. Негативная кадровая тенденция, наметившаяся в госаппарате, была заметна уже осенью 2011 года.
За январь-сентябрь 2011 года из Аппарата Совета министров уволился 41 сотрудник (более 12% от общей численности). Такой текучести кадров в былые времена в правительстве не наблюдалось. Несмотря на кажущуюся престижность работы в Совмине, квалифицированные специалисты предпочитали искать более хлебные места.
Ведь зарплаты в госорганах, как показывают данные официальной статистики, оказались в прошлом году одними из самых низких.
Вот как распределилась среднемесячная зарплата по видам экономической деятельности за 2011 год: «государственное управление» — 2,15 млн. рублей, «финансовое посредничество» — 3,46 млн. рублей, «научные исследования и разработки», — 2,65 млн. рублей, «образование» — 2,58 млн. рублей, «здравоохранение» (врачи) — 2,6 млн. рублей.
Глядя на эти данные, квалифицированный специалист, конечно же, не пойдет работать в госаппарат. Кстати, расчеты чиновников, проведенные осенью 2011-го, показали, что в течение первого года работы главный специалист Минпрома зарабатывает в 2,3 раза меньше, чем молодой специалист на МАЗе.
Новая зарплата чиновников
Критическая ситуация с доходами чиновников оказалась в центре внимания правительства еще в ноябре 2011 года. По информации Naviny.by, премьер-министр Михаил Мясникович обращался тогда лично к Александру Лукашенко с предложениями, как проблему, связанную с материальным положением госслужащих, решить.
Суть предложений Мясниковича сводилась, главным образом, к нескольким вещам. Первое — сокращение штата. Белорусский премьер предложил уменьшить штат госаппарата на 20-25% и тем самым сэкономить деньги, которые затем будут направлены на повышение зарплат госслужащим, которые останутся работать.
Начать кадровую реформу Мясникович предложил с Аппарата Совмина и двух министерств. Дать добро на запуск этой реформы Мясникович просил Лукашенко, и 21 ноября положительный ответ с Карла Маркса, 38 поступил. 30 декабря 2011 года Михаил Мясникович подписал постановление № 1784 о запуске кадровой реформе в Аппарате Совета министров.
Кстати, помощник президента Сергей Ткачев, по имеющейся информации, в целом одобрил кадровый эксперимент, но считал, что начинать реализовывать реформу стоит не с Аппарата Совмина, а с отдельного министерства. Мол, тогда и последствия в случае неудачи кадрового эксперимента будут менее болезненными.
Тем не менее, предложение Мясниковича осталось в силе, и кадровый эксперимент начался именно с Аппарата Совмина. Рабочей группе, которая занимается реализацией кадровой реформой, поручено к 1 марта подготовить изменения в порядок «материального стимулирования государственных служащих».
Новый порядок «материального стимулирования» работников Аппарата Совмина будет заключаться в изменении структуры зарплаты госслужащих. До последнего времени зарплата чиновника Аппарата Совмина, как и всех госслужащих, состояла из оклада, надбавки за класс, за особые условия госслужбы, за выслугу лет и премии.
Перечисленные виды выплат носили в основном постоянный характер, и в правительстве пришли к выводу, что нужно ввести переменную часть, которая существенным образом будет влиять на доходы госслужащих и мотивировать чиновников работать лучше. Речь идет о том, чтобы размер премии, которая может выплачиваться дополнительно, составляла примерно половину от уровня заработной платы чиновника.
Деньги на премиальную (переменную) часть правительство планирует изыскать за счет сокращения штата Аппарата Совмина на 20%.
Если кадровый эксперимент, который инициировал Михаил Мясникович, окажется успешным, отток кадров из госаппарата удастся прекратить. В противном случае наиболее квалифицированные сотрудники уйдут работать в коммерческие структуры. Ну а менее квалифицированные будут готовить решения, по которым придется жить всей стране.
Дмитрий ЗАЯЦ