Почему не выполняется Государственная программа развития туризма?
13.02.2012 11:34
—
Новости Экономики
Почему не выполняется Государственная программа развития туризма?
В конце минувшей недели в Министерстве спорта и туризма состоялось расширенное заседание коллегии Департамента по туризму, во время которой обсуждался всего один вопрос – реализация Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы.
В 2011 году границу Беларуси пересекли 4 037 078 иностранцев, хотя белорусские чиновники надеялись, что прибытий, подсчитанных по методологии ВТО, будет на 400 000 больше. И судя по всему, среди плановых показателей, по которым оценивается эффективность туристической отрасли Беларуси, по итогам года удастся достигнуть всего один. Пока нет окончательных статистических данных, но по прогнозам Департамента по туризму МСиТ, которые озвучил во время коллегии заместитель директора департамента Андрей Мартынов, количество организованных туристов, посетивших в 2011 году Беларусь, немного превысит запланированные 130 тысяч. Что касается еще одного показателя – экспорта туристических услуг, то при плане 175 миллионов долларов США в 2011 году туризм принес в бюджет только 151,6 миллиона долларов. При этом по сравнению с 2010 годом рост составил 9,8%, хотя и не достиг запланированного уровня. В то же время, по словам Андрея Мартынова, главной проблемой, помешавшей выполнить плановые показатели, стала девальвация белорусского рубля и разница курсов, возникшая в начале летнего сезона: в 2011 году в белорусских рублях экспорт туристических услуг вырос до 187% по сравнению с 2010 годом.
Из всех регионов Беларуси только Витебская область смогла выполнить план: в 2011 году регион заработал на иностранных туристах 11,69 миллиона долларов, а рост экспорта составил 26,8% к уровню 2010 года. Как отметила начальник сектора туризма и оздоровления населения Управления физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома Наталья Елисеева, валютный кризис, безусловно, не мог не отразиться на туризме, однако благодаря немалым вложениям в инфраструктуру региона с проблемами все-таки удалось справиться. "В рамках областной программы "500" на территории области было открыто 30 объектов придорожного сервиса и 28 домов охотника, обустроено 45 зон отдыха. В девяти приграничных районах были установлены информационно-рекламные щиты. При районных отделах физической культуры, спорта и туризма было создано 13 туристско-информационных центров, – такую информацию Наталья Елисеева привела в ответ на вопрос, как Витебская область смогла достичь плановых показателей. – Мы регулярно выезжаем в районы с наибольшим удельным весом в общем объеме туристических услуг, чтобы посмотреть, что реально востребовано и необходимо туристам. Кроме того, в прошлом году мы провели пять рекламных туров для российских операторов, что также сработало на увеличение потока туристов".
В общем объеме экспорта туристических услуг доля Витебской области составляет около 8%, в то время как доля Минска – 51%. Однако Минск, который в 2011 году заработал на иностранных туристах 77 миллионов долларов, или всего на 4,3% больше, чем годом ранее, не сумел достичь заданной планки. По мнению Андрея Мартынова, одна из основных причин, из-за которой столица не справилась с поставленной задачей, заключается в работе минских отелей. Во-первых, в апреле 2011 года на ремонт была закрыта одна из самых популярных гостиниц – "Беларусь", 600 номеров которой были загружены почти на 100% круглый год. Во-вторых, минским гостиницам стоило бы проводить более гибкую ценовую политику, устанавливая более низкие цены на выходные дни. "Мы консультировались в Министерстве по налогам и сборам, никаких законодательных ограничений для этого нет", – подчеркнул Андрей Мартынов и добавил, что применять такой подход в скором времени начнут средства размещения Бреста. Кроме того, департамент предлагает разрешить гостиницам принимать оплату в любой валюте.
"Сегодня туриста не привлекает просто пребывание в гостинице, ему нужна анимация, хороший смотровой ряд, активный отдых, – отметил министр спорт и туризма Олег Качан, выступая на коллегии. – Туризм, о котором мы говорим, – это реальный сектор экономики, в котором надо работать предметно, точечно, системно. В Минске, к сожалению, нет глубины работы, нет системы. Раньше в планы закладывали объем платных туристических услуг, из которых 94% составлял импорт. Теперь – экспорт, потому что ситуацию можно назвать нормальной, когда один турист выехал, а десять – въехали. Экспорт можно увеличивать только в том случае, если существует достойный внутренний продукт, а его нет". По мнению Олега Качана, недостаточный рост экспорта туристических услуг в Минске не в последнюю очередь связан с проблемами в вертикали государственного управления туризмом: зачастую в районных исполнительных комитетах один и тот же чиновник отвечает и за развитие детского спорта, и за создание туристической инфраструктуры.
Меньше всего в 2011 году заработала на экспорте туристических услуг Могилевская область – 4,6 миллиона долларов, а самый медленный рост продемонстрировала Гродненская область – 4,3% к уровню 2010 года. По подсчетам заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги, чтобы восстановить темп, заданный государственной программой, в 2012 году туристическая отрасль должна увеличить экспорт на 50–60%.
В 2011 году границу Беларуси пересекли 4 037 078 иностранцев, хотя белорусские чиновники надеялись, что прибытий, подсчитанных по методологии ВТО, будет на 400 000 больше. И судя по всему, среди плановых показателей, по которым оценивается эффективность туристической отрасли Беларуси, по итогам года удастся достигнуть всего один. Пока нет окончательных статистических данных, но по прогнозам Департамента по туризму МСиТ, которые озвучил во время коллегии заместитель директора департамента Андрей Мартынов, количество организованных туристов, посетивших в 2011 году Беларусь, немного превысит запланированные 130 тысяч. Что касается еще одного показателя – экспорта туристических услуг, то при плане 175 миллионов долларов США в 2011 году туризм принес в бюджет только 151,6 миллиона долларов. При этом по сравнению с 2010 годом рост составил 9,8%, хотя и не достиг запланированного уровня. В то же время, по словам Андрея Мартынова, главной проблемой, помешавшей выполнить плановые показатели, стала девальвация белорусского рубля и разница курсов, возникшая в начале летнего сезона: в 2011 году в белорусских рублях экспорт туристических услуг вырос до 187% по сравнению с 2010 годом.
Из всех регионов Беларуси только Витебская область смогла выполнить план: в 2011 году регион заработал на иностранных туристах 11,69 миллиона долларов, а рост экспорта составил 26,8% к уровню 2010 года. Как отметила начальник сектора туризма и оздоровления населения Управления физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома Наталья Елисеева, валютный кризис, безусловно, не мог не отразиться на туризме, однако благодаря немалым вложениям в инфраструктуру региона с проблемами все-таки удалось справиться. "В рамках областной программы "500" на территории области было открыто 30 объектов придорожного сервиса и 28 домов охотника, обустроено 45 зон отдыха. В девяти приграничных районах были установлены информационно-рекламные щиты. При районных отделах физической культуры, спорта и туризма было создано 13 туристско-информационных центров, – такую информацию Наталья Елисеева привела в ответ на вопрос, как Витебская область смогла достичь плановых показателей. – Мы регулярно выезжаем в районы с наибольшим удельным весом в общем объеме туристических услуг, чтобы посмотреть, что реально востребовано и необходимо туристам. Кроме того, в прошлом году мы провели пять рекламных туров для российских операторов, что также сработало на увеличение потока туристов".
В общем объеме экспорта туристических услуг доля Витебской области составляет около 8%, в то время как доля Минска – 51%. Однако Минск, который в 2011 году заработал на иностранных туристах 77 миллионов долларов, или всего на 4,3% больше, чем годом ранее, не сумел достичь заданной планки. По мнению Андрея Мартынова, одна из основных причин, из-за которой столица не справилась с поставленной задачей, заключается в работе минских отелей. Во-первых, в апреле 2011 года на ремонт была закрыта одна из самых популярных гостиниц – "Беларусь", 600 номеров которой были загружены почти на 100% круглый год. Во-вторых, минским гостиницам стоило бы проводить более гибкую ценовую политику, устанавливая более низкие цены на выходные дни. "Мы консультировались в Министерстве по налогам и сборам, никаких законодательных ограничений для этого нет", – подчеркнул Андрей Мартынов и добавил, что применять такой подход в скором времени начнут средства размещения Бреста. Кроме того, департамент предлагает разрешить гостиницам принимать оплату в любой валюте.
"Сегодня туриста не привлекает просто пребывание в гостинице, ему нужна анимация, хороший смотровой ряд, активный отдых, – отметил министр спорт и туризма Олег Качан, выступая на коллегии. – Туризм, о котором мы говорим, – это реальный сектор экономики, в котором надо работать предметно, точечно, системно. В Минске, к сожалению, нет глубины работы, нет системы. Раньше в планы закладывали объем платных туристических услуг, из которых 94% составлял импорт. Теперь – экспорт, потому что ситуацию можно назвать нормальной, когда один турист выехал, а десять – въехали. Экспорт можно увеличивать только в том случае, если существует достойный внутренний продукт, а его нет". По мнению Олега Качана, недостаточный рост экспорта туристических услуг в Минске не в последнюю очередь связан с проблемами в вертикали государственного управления туризмом: зачастую в районных исполнительных комитетах один и тот же чиновник отвечает и за развитие детского спорта, и за создание туристической инфраструктуры.
Меньше всего в 2011 году заработала на экспорте туристических услуг Могилевская область – 4,6 миллиона долларов, а самый медленный рост продемонстрировала Гродненская область – 4,3% к уровню 2010 года. По подсчетам заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги, чтобы восстановить темп, заданный государственной программой, в 2012 году туристическая отрасль должна увеличить экспорт на 50–60%.