Общественные организации призывают страховой бизнес Беларуси к социальной ответственности
Источник материала: БелТА
24.01.2012 18:45
—
Новости Экономики
24 января, Минск /Ирина Мясникова - БЕЛТА/. Страховые компании Беларуси должны повышать социальную ответственность бизнеса. Такое мнение высказал сегодня председатель правления международного социально-экономического фонда "Идея" Павел Вешторт во время круглого стола на тему "Доступность услуг страхования для людей с инвалидностью", сообщает корреспондент БЕЛТА.
"Белорусский страховой бизнес должен сделать шаг навстречу людям с инвалидностью и таким образом проявить свою социальную ответственность", - сказал Павел Вешторт. Человек, независимо от того, есть у него инвалидность или нет, должен иметь возможность заключить договор страхования в любой компании, считает председатель правления фонда. Только в случае равных условий предоставления услуг люди с ограниченными возможностями не будут чувствовать себя "не такими", и лишь так можно решить проблему дискриминации по признаку инвалидности, подчеркнул он.
Как отметили представители фонда "Идея", в настоящий момент далеко не все страховые компании предоставляют услуги страхования для людей с инвалидностью на общих основаниях. В ряде случаев к такой категории применяются повышенные тарифы, а в большинстве страховых компаний инвалиды первой и второй групп, а также с психическими заболеваниями при выезде за рубеж и от несчастных случаев вовсе не могут оформить страховку. Такой избирательный подход к клиентам страховщики считают способом минимизировать свои риски.
"Страхование - это риск. И как показывает статистика, к сожалению, тот пласт договоров, который заключается с людьми с инвалидностью, для некоторых страховых компаний является убыточным. А страховая организация, как любая, которая преследует цель увеличения прибыли, старается избежать убытков: кто-то вводит более жесткие критерии, кто-то отказывается от оказания услуг этой категории", - пояснил ведущий специалист ЗАСО "Промтрансинвест" Сергей Андриевич.
В то же время в БРУСП "Белгосстрах", где для людей с инвалидностью нет ограничений в оказании услуг, отмечают, что такие клиенты более ответственно подходят к страхованию, нежели обычные туристы. И по ним особо крупных страховых выплат за последние годы не производилось. Но и количество застрахованных лиц из этой категории измеряется долями процентов, отметила заместитель начальника управления медстрахования "Белгосстраха" Людмила Кулак.
Причины низкой численности таких клиентов страховщики видят не только в ограничении предоставления услуг людям с инвалидностью, ведь большинство видов (страхование жилья, автомобиля и даже бизнеса) для них общедоступны. Реальное решение, по их мнению, - в повышении социального статуса людей с инвалидностью, их экономической активности. "Это не проблема страховых компаний - донести информацию, активность должны проявить сами граждане", - утверждают страховщики.
"Мы живем в обществе высокотехнологичном. У нас есть Интернет, у нас есть виды занятости, позволяющие иметь доход и чувствовать себя равноправным членом общества, в том числе с ограничениями по здоровью. Например, предпринимательство. Поэтому первична все-таки социальная реализация гражданина, его экономическая самостоятельность. Когда эта сторона вопроса будет решена, тогда и доступность услуг для этой категории лиц будет выше", - сказал заместитель начальника главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Станислав Саевич.
При этом он отметил, что сегодня в Беларуси любая страховая услуга доступна этой категории лиц со стороны государственного предприятия "Белгосстрах". Частные страховые компании также оказывают услуги лицам с инвалидностью, хотя и более избирательно. "Отказ от принятия таких граждан на пользование страховыми услугами - это не конструктивная позиция страховщиков, - считает Станислав Саевич. - Однако прямые указания страховым компаниям по решению этой задачи мы, пожалуй, давать не вправе. Математически это противоречит самому построению страхового бизнеса: более высокий риск должен предусматривать определенные инструменты формирования защиты".
Выражая свою гражданскую позицию, заместитель начальника главного управления страхового надзора Минфина подчеркнул: "Страховые организации имеют возможность учитывать риски, повышенные при предоставлении услуг данной категории лиц, например, через страховой тариф. Таким образом, они могут обеспечить защиту своих экономических интересов и предоставить этой категории лиц равные права на предоставление услуг. По результатам круглого стола мы проведем консультации в рамках страхового надзора Минфина, и наша позиция будет высказана, скорее всего, в адрес Белорусской ассоциации страховщиков. И уже в ведении БАС эта работа будет проводиться дальше".
По словам координатора Офиса по правам людей с инвалидностью Сергея Дроздовского, в конфликтах людей с инвалидностью по части страхования он не видит злого умысла со стороны страховых компаний. "Проблемы, которые возникают, - это наследие стереотипов, - считает он. - Стереотип благотворительного отношения к человеку с инвалидностью сформирован давно и сегодня преобладает. Стереотип, что эти люди нуждаются в помощи. Но люди с инвалидностью вполне могут и должны участвовать в экономической деятельности, частью которого является страхование. В будущем мы видим сферу страхования как недискриминационную, а дружественную по отношению к людям с инвалидностью. Продвижение такого понимания и такого восприятия в предоставлении услуг является одним из аспектов социальной ответственности бизнеса".
Круглый стол на тему "Доступность услуг страхования для людей с инвалидностью" организовали международный социально-экономический фонд "Идея" и Офис по правам людей с инвалидностью. Как отметили организаторы, многие страховые компании отказались участвовать в мероприятии, потому как оказались не готовы высказать позицию своей компании по отношению к предоставлению услуг людям с ограниченными возможностями. Участие в круглом столе приняли лишь 3 страховые компании: БРУСП "Белгосстрах", ЗАСО "Промтрансинвест" и ОАО "Белорусский народный страховой пенсионный фонд".
"Белорусский страховой бизнес должен сделать шаг навстречу людям с инвалидностью и таким образом проявить свою социальную ответственность", - сказал Павел Вешторт. Человек, независимо от того, есть у него инвалидность или нет, должен иметь возможность заключить договор страхования в любой компании, считает председатель правления фонда. Только в случае равных условий предоставления услуг люди с ограниченными возможностями не будут чувствовать себя "не такими", и лишь так можно решить проблему дискриминации по признаку инвалидности, подчеркнул он.
Как отметили представители фонда "Идея", в настоящий момент далеко не все страховые компании предоставляют услуги страхования для людей с инвалидностью на общих основаниях. В ряде случаев к такой категории применяются повышенные тарифы, а в большинстве страховых компаний инвалиды первой и второй групп, а также с психическими заболеваниями при выезде за рубеж и от несчастных случаев вовсе не могут оформить страховку. Такой избирательный подход к клиентам страховщики считают способом минимизировать свои риски.
"Страхование - это риск. И как показывает статистика, к сожалению, тот пласт договоров, который заключается с людьми с инвалидностью, для некоторых страховых компаний является убыточным. А страховая организация, как любая, которая преследует цель увеличения прибыли, старается избежать убытков: кто-то вводит более жесткие критерии, кто-то отказывается от оказания услуг этой категории", - пояснил ведущий специалист ЗАСО "Промтрансинвест" Сергей Андриевич.
В то же время в БРУСП "Белгосстрах", где для людей с инвалидностью нет ограничений в оказании услуг, отмечают, что такие клиенты более ответственно подходят к страхованию, нежели обычные туристы. И по ним особо крупных страховых выплат за последние годы не производилось. Но и количество застрахованных лиц из этой категории измеряется долями процентов, отметила заместитель начальника управления медстрахования "Белгосстраха" Людмила Кулак.
Причины низкой численности таких клиентов страховщики видят не только в ограничении предоставления услуг людям с инвалидностью, ведь большинство видов (страхование жилья, автомобиля и даже бизнеса) для них общедоступны. Реальное решение, по их мнению, - в повышении социального статуса людей с инвалидностью, их экономической активности. "Это не проблема страховых компаний - донести информацию, активность должны проявить сами граждане", - утверждают страховщики.
"Мы живем в обществе высокотехнологичном. У нас есть Интернет, у нас есть виды занятости, позволяющие иметь доход и чувствовать себя равноправным членом общества, в том числе с ограничениями по здоровью. Например, предпринимательство. Поэтому первична все-таки социальная реализация гражданина, его экономическая самостоятельность. Когда эта сторона вопроса будет решена, тогда и доступность услуг для этой категории лиц будет выше", - сказал заместитель начальника главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Станислав Саевич.
При этом он отметил, что сегодня в Беларуси любая страховая услуга доступна этой категории лиц со стороны государственного предприятия "Белгосстрах". Частные страховые компании также оказывают услуги лицам с инвалидностью, хотя и более избирательно. "Отказ от принятия таких граждан на пользование страховыми услугами - это не конструктивная позиция страховщиков, - считает Станислав Саевич. - Однако прямые указания страховым компаниям по решению этой задачи мы, пожалуй, давать не вправе. Математически это противоречит самому построению страхового бизнеса: более высокий риск должен предусматривать определенные инструменты формирования защиты".
Выражая свою гражданскую позицию, заместитель начальника главного управления страхового надзора Минфина подчеркнул: "Страховые организации имеют возможность учитывать риски, повышенные при предоставлении услуг данной категории лиц, например, через страховой тариф. Таким образом, они могут обеспечить защиту своих экономических интересов и предоставить этой категории лиц равные права на предоставление услуг. По результатам круглого стола мы проведем консультации в рамках страхового надзора Минфина, и наша позиция будет высказана, скорее всего, в адрес Белорусской ассоциации страховщиков. И уже в ведении БАС эта работа будет проводиться дальше".
По словам координатора Офиса по правам людей с инвалидностью Сергея Дроздовского, в конфликтах людей с инвалидностью по части страхования он не видит злого умысла со стороны страховых компаний. "Проблемы, которые возникают, - это наследие стереотипов, - считает он. - Стереотип благотворительного отношения к человеку с инвалидностью сформирован давно и сегодня преобладает. Стереотип, что эти люди нуждаются в помощи. Но люди с инвалидностью вполне могут и должны участвовать в экономической деятельности, частью которого является страхование. В будущем мы видим сферу страхования как недискриминационную, а дружественную по отношению к людям с инвалидностью. Продвижение такого понимания и такого восприятия в предоставлении услуг является одним из аспектов социальной ответственности бизнеса".
Круглый стол на тему "Доступность услуг страхования для людей с инвалидностью" организовали международный социально-экономический фонд "Идея" и Офис по правам людей с инвалидностью. Как отметили организаторы, многие страховые компании отказались участвовать в мероприятии, потому как оказались не готовы высказать позицию своей компании по отношению к предоставлению услуг людям с ограниченными возможностями. Участие в круглом столе приняли лишь 3 страховые компании: БРУСП "Белгосстрах", ЗАСО "Промтрансинвест" и ОАО "Белорусский народный страховой пенсионный фонд".
БелТА (оригинал новости)