"В Минске огромное количество госпредприятий, паразитирующих на арендаторах"
20.02.2012 08:55
—
Новости Экономики
"В Минске огромное количество госпредприятий, паразитирующих на арендаторах"
!["В Минске огромное количество госпредприятий, паразитирующих на арендаторах"](http://www.21.by/pub/news/2012/02/1329719642696627.jpg)
Фото: ByMedia.net
Объекты есть, желания нет
Председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов на недавнем круглом столе с представителями бизнес-союзов посетовал, что по отчуждению арендуемого имущества СМИ пускают много пыли, а когда ГКИ через исполкомы запросил предпринимателей, готовы ли они выкупать арендуемое имущество, в таком желании признался только 1%.
Причину Кузнецов видит в том, что низкая арендная плата и отсутствие необходимости вкладывать средства вполне устраивает предпринимателей. "Разве что те, кто занимается серьезным производством, хотят иметь собственную недвижимость", - предположил он.
Предприниматели с такой оценкой категорически не согласны. И проблемы видят две: отсутствие возможности купить то, что продается, и сложности (причем далеко не всегда объективные) с теми объектами, которые продавать не спешат.
"Бизнес достаточно молодой, накопить средств и создать крепкий средний класс предпринимательства нам не удалось", - констатировала вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодатель Лилия Коваль.
Она подчеркнула, что любой частный бизнес стартует на арендованных площадях, а уже здесь возникают многочисленные проблемы и конфликты, не позволяющие предпринимателю встать на ноги. А ведь даже арендованное помещение сразу требует серьезных вложений, особенно если это магазин или объект общепита.
В качестве печального примера Коваль привела предприятие общепита "Лунный амулет", которое 10 лет арендовало помещение у Министерства обороны. "За это время сделали капитальный ремонт, косметический, отдельные выходы, и вот за два месяца приходит новое руководство и предприятию говорят "до свидания". Человек забирает свои кастрюли, холодильное оборудование и уходит на улицу", - сетует Коваль. "Что он может купить? Взять кредит сейчас под 60% – самоубийство", - добавила она.
Не меньше проблем у производственных предприятий, которые в таких же арендных условиях висят на волоске. В качестве примера вице-председатель МССПиР привела фабрику "Комильфо" "10 лет аренды в Лиде. Взят кредит – 500 тыс. долларов, закуплены новые линии, оборудование смонтировано. Приходит новый директор, и производственное предприятие за месяц выбрасывают на улицу. Чтобы демонтаж оборудования произвести 20 тыс. долларов нужно! На предпринимателе кредит, куча заказов, штрафные санкции за невыполнение заказов, Предприятие переезжает в Молодечно, все в долгах, и начинает с нуля", - констатировала Лилия Коваль.
Законный вопрос
Очевидно, что на любой конфликт должен быть законодательный ответ. А здесь есть нюансы. С одной стороны, способов выкупа арендуемых площадей в белорусском законодательстве прописано достаточно.
Как рассказал заместитель директора Фонда государственного имущества Госкомимущества Владимир Ковалевский, в Беларуси есть возможность предоставить бизнесу огромное количество площадей: от советских времен остались огромные промышленные предприятия, масштаб которых превышает потребности Беларуси, есть бывшие военные городки, много незавершенки. "Сейчас каждый неиспользуемый государственный объект мы знаем в лицо", - заверил Ковалевский.
Он рассказал, что с 2007 года до настоящего времени было вовлечено в хозяйственный оборот 16,5 тыс. неиспользуемых объектов недвижимости. Есть еще порядка 4 тыс. объектов, причем половина предлагается именно для продажи. Законодательных препятствий в ГКИ не видят: есть и возможность серьезного понижения стоимости при повторных торгах, проводятся голландские аукционы (с понижением цены до 80%), есть возможность продажи объекта на аукционе с начальной ценой в 1 базовую величину.
Оговорена и норма о предоставлении бизнесу в пользование объекта недвижимости на срок реализации инвестпроекта, с дальнейшей возможностью получить объект в собственность. "Сперва мы опробовали эту схему на малых и средних городах, потом распространили возможность такой передачи на все регионы республики за исключением областных центров и Минска, сейчас, видя, что не продаются объекты в областных центрах даже с понижением стоимости на 80% мы вышли с инициативой о распространении этой возможности на всю территорию страны, включая Минск. Решение смелое. Но оно оправдано жизнью", - рассказал Ковалевский.
Итак, выкупить можно многое, убеждают в ГКИ, но не все. "Посудите сами: настаивать на выкупе отдельных комнат в многоэтажном здании не рационально. Кроме того, выкуп не должен нарушить режимность госпредприятия, его технологический процесс. Все надо рассматривать индивидуально, не нарушая интересы ни одной из сторон", - объяснил Ковалевский.
В качестве примера он привел коммунальное предприятие в Минской области. История такова: арендатор арендует склады у госпредприятия более 10 лет. Оно за полгода предупреждает частника, что договор аренды заканчивается и продлен не будет: есть бизнес-план, и склады нужны самому. "Директор госпредприятия, может, и не против старые склады продать арендатору, построив себе новые, но для это нужно место, а расшириться часто некуда. Зачем толкать госпредприятия на то, что сегодня он продаст арендованное имущество, а завтра пойдет строить?", - поинтересовался представитель ГКИ.
Конфликт интересов: на чью сторону встанет государство?
Как раз здесь бизнес-сообщество видит серьезный конфликт интересов. Ведь на все просьбы предпринимателей о выкупе площадей это и есть стандартный ответ: "А у меня бизнес-план!".
Как раз такая история и была озвучена на круглом столе. Участники конфликта: собственник помещений по улице Минина в Минске - НИИ стройматериалов, арендатор – ООО "Продукты питания" (марка "Ланна").
Директор НИИ Григорий Малиновский рапортует: уже три года НИИ активно развивает собственные производства, каждый год удваивает объемы, пошел экспорт (6 млн долларов в 2011 г), скоро должны сдать завод по производству керамических блоков в Венесуэле, ведут научное сопровождение новых цементных заводов. А территория всего 3 га, практически всех арендаторов за это время пришлось выселить. Крупный арендатор остался один – "Ланна". Под площади "Ланны" (около 800 кв м) тоже есть бизнес-план по размещению импортозамещающего производства муфт для соединения арматуры. Затрачено на него уже более 1,5 млрд рублей на подготовку производства, 100 тыс. евро ушло на закупку оборудования.
Да и отношения с арендатором складываются не блестяще. "Арендатор был крайне недобросовестный, не выполнял обязательства, только за прошлый год мы в судах отсудили более 100 млн рублей" - жалуется директор, перечисляя, что вопросы были по просрочке коммунальных платежей, по оплате аренды, по санитарным условиям.
Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин приводит иные факты: "Ланна" работает на этих площадях 10 лет, трудятся 200 человек, 50% выпускаемой продукции идет на экспорт, в Россию, в США, есть награды и медали. А финансовые проблемы в прошлом году были у многих, не только частных компаний.
"Но если я квартирант, снимаю помещение на десять лет, так надо думать, что будешь потом делать! За это время надо строить или покупать свою недвижимость, на которую можно перенести производство. Думать надо о будущем, а не жить одним днем", - возмутился Георгий Кузнецов. Калинину было чем парировать. "А куда съехать-то той же "Ланне"? Строиться-то в Минске невозможно!", - развел руками он.
Решить конфликт в общем виде, приняв какой-то нормативно-правовой акт, невозможно. Подход нужен индивидуальный. "Нужен анализ, что государство получит. Ланна работает на экспорт, 200 рабочих мест, а господин Малиновский имеет бизнес-план: поставить два станка, создать 4 рабочих места. К примеру. Решение должно приниматься на основе четкой методики, позволяющей оценить, продавать ли арендуемое помещение", - отметил Калинин.
"…Чтобы развивался частный бизнес, а не жировала администрация"
Но в первую очередь Александр Калинин призвал разобраться с теми предприятиями, у которых арендаторы занимают большую часть площадей. "Эти предприятия должны быть преобразованы в технопарки, изъяты у министерств и сдаваться в аренду по приемлемой ставке, чтобы развивался частный бизнес на этих площадях, а не жировала администрация. В такой технопарк можно и выселять арендаторов, если у владельца недвижимости действительно есть серьезная программа", - предложил он.
В Минске, подчеркнул Калинин, огромное количество предприятий республиканской формы собственности, в том числе преобразованных в ОАО, которые паразитируют на арендаторах. "Например, ОАО "Сукно". Я вмешивался сам в конфликт. Пришел новый директор, и первое, что сделал, – поднял арендную плату в два раза, начал закрывать доступ, пока не подпишут новый договор. Мотив: мне надо поднять зарплату основным работникам. За счет арендаторов", - поделился он.
Председатель Белорусского союза предпринимателей напомнил, что генпланом Минска не предусмотрено ни одного квадратного метра под строительство производственных площадей. "Зато была произведена инвентаризация в 2007 году, и хотелось бы к ее результатам получить доступ. Рабочая группа при Мингорисполкоме стала запрашивать данные по ряду предприятий республиканской подчиненности. Так в одной бумажке предприятие пишет: 15 тыс. кв м, в другой – 10 тыс. То есть на 5 тыс. у них гуляют цифры по производственным площадям!", - возмутил он.
"Кроме того, нет методики обсчета эксплуатационных расходов – бывает, что они начинают в разы превышать сумму арендной платы. Просто все расходы на администрацию вешаются на арендаторов, а они это на себестоимость относят, а это конкурентоспособность продукции", - добавил Калинин.
Сейчас, рассказал председатель Белорусского союза предпринимателей, бизнес-союзы при участии Мингорисполкома и Госкомимущества пытаются выработать группы критериев по оценке эффективности использования производственных площадей, как арендованных, так и собственных. "Мы близки к завершению этой работы", - констатировал Калинин.
Георгий Кузнецов только отметил, что ГКИ может говорить исключительно о государственной собственности. "А ЗАО, ОАО – это предприятия частной формы собственности". "Контрольный-то пакет – государственный" - улыбнулся Калинин.
По стороны сошлись на том, что "диалог надо интенсифицировать".