Всемирный банк разработал рекомендации для "перезапуска" европейской модели экономического роста
Источник материала: БелТА
25.01.2012 10:51
—
Новости Экономики
25 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Рекомендации для "перезапуска" европейской модели экономического роста представлены в новом докладе Всемирного банка "Золотой рост: восстановление состоятельности европейской экономической модели", сообщили корреспонденту БЕЛТА в представительстве банка в Беларуси.
"Европе необходимо корректировать свою экономическую модель, а не отказываться от нее, - заявил вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филипп Ле Уэру. - Столкнувшись с негативной динамикой долга и неблагоприятными демографическими тенденциями, многие европейцы требуют перехода к "новой модели роста". Отрадно, что в Европе отсутствует самоуспокоенность. Однако утрата уверенности в себе может быть опасной. В европейской модели роста есть немало привлекательных черт, обеспечивших беспрецедентное процветание, плодами которого пользуются многие. Эти черты необходимо сохранять и развивать".
Доклад охватывает 45 стран, в том числе 27 членов ЕС, 4 страны - члена Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), страны - кандидаты и потенциальные кандидаты на вступление в ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория, Сербия и Турция), а также страны - участницы "Восточного партнерства" (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина). Работа опирается на передовой опыт Европы и других регионов.
В новом докладе содержится анализ тенденций экономического роста в Европе в долгосрочной перспективе, причем особое внимание уделяется последним двум десятилетиям. Предлагаются меры, необходимые для сохранения дальнейшего процветания. В докладе рассматриваются шесть основных компонентов европейской модели экономического роста: торговля, финансы, предпринимательство, инновации, рынок труда и действия государства. Главный вывод таков: большинство стран Европы демонстрируют хорошие результаты в секторах торговли и финансов, многие из них - в области предпринимательства и инноваций, но лишь немногие страны - в сфере рынка труда и действий государства. Таким образом, для того, чтобы рынки труда и государство заработали более эффективно, Европе необходимо осуществить множество изменений. Для стимулирования инноваций и роста производительности на предприятиях изменений требуется не так много, а для реформирования сферы финансов и торговли их нужно и того меньше. Вследствие замедления темпов роста производительности, сокращения численности населения и наличия неприемлемых бюджетных дисбалансов многие из таких изменений становятся неотложными.
Чтобы вдохнуть в европейскую модель роста новую жизнь, в докладе предлагаются три группы рекомендаций: перезапустить "машину конвергенции", благодаря которой менее благополучные с экономической точки зрения страны смогли перейти в категорию экономик с высоким уровнем доходов; восстановить бренд "Европа", который помог региону, где проживает десятая часть населения планеты, обеспечивать треть мирового экономического производства; проанализировать, что необходимо для того, чтобы оставаться "сверхдержавой стиля и образа жизни", демонстрируя самый высокий уровень жизни в мире.
"Без преувеличения можно сказать, что Европа изобрела "машину конвергенции", которая вбирает в себя бедные страны и помогает им превращаться в экономики с высоким уровнем доходов, - подчеркнул главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии и один из основных авторов доклада Индермит Гилл. - Поскольку торговля и финансовая интеграция являются неотъемлемой чертой интегрированной экономики Европы, перезапуск "машины конвергенции" не будет сложным". По мнению авторов доклада, для дальнейшего совершенствования этих компонентов необходимы следующие меры: более эффективное управление финансовыми потоками, скорейшее увеличение объемов торговли современными видами услуг и повышение мобильности трудовых ресурсов.
Сохранить свой "глобальный бренд" Европе будет несколько сложнее. Торговые и финансовые связи должны стать еще прочнее, что позволит Европе превратиться в действительно единую экономику. Предприятия из стран Северной Европы и государств - членов Европейской ассоциации свободной торговли, которые уже демонстрируют один из самых высоких уровней инноваций в мире, должны получить более полный доступ к рынкам других европейских государств. Правительствам стран Южной и Восточной Европы потребуется улучшать деловой климат, а более крупным странам в континентальной части Европы следует предоставить предприятиям больше экономической свободы, чтобы иметь возможность конкурировать с Северной Америкой и Восточной Азией. Также им необходимо воспользоваться опытом США в части коммерциализации научных разработок и превращения университетов в центры притяжения для лучших и наиболее подготовленных специалистов.
"Сверхдержавы несут значительные расходы, чтобы проецировать свое влияние и защищать свой образ жизни, - заявил Индермит Гилл. - Европа выделяет на цели социальной защиты (пенсионное обеспечение, страховка на случай потери работы и выплаты в системе социального обеспечения) больше средств, чем все остальные страны мира вместе взятые. Европейские правительства тратят примерно на 10% ВВП больше, чем в других государствах, и почти вся эта разница в расходах уходит на социальную защиту. Многие страны Европы уже не могут позволять себе подобные расходы. В сочетании с неблагоприятной демографической динамикой и снижением стимулов к трудовой деятельности такое бремя, лежащее на бюджете, служит препятствием для экономического роста". По мнению авторов доклада, вследствие неблагоприятных демографических тенденций и хронических дефицитов бюджета Европе необходимы кардинальные изменения в организации работы рынков труда и государства. Для восполнения грядущего дефицита трудовых ресурсов Европе придется действовать одновременно по нескольким направлениям: ужесточать конкуренцию за рабочие места, повышать мобильность трудовых ресурсов и эффективность механизмов трудоустройства и социального обеспечения, а также пересматривать иммиграционную политику. В основе этих изменений должен лежать новый консенсус в обществе.
Многочисленные и неэффективные государственные структуры тормозят экономический рост, и в европейских странах им необходимо либо повышать свою эффективность, либо сокращаться. Рост численности государственных чиновников на 10 процентных пунктов приводит к снижению темпов экономического роста на 0,6-0,9 процентного пункта в год, или примерно на треть от показателя долгосрочного роста для развитых стран Европы. В то время как основными приоритетами в предстоящее десятилетие должны стать бюджетная консолидация и сокращение государственного долга, контроль расходов в сфере здравоохранения и социального обеспечения с учетом старения населения сохранятся в ближайшие 20 лет в качестве важнейших направлений стратегии. Чтобы к 2030 году сократить размеры государственного долга до 60% ВВП, в текущем десятилетии странам Западной Европы необходимо улучшать первичное сальдо (с поправкой на цикл деловой активности) примерно на 6% ВВП. Самые серьезные корректировки потребуются в странах Южной Европы, минимальные - в странах Северной Европы. В государствах - новых членах ЕС с более низким целевым показателем государственного долга на уровне 40% ВВП масштабы корректировки соответствуют примерно 4% ВВП. Расходование свыше 10% ВВП на социальную защиту чревато дефицитом инвестиций в виды деятельности, способствующие экономическому росту.
"Европе необходимо корректировать свою экономическую модель, а не отказываться от нее, - заявил вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филипп Ле Уэру. - Столкнувшись с негативной динамикой долга и неблагоприятными демографическими тенденциями, многие европейцы требуют перехода к "новой модели роста". Отрадно, что в Европе отсутствует самоуспокоенность. Однако утрата уверенности в себе может быть опасной. В европейской модели роста есть немало привлекательных черт, обеспечивших беспрецедентное процветание, плодами которого пользуются многие. Эти черты необходимо сохранять и развивать".
Доклад охватывает 45 стран, в том числе 27 членов ЕС, 4 страны - члена Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), страны - кандидаты и потенциальные кандидаты на вступление в ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория, Сербия и Турция), а также страны - участницы "Восточного партнерства" (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина). Работа опирается на передовой опыт Европы и других регионов.
В новом докладе содержится анализ тенденций экономического роста в Европе в долгосрочной перспективе, причем особое внимание уделяется последним двум десятилетиям. Предлагаются меры, необходимые для сохранения дальнейшего процветания. В докладе рассматриваются шесть основных компонентов европейской модели экономического роста: торговля, финансы, предпринимательство, инновации, рынок труда и действия государства. Главный вывод таков: большинство стран Европы демонстрируют хорошие результаты в секторах торговли и финансов, многие из них - в области предпринимательства и инноваций, но лишь немногие страны - в сфере рынка труда и действий государства. Таким образом, для того, чтобы рынки труда и государство заработали более эффективно, Европе необходимо осуществить множество изменений. Для стимулирования инноваций и роста производительности на предприятиях изменений требуется не так много, а для реформирования сферы финансов и торговли их нужно и того меньше. Вследствие замедления темпов роста производительности, сокращения численности населения и наличия неприемлемых бюджетных дисбалансов многие из таких изменений становятся неотложными.
Чтобы вдохнуть в европейскую модель роста новую жизнь, в докладе предлагаются три группы рекомендаций: перезапустить "машину конвергенции", благодаря которой менее благополучные с экономической точки зрения страны смогли перейти в категорию экономик с высоким уровнем доходов; восстановить бренд "Европа", который помог региону, где проживает десятая часть населения планеты, обеспечивать треть мирового экономического производства; проанализировать, что необходимо для того, чтобы оставаться "сверхдержавой стиля и образа жизни", демонстрируя самый высокий уровень жизни в мире.
"Без преувеличения можно сказать, что Европа изобрела "машину конвергенции", которая вбирает в себя бедные страны и помогает им превращаться в экономики с высоким уровнем доходов, - подчеркнул главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии и один из основных авторов доклада Индермит Гилл. - Поскольку торговля и финансовая интеграция являются неотъемлемой чертой интегрированной экономики Европы, перезапуск "машины конвергенции" не будет сложным". По мнению авторов доклада, для дальнейшего совершенствования этих компонентов необходимы следующие меры: более эффективное управление финансовыми потоками, скорейшее увеличение объемов торговли современными видами услуг и повышение мобильности трудовых ресурсов.
Сохранить свой "глобальный бренд" Европе будет несколько сложнее. Торговые и финансовые связи должны стать еще прочнее, что позволит Европе превратиться в действительно единую экономику. Предприятия из стран Северной Европы и государств - членов Европейской ассоциации свободной торговли, которые уже демонстрируют один из самых высоких уровней инноваций в мире, должны получить более полный доступ к рынкам других европейских государств. Правительствам стран Южной и Восточной Европы потребуется улучшать деловой климат, а более крупным странам в континентальной части Европы следует предоставить предприятиям больше экономической свободы, чтобы иметь возможность конкурировать с Северной Америкой и Восточной Азией. Также им необходимо воспользоваться опытом США в части коммерциализации научных разработок и превращения университетов в центры притяжения для лучших и наиболее подготовленных специалистов.
"Сверхдержавы несут значительные расходы, чтобы проецировать свое влияние и защищать свой образ жизни, - заявил Индермит Гилл. - Европа выделяет на цели социальной защиты (пенсионное обеспечение, страховка на случай потери работы и выплаты в системе социального обеспечения) больше средств, чем все остальные страны мира вместе взятые. Европейские правительства тратят примерно на 10% ВВП больше, чем в других государствах, и почти вся эта разница в расходах уходит на социальную защиту. Многие страны Европы уже не могут позволять себе подобные расходы. В сочетании с неблагоприятной демографической динамикой и снижением стимулов к трудовой деятельности такое бремя, лежащее на бюджете, служит препятствием для экономического роста". По мнению авторов доклада, вследствие неблагоприятных демографических тенденций и хронических дефицитов бюджета Европе необходимы кардинальные изменения в организации работы рынков труда и государства. Для восполнения грядущего дефицита трудовых ресурсов Европе придется действовать одновременно по нескольким направлениям: ужесточать конкуренцию за рабочие места, повышать мобильность трудовых ресурсов и эффективность механизмов трудоустройства и социального обеспечения, а также пересматривать иммиграционную политику. В основе этих изменений должен лежать новый консенсус в обществе.
Многочисленные и неэффективные государственные структуры тормозят экономический рост, и в европейских странах им необходимо либо повышать свою эффективность, либо сокращаться. Рост численности государственных чиновников на 10 процентных пунктов приводит к снижению темпов экономического роста на 0,6-0,9 процентного пункта в год, или примерно на треть от показателя долгосрочного роста для развитых стран Европы. В то время как основными приоритетами в предстоящее десятилетие должны стать бюджетная консолидация и сокращение государственного долга, контроль расходов в сфере здравоохранения и социального обеспечения с учетом старения населения сохранятся в ближайшие 20 лет в качестве важнейших направлений стратегии. Чтобы к 2030 году сократить размеры государственного долга до 60% ВВП, в текущем десятилетии странам Западной Европы необходимо улучшать первичное сальдо (с поправкой на цикл деловой активности) примерно на 6% ВВП. Самые серьезные корректировки потребуются в странах Южной Европы, минимальные - в странах Северной Европы. В государствах - новых членах ЕС с более низким целевым показателем государственного долга на уровне 40% ВВП масштабы корректировки соответствуют примерно 4% ВВП. Расходование свыше 10% ВВП на социальную защиту чревато дефицитом инвестиций в виды деятельности, способствующие экономическому росту.
БелТА (оригинал новости)