Министр сельского хозяйства Беларуси рассказала как раздоить корову

Источник материала:
08.02.2012 17:57 — Новости Экономики

О том, как белорусское сельское хозяйство подготовилось к предстоящей посевной кампании, можно ли обеспечить внутренний рынок своим чесноком, а внешний – белорусской картошкой, а также о непростой судьбе коров рассказала на пресс-конференции в среду первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Надежда Котковец.

И себе, и людям

 
Экспорт предприятий Минсельхозпрода в 2011 г. вырос на 12% до 2,479 млрд долларов. Структура экспорта традиционна: молокопродукты (58,6%), мясо и мясопродукты (30,4%), казеин (3,4%), яйцо (1,5%). 
 
"Если по поставкам молочной продукции, мяса и мясной продукции на экспорт у нас сложились традиции, товаропроводящие сети, то мы понимаем, что должны более серьезно подумать над другой продукцией. Беларусь серьезно утеряла и медленно восстанавливает свой имидж, например, по поставкам картофеля на экспорт", - посетовала Котковец. Аналогичные проблемы – с поставками других овощей. 
 
"Правильно, что строим картофелехранилища, овощехранилища, чтобы весь объём, который вывалится на рынки одновременно осенью, чтобы мы его могли хранить и реализовывать в другом ценовом параметре", - отметила замминистра.
 
Основным рынком для Беларуси остается Россия, куда в 2011 г. было поставлено продукции на 2,209 млрд долларов (+10% к 2010 г.). Активность белорусских сельхозпроизводителей на других рынках позволила нарастить экспорта в 1,4 раза, но объемы остались незначительными: 156,8 млн долларов.
 
При этом министерство озабочено снижением цены на сельхозпродукцию в России, что укрепляет готовность посражаться и за рынки третьих стран. 
 
В страны дальнего зарубежья организации Минсельхозпрода за 2011 год экспортировали продукции на 113,2 млн долларов (+20,7% к 2010 г.), в том числе в страны ЕС – на 91,3 млн долларов (+10,4%).
 
"Только вернулась с переговоров с Ираном. В прошлом году туда поставили 250 тонн говядины, переговоры идут о поставках сухого молока и масла. Доезжаем до Алжира, Венесуэлы, Ирана, Вьетнама и Мьянмы – туда должна поехать первая партия из 100 тонн сухого цельного молока", - обозначила перспективы Котковец. 
 
При этом она подчеркнула, что и потребности внутреннего рынка в овощах сельхозпроизводители "закрывают легко, абсолютно без напряжения". "Недостатка в белорусской продукции по овощам и картофелю нет. Из импортной продукции, которая присутствует в магазинах, можно согласиться только с чесноком!" 
 
Впрочем, в Минсельхозпроде полны решимости обеспечить внутренний рынок и чесноком. 
 
Социальная "молочка": она есть или ее нет?
 
Больше проблем с молочной продукцией. В частности, на пресс-конференции были озвучены жалобы на дефицит "социальной" молочной продукции, в частности творога, в Барановичах (о таких проблемах в Брестской области сообщалось на днях). Завмаги при этом разводят руками и сетуют на невыполнение заявок молокозаводами. "Будем разбираться с каждым конкретным случаем. Это не система, это отдельные ситуации!" - возмутилась Надежда Котковец, переспросив номер магазина, на который были жалобы, и пообещав сразу по завершении пресс-конференции позвонить местному производителю. 
 
Она заверила, что объемы поставок социальной продукции молочные предприятия не снижали. "Есть вопросы и к торговле: захожу к вам в пресс-центр – прилавок внизу. "Почему нет молока 3,2% жирности?" А продавец не в курсе. А надо разбираться, поднимать всю цепочку!" - подчеркнула замминистра. 
 
Не подтвердила она и наличие ограничений на отпуск молочной продукции в одни руки в пограничных с Россией регионах. "Ни я, ни министр такую команду не давали", - отрезала Котковец. 
 
"Мы ее растелим. Раздоим. Получим корову"
 
Отдельным блоком прозвучал сегодня "коровий" вопрос. В частности, Котковец прокомментировала вопрос падежа коров, который недавно рассматривался на заседании президиума Совмина. ("За год мы потеряли в стране 381 тыс. коров, или 28,7% стада", - констатировал тогда Мясникович, анализируя ситуацию с непроизводительным выбытием. "Многие думают: это не мое, колхозное, пала корова - и бог с ней, однако падеж коровы должен быть трагедией для хозяйства", - отметил премьер.) 
 
"Он не сказал – корова сдохла, он сказал – непроизводительное выбытие. Около 25%. Мы же хотим от коровы доить 5 и выше литров. Поэтому и есть непроизводительное выбытие – старые коровы, низкопродуктивные. Они на мясокомбинат и заехали. А вовсе не сдохли, что вы", - успокоила Котковец. 
 
Интересовали журналистов и причины скромного роста производства молока (+1,6%), при том, что в прошлом году в Беларуси построено 87 молочно-товарных ферм, еще 180 реконструировано. В ответ на вопрос "Советской Белоруссии" о том, почему же такая низкая отдача, Надежде Котковец пришлось провести небольшой ликбез.
 
"Я ждала этого вопроса. Сегодня на сегодня ничего не бывает. Построили ферму на тысячу голов коров. Чтобы эта ферма вышла на свою продуктивность, ей понадобится минимум год. Сегодня телочка родилась – а коровой она стала через 2,5 года. На эту ферму ее поставили, полгода ее, нетель, держат на ферме. Она растелилась - полгода ее раздаивают, смотрят на продуктивность, с тем, чтобы с этой телки, нетеля, сделать, наконец, корову. Всякие тут парни сидят, кто-то им нравится из девушек, кто-то – не нравится. Так же и корова. За ней нужно понаблюдать", - рассказала замминистра, заверив, что отдача будет, но уже в нынешнем году. 
 
"Пока мы по-настоящему укомплектуем эту ферму, пройдет время. Мы эту телку растелим, раздоим, получим необходимую корову, посмотрим на продуктивность. Первые два года продуктивность растет, третий год – пик производства молока, четвертый ее еще доят, а на пятый год происходит то, о чём уже спрашивали: она не сдохла, ее сдали на мясокомбинат. Потому что продуктивность начинает снижаться", - резюмировала она.
 
"Весна на носу!"
 
"Весна на носу!" - констатировала Котковец, рассказывая о подготовке к посевной кампании. Она отметила, что за годы работы появились постоянные и вполне работоспособные схемы, в которых пять основных составляющих: семена, минеральные удобрения, горючее, техника и люди. "С последними двумя проблем нет", - отметила она. 
 
Решаются и остальные вопросы. "По горючему мы из года в год обращаемся в правительство с тем, чтобы нам помогали в пиковые периоды бюджетными ссудами, по которым мы рассчитываемся. На сегодня никакой задолженности нет… Схема следующая: каждая организация открывает спецсчета, на которые поступает 25% от объема выручки за сданное молоко. С этих спецсчетов мы рассчитываемся по долгам за горючее, которое просили в 2011 году (1,5 трлн рублей мы одалживали в 2011 году с обязательствами отдавать в 2012-м). Все графики выполняются, на спецсчетах будет около 4 трлн рублей, отдадим 1,5 млрд рублей долгов и перекредитуемся по новой этими же деньгами, кроме того, будем иметь свободные ресурсы", - рассказала Котковец. 
 
Инвестиционный провал и ценовой вопрос
 
При вполне благополучном выполнении большинства годовых показателей Минсельхозпрод провалил задание по привлечению иностранных инвестиций, выполнив план 2011 года только на 9%. "Переговоров много, а вот реальные проекты можно посчитать по пальцам", - признала Надежда Котковец, отметив среди удачных проектов создаваемую овцеферму на 10 тыс. голов, построенную в Логойском районе за счет иранских инвестиций, а также проект в агрокомбинате "Дзержинский" с израильскими инвестициями. 
 
В 2012 году предприятия Минсельхозпрода должны привлечь около 100 млн долларов прямых иностранных инвестиций. Ставку делают, в частности, на мощности по переработке рыбы. В целом, интерес выше именно к обрабатывающей промышленности, особенно – к молочным заводам. "Но тут нам не совсем интересно", - признают в Минсельхозпроде. 
 
Еще одна больная тема – выравнивание цен на сельхозпродукцию с Россией. "Ценовой вопрос всегда очень уязвимый, - признала Котковец. – Хотелось, чтобы спокойнее относились к этому вопросу. Мы понимаем, что оптовые цены при реализации продукции на внутренний рынок не обеспечивают рентабельной работы предприятий. По разным видам она составляет от минус 10% до минус 60% и выше, до минус 120% рентабельность доходит".
 
"Идеально, если внутренние белорусские цены были бы равны соответствующим отпускным ценам в России. Но есть много объективных и субъективных моментов, по которым в одночасье такое решение не может быть принято", - отметила она, добавив, что поэтапно цены все-таки будут подтягиваться к российским. 

 

 
←ГТК Беларуси интенсивно работает над проектом закона о таможенном регулировании

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика